Статья
807 30 сентября 2009 9:35

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по ситуации на Кавказе.

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию "Война между Грузией и Россией: год спустя".

В этом документе отмечается, что "ассамблея серьезно озабочена сохраняющимся напряжением и провокациями вдоль административных границ Южной Осетии и Абхазии, которые могут лишь дестабилизировать регион в целом".

"Ассамблея считает, что единственной гарантией того, что существующая напряженность не перерастет в возобновление столкновений и боевых действий является безотлагательное обеспечение неограниченного доступа международных наблюдателей к обеим сторонам административных границ Южной Осетии и Абхазии, а также развертывания в этих регионах новых беспристрастных международных миротворческих сил", - отмечается в документе.

В нем "осуждается, что Россия и фактические власти Южной Осетии и Абхазии по-прежнему отказываются разрешить наблюдателям Евросоюза доступ в эти регионы". Здесь также осуждается закрытие миссии наблюдателей ООН в Грузии, наложенное Россией вето в Совете Безопасности ООН.

"Ассамблея серьезно обеспокоена тем, что дальнейшее закрытие административных границ Абхазии и Южной Осетии в результате передачи контрольно-административной границы российским Пограничным войскам ФСБ приведет к продолжению исхода этнических грузин из Гальского района Абхазии и Ахалгорийского района Южной Осетии", - подчеркивается в документе.

В резолюции выражается серьезная озабоченность нарастанием попыток принудить этнических грузин к принятию абхазского и югоосетинского гражданства.

В документе содержится призыв ко всем сторонам конфликта "полностью и эффективно выполнить шесть принципов безотлагательной защиты прав человека и гуманитарной безопасности, который разработаны комиссаром по правам человека СЕ, а также призывает Россию и фактические власти Южной Осетии и Абхазии обеспечить право на возвращение лицам, оказавшимся внутренне перемещенными в результате августовского конфликта 2008 года".

В резолюции "приветствуется готовность грузинских властей снять вопросы, содержащиеся в заключении так называемой Венецианской комиссии по закону об оккупированных территориях Грузии и отмечается, что ассамблея принимает к сведению поправки, которые инициированы парламентом Грузии и направлены на заключение Венецианской комиссии".

"Ассамблея не может согласиться с очевидным нежеланием, как Грузии, так и России достоверно расследовать сведения о грубых нарушениях прав человека и гуманитарного права, совершенных в ходе войны и после нее их собственными силами, а также ополченцами и гражданскими лицами, находившимся под их фактическим контролем и юрисдикцией", - отмечается в резолюции.

Здесь содержится призыв вернуться к данному вопросу, учитывая недавние выводы миссии Евросоюза по расследованию ситуации на Кавказе. Ассамблея "призывает прокурора Международного уголовного суда начать официальное расследование возможных военных преступлений, совершенных всеми сторонами в ходе военных действий в августе 2008 года и позже".

"Ассамблея осуждает Россию и фактические власти Южной Осетии в связи с тем, что они не смогли решительно пресечь и серьезно расследовать этнические чистки этнических грузин, которые, по общему мнению, имели место в Южной Осетии как во время, так и после войны.", - отмечается в документе.

Здесь же выражается сожаление по поводу того, что "на некоторых территориях ситуация даже ухудшилась после августовских событий". "В то время как Грузия выполнила практически все требования ассамблеи, содержащиеся в двух ее резолюциях - 1633 и 1647, - Россия не выполнила большинство основных требований, предъявленных ей в этих документах", - делают вывод авторы резолюции.

Они отмечают, что депутаты ПАСЕ понимают аргументы России по поводу нового статуса Южной Осетии и Абхазии, однако они считают, что "большинство требований ассамблеи не имеют отношения к статусу двух регионов и поэтому нельзя понять, почему Россия не смогла обеспечить выполнение требований ПАСЕ".

"Ассамблея полагает, что несоблюдение Россией ее требований свидетельствует об отсутствии у нее политической воли устранить последствия войны так, как это подобает государству-члену Совета Европы. Кроме того, Ассамблея выражает глубокое сожаление по поводу того, что руководство Государственной Думы и Совета Федерации, а также члены российской делегации в ассамблее публично выступили против требований ПАСЕ и отвергли возможность их выполнения Россией", - отмечается в резолюции.

