Статья
1380 9 мая 2009 0:03

Парад в День Победы

На Красной площади в Москве прошел парад в честь 64-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. По главной площади страны торжественным маршем прошагали военнослужащие разных родов войск, прошла военная техника. Завершился победный марш пролетом военной авиации.

Командовал парадом командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник В.Герасимов; принимал военный парад - министр обороны РФ А.Сердюков.  Всего в торжественном мероприятии приняли участие более 9 тысяч военнослужащих.

В параде в этом году было задействовано рекордное количество военной техники - 112 единиц вооружений, 69 самолетов и вертолетов. Зрители увидели современные образцы вооружения, которыми оснащены части и подразделения российской армии. Среди них танки Т-90 и БМП-3, оперативные ракетные тактические комплексы "Искандер", фронтовой бомбардировщик Су-34. Впервые в параде приняли участие зенитные ракетные системы С-400 "Триумф".

Парад открыла рота барабанщиков, за ними проследовала знаменная группа с государственным флагом России, знаменем Победы и знаменем Вооруженных сил Российской Федерации. Затем по брусчатке прошли курсанты и слушатели ряда вузов Минобороны, ФСБ, МЧС, военнослужащие Вооруженных сил РФ.

Пешие коллоны сменились шествием военной техники. Пожалуй, самым зрелищным стал пролет авиации. Вертолеты пронесли над Красной площадью флаги Российской Федерации, министерства обороны и Военно-воздушных сил. Авиагруппы самолетов промчались со скоростью до 550 километров в час на высоте 300 метров.

Накануне празднования Дня победы президент Дмитрий Медведев встречался с ветеранами - Героями Советского Союза. Глава государства назвал парад очень важным символом, а Великую Отечественную войну и победу в ней самым главным и самым сложным событием прошедшего века.

Ветераны выразили удоволетворение тем, что были возрождены парады на Красной площади по случаю Дня Победы. По мнению фронтовиков, они имеют исключительно большое воспитательное значение для всего нашего народа.

Как показал опрос общественного мнения, проведенный ВЦИОМ, более  
70% россиян поддерживает возобновление военных парадов, приуроченных к годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Комментарии экспертов

Великая отечественная война для России (под названием Советский Союз, под названием Россия – это неважно) это самая кровопролитная за всё историю война. И, кстати, одна из самых долгих в смысле того, сколько враг находился на части территории России. И самая последняя из масштабных войн. Ещё живы люди, которые в этом участвовали, а уж их дети – тем более. В этом смысле никакой актуальность этот праздник не потерял по естественным, психологическим и историческим причинам.

Эклектика идеологий, моралей, политический взглядов, которая по-прежнему существует сегодня в России после крушения коммунистической идеологии, тем более приводит к тому, что нужна опора на какое-то значимое событие в истории своей страны, максимально позитивное по оценке большинства ныне живущих граждан, но не политиков. Одними отвергается царский период, другими – советский период, третьими – постсоветский период. 9 мая – победа над гитлеровской Германией, которая напала на нашу страну, – остаётся идеологической опорой,  фактически единственной неоспоримой для большинства. И пока эта эклектика, хаос, сумятица умов в сфере идеологии и истории у нас не завершится - такой опорой будет именно 9 мая, и ни что другое: ни 7 ноября, ни 1 мая, ни 4 ноября, ни 12 июня.

Поскольку целой группой стран, отчасти и Западом в целом, все последние годы проводится сознательный курс на принижение роли России и Советского Союза в этой победе и вообще в истории Второй мировой войны, то, тем более, этот праздник приобретает ещё большее значение. Чем больше будут пытаться умалять роль России, спорить, внесла ли она сверхрешающий вклад в разгром Гитлера или просто решающий («не решающий» говорят зарубежные политики, историки, политологи, тем более из тех стран, которые были союзниками Гитлера в тот период, или потенциальными союзниками) – тем больше Россия в целом, нация и общество будут поклоняться этому празднику и сплачиваться вокруг него.

