Статья
608 26 апреля 2010 0:15

Парламентская Киргизия

Во временном правительстве Киргизии считают, что парламентская форма государственного устройства, которую предлагается закрепить в новой редакции Конституции, позволит избежать концентрации власти в стране в одних руках и даст оппозиции больше возможностей участвовать в политической жизни республики.

«Киргизия будет парламентской республикой и оппозиция займет в парламенте достойное место, ей будет отдан базовый комитет по бюджету и финансам, а также место в руководстве палаты, чтобы соблюдался плюрализм мнений и принятия решений», - сказала в интервью «Интерфаксу» глава временного правительства страны Роза Отунбаева.

Она подчеркнула, что в «отличие от прежней власти, которая не хотела разговаривать с оппозицией, новая власть готова сотрудничать и прислушиваться к ней».

«Для того чтобы партии имели мощный предвыборный ресурс, они получают возможность сформировывать партийные блоки. Такой вариант уже был апробирован оппозицией на парламентских выборах в 2005 году», - отметила Отунбаева.

Со своей стороны замглавы правительства, лидер социалистической партии «Ата-мекен» Омурбек Текебаев, который является основным разработчиком новой Конституции республики, считает, что «предлагаемая форма правления поможет не повторить решений предыдущих президентов, направленных на концентрацию власти в одних руках».

«Мы полностью переработали четыре главы, касающиеся деятельности президента и парламента», - сказал он «Интерфаксу».

По словам Текебаева, «согласно проекту, партия, набравшая большинство голосов, получит 50 мест в парламенте». «Именно она сможет выдвигать кандидатуру на должность премьер-министра, на которого должны быть возложены полномочия управления страной. Не исключено, что главу государства на саммитах сбудет представлять премьер-министр, а не президент», - сказал киргизский политик.

Он отметил, что «будущему президенту отводится роль арбитра, ему поручаются представительские функции».

«Еще одним революционным шагом, - сказал Омурбек Текебаев, - является исключение из основного закона положения о Конституционном суде. Его прерогативы передаются Верховному суду».

В свою очередь член рабочей группы по разработке новой Конституции Ишенбай Кадырбеков сообщил «Интерфаксу», что согласно проекту основного закона «правительство может через президента страны рассматривать роспуск парламента, а парламент, в свою очередь, имеет право контролировать правительство».

Между тем, не все в киргизском обществе поддерживают предлагаемые временным правительством конституционные реформы.

Так, по мнению экс-секретаря Совета безопасности республики Мирослава Ниязова, республике в настоящее время нужна «жесткая президентская власть, которая может навести порядок в стране, привести все в законное русло и только в условиях политической и экономической стабильности приступать к формированию других институтов власти».

«Не имея опыта парламентаризма, мы передаем власть в руки тех людей, которые не обладают элементарными навыками управления государством», - заявил Ниязов «Интерфаксу».

Он отметил, что «простому человеку без разницы - парламентская или президентская республика - он хочет жить в стабильном и нормальном государстве. Он не хочет жить в диком зоопарке, когда толпа диктует условия. Пришла толпа, захотела - отобрала имущество, захотела - скинула эту власть. Разве так государство строится?»

Политолог Марс Сариев также полагает, что в Киргизии «еще не пришло время для парламентаризма». «Эта модель вряд ли в дальнейшем сможет оградить республику от острых политических катаклизмов», - сказал он «Интерфаксу».

По словам политолога, «это, скорее всего, перспектива, которая может быть актуальной для нашей страны через несколько десятков лет. Сейчас реально в Киргизии на политическую ситуацию влияют не партии, а родовые кланы».

Эксперт считает, что «представители родов и кланов вероятнее всего не заинтересованы в установлении сильного президентского правления, поскольку они не смогут оказывать реальное влияние на власть».

«Не исключено, что в этих условиях определенные силы могут использовать исламскую модель построения государства. Ведь в Киргизии имеется не малая часть сторонников, исключения из конституции понятия светского государства. Часть общества разочарована светскими режимами Акаева и Бакиева. Сторонники религиозного пути тоже наверняка будут приходить во власть партийным путем. С другой стороны есть реальная опасность активизации деятельности радикально настроенных группировок, которые попытаются получить легальный статус», - полагает политолог.

К единому знаменателю проект основного закона должно привести Конституционное совещание, куда помимо членов Временного правительства войдут представители политических партий и неправительственного сектора. Именно им предстоит определить с учетом мнений киргизстанцев сколько в парламенте должно быть мест - 105 или 120.

На общественную экспертизу временным правительством отводится всего несколько недель. «На более длительный срок обсуждения у нас просто нет времени», - отмечает Омурбек Текебаев.

Согласно решению временного правительства 26 апреля должен быть официально обнародован текст новой Конституции республики, в которой предлагается закрепить парламентскую модель построения государства.

За годы независимости это будет уже девятая редакция основного закона страны. Прежние конституционные модели, которые в большой степени закрепляли президентские полномочия и ослабляли властные функции парламента, уже дважды привели страну к смене власти революционным путем.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".