Статья
15 Марта 2012 12:48

Парк Горького

<p>Книга немецкого историка Катарины Кухер посвящена истории возникновения и функционирования Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького в 1930-е гг.</p>
Комментарии экспертов
<p>Сколь информативное, столь и скучное исследование немецкого исследователя Катарины Кухер посвященное истории Парка имени Горького в Москве, наверное, не может привлечь внимание широкой публики иначе как в контексте его нынешней реконструкции. Иначе, его можно рекомендовать только узкому кругу историков.</p>
<p>В первом случае, оба сюжета перекликаются гармонично и даже временами дополняют друг друга. На момент разработки проекта парка культуры и отдыха в Москве, он планировался, как некое «модельное тело» развитого социализма, с существенным уклоном в зону пропаганды «культурности» (не путать с культурой), то по мере увеличения благосостояния жителей Москвы, постепенно превратился в обыкновенный источник массовых развлечений, не несущий лишней идеологической нагрузки.</p>
<p>Доказательств того, что конец Парку-инструменту социального проектирования положила не Великая Отечественная, а именно изменение политической и экономической повестки, Кухер приводит много. От прямых, вроде формирования неизменных и скучных стандартов годовых развлекательных программ в <nobr>38-ом,</nobr> так и косвенные, вроде утраты Парком собственной газеты в <nobr>36-ом.</nobr> При этом, «поражение» в <nobr>30-ых</nobr> ждало Парк еще и как пространство, в котором москвичи могли на практике реализовать коммунистический взгляд на труд и отдых, как на неразделимые понятия. По мере усиления как бытового давления со стороны города, неустроенного и плохо организованного, так и сталинского террора, горожане все больше стремились в парк, как в зону свободную от продуцируемой окружающей обстановкой депрессии.</p>
<p>В этом смысле, события, происходящие вокруг Парка Горького сейчас, это одновременно и возвращение к его истокам, как пространству, где работа и отдых совмещается за столиками заведений «Гинзы», так и повторение сюжета, с превращение Парка в зону эскапизма, изолированную от основной городской инфраструктуры, которая, конечно, не находится в таком плачевном состоянии, как восемьдесят лет назад, но все равно требует появления «пространств Европы».</p>
<p>Если эксперимент по превращению парка в «точку роста» для всего города окажется все-таки удачным, то он может быть продолжен в других городах. Кухер обстоятельно описывает, что большинство остальных парков им. Горького и обычных развлекательных парков на территории СССР как архитектурно, так и идеологически списывались с московского прототипа.</p>
<p><strong>Катарина Кухер ,"Парк Горького. Культура досуга в сталинскую эпоху. </strong><nobr><strong>1928-1941″,</strong></nobr><strong> М.: Российская политическая энциклопедия, 2012 — 350 с.</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".