Это событие почти 65-летней давности (сам финал войны, победа) по-прежнему является из всех исторических событий чуть ли не самым актуальным для современной России. И не только по желанию самой Россию, но и потому, что нападки многих западных стран и вообще многих зарубежных стран на эту победу до сих пор осуществляются и даже усиливаются. Все события от 39-го до 45-го года фактически остаются событиями современной актуальной политической истории и политической мысли. Как в этих условиях 9 мая для нашего народа и нашей страны может превратиться в нечто подобное Куликовской битве или победе над Наполеоном?

Поразительно, что это происходит как раз на фоне того, что с немецким народом и с немецким государством, то есть тем главным, с кем у Советского Союза тогда была война, примирение произошло фактически полное. Но слишком много у Гитлера было тайных и явных союзников – и тогда, и сейчас. И они не дают нам забыть этот день и перевести его в разряд замечательных, в одну из многих исторических дат, которая не воспринимается как актуальная политическая до сих пор.

Говоря о Параде Победы в этом году, сложно сказать, насколько он "более масштабный". В параде участвуют около 9 тысяч военнослужащих. Это как минимум столько же, сколько и прошлом году, и даже меньше, потому что не участвуют батальоны суворовцев и нахимовцев, которые традиционно все советские годы открывали эти парады.

Если вернуться в историю, у нас был целый период, когда новая российская либеральная власть, в лице тогдашнего президента Ельцина, отказалась от парадов. Не то, что отказалась – она их даже запретила. И с 1991-го по 1995-ый год никаких парадов не проводилось. Более того, 9 мая 1992 года в Москве на Тверской московский ОМОН избивал стариков, которые самостоятельно вышли на шествие в честь 9 мая. Так что был период, когда 9 мая фактически находилось под запретом у новых российских властей.

Но всё это привело к тому, что авторитет власти упал до такого состояния и превратился в такое посмешище, что после выборов в новую Думу 93-го года, когда, несмотря на расстрел Белого дома, власть просто с треском  эти выборы проиграла, все начали лихорадочно, как утопающие за соломинку, хвататься за какие-то варианты, которые могли бы поднять авторитет власти. Одним из этих вариантов было возвращение к патриотической традиции. Одним из проявлений было восстановление парада.

В 1995-ом году его впервые восстановили. Правда, сначала этот парад проводился совершенно в другом месте. Один раз Ельцин пытался принимать парад в районе Поклонной горы. Потом начали прохождения ветеранов по Красной площади. И потом перешли на прохождение войск без техники. А уже при В. В. Путине фактически полная традиция советских парадов была восстановлена. И сейчас по Красной площади провозят всё, вплоть до баллистических ракет, которые в последние годы советской власти уже на парады не вывозились.

Любой парад является демонстрацией военной мощи государства и его имперской сущности. Парад в честь 9 мая – это не просто традиция, это фактически наше священное право, которое позволяет цементировать нацию, которое напоминает ей о громадной победе, одержанной ей в XX веке, и о том месте, которое нация занимала и заняла в мировой истории, победив, пожалуй, самую страшную за всю историю человечества силу – германский нацизм.

У каждой действующей политической, гражданской нации есть своя гражданская религия. Победа – это гражданская религия русских в России, так же, как у американцев американизм. Она связывает нас между собой. Мы часто спорим о том, какое у нас государство, и не можем определить своё общество, но все мы твёрдо знаем, что мы тот самый народ, которые победил в страшной войне 1945 года. И в этом наша идентичность.

Кстати, в своё время такие сильные лидеры, как Ельцин и до него Хрущёв, политически проиграли именно потому, что разорвали связь с победой. В 90-е годы она казалась утраченной. Путин выиграл свою политическую игру, потому что, не восстанавливая Советский Союз, восстановил нашу гражданскую идентичность – идентичность, связанную с победой.

В силу того, что война 1941-1945 годов была освободительной войной за свободу и суверенность, наша идентичность носит антинацистский, антифашистский, антирасистский характер, и освободительный. Когда Медведев говорит, что свобода лучше, чем несвобода, он фактически опирается на сознание освободительной войны 1941-1945 годов.

Поэтому мне кажется, что это фокусирующая точка, в каком-то смысле сегодня учредительная и для нашего сознания как российской нации, и для нашего государства.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".