Статья
138 30 Сентября 2009 9:35

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по ситуации на Кавказе.

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию "Война между Грузией и Россией: год спустя".

В этом документе отмечается, что "ассамблея серьезно озабочена сохраняющимся напряжением и провокациями вдоль административных границ Южной Осетии и Абхазии, которые могут лишь дестабилизировать регион в целом".

"Ассамблея считает, что единственной гарантией того, что существующая напряженность не перерастет в возобновление столкновений и боевых действий является безотлагательное обеспечение неограниченного доступа международных наблюдателей к обеим сторонам административных границ Южной Осетии и Абхазии, а также развертывания в этих регионах новых беспристрастных международных миротворческих сил", - отмечается в документе.

В нем "осуждается, что Россия и фактические власти Южной Осетии и Абхазии по-прежнему отказываются разрешить наблюдателям Евросоюза доступ в эти регионы". Здесь также осуждается закрытие миссии наблюдателей ООН в Грузии, наложенное Россией вето в Совете Безопасности ООН.

"Ассамблея серьезно обеспокоена тем, что дальнейшее закрытие административных границ Абхазии и Южной Осетии в результате передачи контрольно-административной границы российским Пограничным войскам ФСБ приведет к продолжению исхода этнических грузин из Гальского района Абхазии и Ахалгорийского района Южной Осетии", - подчеркивается в документе.

В резолюции выражается серьезная озабоченность нарастанием попыток принудить этнических грузин к принятию абхазского и югоосетинского гражданства.

В документе содержится призыв ко всем сторонам конфликта "полностью и эффективно выполнить шесть принципов безотлагательной защиты прав человека и гуманитарной безопасности, который разработаны комиссаром по правам человека СЕ, а также призывает Россию и фактические власти Южной Осетии и Абхазии обеспечить право на возвращение лицам, оказавшимся внутренне перемещенными в результате августовского конфликта 2008 года".

В резолюции "приветствуется готовность грузинских властей снять вопросы, содержащиеся в заключении так называемой Венецианской комиссии по закону об оккупированных территориях Грузии и отмечается, что ассамблея принимает к сведению поправки, которые инициированы парламентом Грузии и направлены на заключение Венецианской комиссии".

"Ассамблея не может согласиться с очевидным нежеланием, как Грузии, так и России достоверно расследовать сведения о грубых нарушениях прав человека и гуманитарного права, совершенных в ходе войны и после нее их собственными силами, а также ополченцами и гражданскими лицами, находившимся под их фактическим контролем и юрисдикцией", - отмечается в резолюции.

Здесь содержится призыв вернуться к данному вопросу, учитывая недавние выводы миссии Евросоюза по расследованию ситуации на Кавказе. Ассамблея "призывает прокурора Международного уголовного суда начать официальное расследование возможных военных преступлений, совершенных всеми сторонами в ходе военных действий в августе 2008 года и позже".

"Ассамблея осуждает Россию и фактические власти Южной Осетии в связи с тем, что они не смогли решительно пресечь и серьезно расследовать этнические чистки этнических грузин, которые, по общему мнению, имели место в Южной Осетии как во время, так и после войны.", - отмечается в документе.

Здесь же выражается сожаление по поводу того, что "на некоторых территориях ситуация даже ухудшилась после августовских событий". "В то время как Грузия выполнила практически все требования ассамблеи, содержащиеся в двух ее резолюциях - 1633 и 1647, - Россия не выполнила большинство основных требований, предъявленных ей в этих документах", - делают вывод авторы резолюции.

Они отмечают, что депутаты ПАСЕ понимают аргументы России по поводу нового статуса Южной Осетии и Абхазии, однако они считают, что "большинство требований ассамблеи не имеют отношения к статусу двух регионов и поэтому нельзя понять, почему Россия не смогла обеспечить выполнение требований ПАСЕ".

"Ассамблея полагает, что несоблюдение Россией ее требований свидетельствует об отсутствии у нее политической воли устранить последствия войны так, как это подобает государству-члену Совета Европы. Кроме того, Ассамблея выражает глубокое сожаление по поводу того, что руководство Государственной Думы и Совета Федерации, а также члены российской делегации в ассамблее публично выступили против требований ПАСЕ и отвергли возможность их выполнения Россией", - отмечается в резолюции.

Ассамблея приняла ряд поправок к резолюции. В частности, России было предложено направить Венецианской комиссии внесенные президентом РФ в Госдуму и принятые в первом чтении законопроект, разрешающий оперативное использование Вооруженных сил РФ за пределами страны. При этом Россия должна будет выполнить все рекомендации Венецианской комиссии в отношении этого закона.

Принята также поправка о том, что Совет Европы должен присутствовать в качестве наблюдателя на женевских консультациях по безопасности и стабильности на Кавказе.

Среди отклоненных поправок было требование к России отозвать свое решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.

Была также отклонена поправка о том, что "в случае невыполнения Россией требования Ассамблеи на ее январской сессии следует рассмотреть вопрос об оспаривании полномочий российской делегации, а затем Ассамблея может принять решение о направлении в комитет министров Совета Европы запроса о приостановлении членства России в Совете Европы". "За" принятие этой поправки проголосовали 40 депутатов ПАСЕ, против - 83.

Комментарии экспертов

Разумеется, ПАСЕ предвзято относится к России. И это не секрет. Дело в том, что сама по себе организация ПАСЕ бессмысленна. Хотя она и называется Парламентская ассамблей совета Европы, реально к Европе она имеет очень небольшое отношение. Её, правда, иногда путают с Европейским парламентом и поэтому пугаются, но на самом деле к Европейскому парламенту эта структура никакого отношения не имеет.