Ассамблея приняла ряд поправок к резолюции. В частности, России было предложено направить Венецианской комиссии внесенные президентом РФ в Госдуму и принятые в первом чтении законопроект, разрешающий оперативное использование Вооруженных сил РФ за пределами страны. При этом Россия должна будет выполнить все рекомендации Венецианской комиссии в отношении этого закона.

Принята также поправка о том, что Совет Европы должен присутствовать в качестве наблюдателя на женевских консультациях по безопасности и стабильности на Кавказе.

Среди отклоненных поправок было требование к России отозвать свое решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.

Была также отклонена поправка о том, что "в случае невыполнения Россией требования Ассамблеи на ее январской сессии следует рассмотреть вопрос об оспаривании полномочий российской делегации, а затем Ассамблея может принять решение о направлении в комитет министров Совета Европы запроса о приостановлении членства России в Совете Европы". "За" принятие этой поправки проголосовали 40 депутатов ПАСЕ, против - 83.

Комментарии экспертов

Разумеется, ПАСЕ предвзято относится к России. И это не секрет. Дело в том, что сама по себе организация ПАСЕ бессмысленна. Хотя она и называется Парламентская ассамблей совета Европы, реально к Европе она имеет очень небольшое отношение. Её, правда, иногда путают с Европейским парламентом и поэтому пугаются, но на самом деле к Европейскому парламенту эта структура никакого отношения не имеет.


Принятие России в состав этой организации в своё время было произведено именно для того, чтобы путём дипломатического давления и шантажа оказывать воздействие на Россию и заставлять её принимать нужные для отдельных европейских государств решения. Реальной власти ПАСЕ не имеет, реального вреда причинить не может.

Даже шантаж исключением из Парламентской ассамблеи совета Европы на самом деле не основателен. В своё время такие попытки предпринимались, но дело в том, что сама Парламентская ассамблея является консультативной структурой при Совете Европы, и Совет Европы может эти решения об исключении утверждать или не утверждать.

То есть, иначе говоря, это своеобразная «шарашкина контора», которая не имеет никакой реальной власти, которая в настоящий момент нужна просто для шантажа России, для оказания на неё дипломатического и морального давления, для выкручивания рук нашей стране. Поэтому поддаваться на шантаж этой структуры не следует, просто исходя из соображения, что членство в этой структуре не является большой ценностью для РФ. Непонятно, что мы там делаем и какой прок России от этой структуры. Она никогда не становилась на сторону России, никогда ни в чём не помогала России, и членство в ней попросту избыточно. Они ничем России не помогает, не обладает никакой властью.

Структура очень визгливая, но абсолютно безвредная. Естественно, в этих атаках верховодят наши традиционные за последние годы противники из Восточной Европы, но России давно следовало бы приостановить участие в этой странной структуре, поскольку никаких выгоды от участия в ней наша страна не получает, кроме дипломатического шантажа и ора.

Поэтому мне кажется, что чем жёстче Россия будет вести себя в отношении Парламентской ассамблеи совета Европы и Совета Европы, чем жёстче она будет отстаивать свои интересы, тем лучше. Эта «шарашкина контора» не имеет права учить Россию ни при каких обстоятельствах.

Шила в мешке не утаишь, хотя публикацию этого доклада и пытались всячески оттягивать. Но европейцы не были бы европейцами, если бы не пытались, тем не менее, замутить ясную и совершенно понятную ситуацию. То есть, с одной стороны, они готовы признать, что Грузия совершила агрессию по отношению к Южной Осетии, но с другой стороны, это Россия ее спровоцировала, бедную и несчастную.

То есть навести тень на плетень, чтобы, я думаю, потом развернуть борьбу за интерпретацию этого доклада. Одна сторона будет говорить, что на самом деле Грузии ничего не оставалось, как напасть на Южную Осетию, потому что Россия ее (Грузию) спровоцировала, другая сторона будет говорить: мы же говорили, что это Грузия виновата в развязывании этой войны. А Евросоюз в этом случае будет играть роль этакого бесстрастного судьи.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".