Принятие России в состав этой организации в своё время было произведено именно для того, чтобы путём дипломатического давления и шантажа оказывать воздействие на Россию и заставлять её принимать нужные для отдельных европейских государств решения. Реальной власти ПАСЕ не имеет, реального вреда причинить не может.

Даже шантаж исключением из Парламентской ассамблеи совета Европы на самом деле не основателен. В своё время такие попытки предпринимались, но дело в том, что сама Парламентская ассамблея является консультативной структурой при Совете Европы, и Совет Европы может эти решения об исключении утверждать или не утверждать.

То есть, иначе говоря, это своеобразная «шарашкина контора», которая не имеет никакой реальной власти, которая в настоящий момент нужна просто для шантажа России, для оказания на неё дипломатического и морального давления, для выкручивания рук нашей стране. Поэтому поддаваться на шантаж этой структуры не следует, просто исходя из соображения, что членство в этой структуре не является большой ценностью для РФ. Непонятно, что мы там делаем и какой прок России от этой структуры. Она никогда не становилась на сторону России, никогда ни в чём не помогала России, и членство в ней попросту избыточно. Они ничем России не помогает, не обладает никакой властью.

Структура очень визгливая, но абсолютно безвредная. Естественно, в этих атаках верховодят наши традиционные за последние годы противники из Восточной Европы, но России давно следовало бы приостановить участие в этой странной структуре, поскольку никаких выгоды от участия в ней наша страна не получает, кроме дипломатического шантажа и ора.

Поэтому мне кажется, что чем жёстче Россия будет вести себя в отношении Парламентской ассамблеи совета Европы и Совета Европы, чем жёстче она будет отстаивать свои интересы, тем лучше. Эта «шарашкина контора» не имеет права учить Россию ни при каких обстоятельствах.

Шила в мешке не утаишь, хотя публикацию этого доклада и пытались всячески оттягивать. Но европейцы не были бы европейцами, если бы не пытались, тем не менее, замутить ясную и совершенно понятную ситуацию. То есть, с одной стороны, они готовы признать, что Грузия совершила агрессию по отношению к Южной Осетии, но с другой стороны, это Россия ее спровоцировала, бедную и несчастную.

То есть навести тень на плетень, чтобы, я думаю, потом развернуть борьбу за интерпретацию этого доклада. Одна сторона будет говорить, что на самом деле Грузии ничего не оставалось, как напасть на Южную Осетию, потому что Россия ее (Грузию) спровоцировала, другая сторона будет говорить: мы же говорили, что это Грузия виновата в развязывании этой войны. А Евросоюз в этом случае будет играть роль этакого бесстрастного судьи.

КомментарийКомментарий ЧМ-2018 не влияет на негатив вокруг пенсионной реформы политологОлег Игнатов В то время, когда в России проходит ЧМ-2018, правительством инициирован ряд обреченных на непопулярность законопроектов и мер — повышение цен на услуги ЖКХ, пенсионная реформа, рост НДС. Возможные выплески общественного негатива после окончания футбольного мундиаля «Актуальные комментарии» обсудили с заместителем директора Центра политической конъюнктуры Олегом Игнатовым. — Я не вижу высокую концентрацию негатива. Есть тема пенсионной реформы, есть тема повышения НДС. Что касается темы повышения услуг ЖКХ, то это плановое мероприятие — и там не очень большой рост, он совпадает с инфляцией или чуть-чуть ее превышает. Необходимо пройти момент с пенсионной реформой, посмотреть, как будет развиваться обсуждение, удастся ли правительству эту ситуацию выровнять в свою пользу и найти аргументы в пользу своей позиции. Пока мы видим, что митинги против пенсионной реформы проходят, ранее были митинги по поводу роста цен на бензин, но всплеска большой активности мы не видим. Максимум — несколько сотен человек было. Митинги в регионах проходят почти постоянно, но количество участников довольно малочисленно, говорить о вспышке массовой активности пока еще рано. Цены на бензин правительству удалось ненамного снизить — либо они остановились, либо пошли вниз. В целом, ситуацию удалось вывести в позитивное русло и купировать недовольство за счет мер, которые были приняты правительством.  По пенсионной реформе: можно ожидать митинги, на них придут люди, но я не думаю, что будет очень высокая явка, потому что основная опасность заключалась бы в случае объединения всей оппозиции — и парламентской, и непарламентской. Пока оппозиция действует разрозненно — в некоторых регионах они пытались проводить митинги с профсоюзами, там участвовали и партии, но пока явка невысокая. Ключевым показателем здесь я бы выделил регионы, но активность в регионах невысока. Мне кажется, то ресурс непопулярных решений пока исчерпан — нужно разобраться с теми проблемами, которые есть. Это цены на бензин и пенсионная реформа с НДС. Будет ли всплеск негатива после окончания ЧМ? Вы видели, что рейтинги упали как раз во время чемпионата мира. Это означает, что люди все равно обращают внимание на решения, которые не вызывают у них позитивные эмоции. Я не думаю, что чемпионат мира играет какую-то роль. Он играет в позитивном направлении — если сборная пройдет дальше, то это сможет привести к тому, что население немного отвлечется от тех негативных тем, которые присутствуют в информационном поле. Но если ничего не произойдет, и сборная вылетит — это никак ни на что не повлияет. Я не думаю, что чемпионат мира позволяет компенсировать негативные эмоции, связанные с пенсионной реформы. 26 Июня 2018 Главное
Война за воду
 Война за воду Как вода становится главным ресурсом.
КомментарийКомментарий ЕС не будет кардинально менять миграционную политику политологГлеб Кузнецов
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".