Парламентская Киргизия
Во временном правительстве Киргизии считают, что парламентская форма государственного устройства, которую предлагается закрепить в новой редакции Конституции, позволит избежать концентрации власти в стране в одних руках и даст оппозиции больше возможностей участвовать в политической жизни республики.
«Киргизия будет парламентской республикой и оппозиция займет в парламенте достойное место, ей будет отдан базовый комитет по бюджету и финансам, а также место в руководстве палаты, чтобы соблюдался плюрализм мнений и принятия решений», - сказала в интервью «Интерфаксу» глава временного правительства страны Роза Отунбаева.
Она подчеркнула, что в «отличие от прежней власти, которая не хотела разговаривать с оппозицией, новая власть готова сотрудничать и прислушиваться к ней».
«Для того чтобы партии имели мощный предвыборный ресурс, они получают возможность сформировывать партийные блоки. Такой вариант уже был апробирован оппозицией на парламентских выборах в 2005 году», - отметила Отунбаева.
Со своей стороны замглавы правительства, лидер социалистической партии «Ата-мекен» Омурбек Текебаев, который является основным разработчиком новой Конституции республики, считает, что «предлагаемая форма правления поможет не повторить решений предыдущих президентов, направленных на концентрацию власти в одних руках».
«Мы полностью переработали четыре главы, касающиеся деятельности президента и парламента», - сказал он «Интерфаксу».
По словам Текебаева, «согласно проекту, партия, набравшая большинство голосов, получит 50 мест в парламенте». «Именно она сможет выдвигать кандидатуру на должность премьер-министра, на которого должны быть возложены полномочия управления страной. Не исключено, что главу государства на саммитах сбудет представлять премьер-министр, а не президент», - сказал киргизский политик.
Он отметил, что «будущему президенту отводится роль арбитра, ему поручаются представительские функции».
«Еще одним революционным шагом, - сказал Омурбек Текебаев, - является исключение из основного закона положения о Конституционном суде. Его прерогативы передаются Верховному суду».
В свою очередь член рабочей группы по разработке новой Конституции Ишенбай Кадырбеков сообщил «Интерфаксу», что согласно проекту основного закона «правительство может через президента страны рассматривать роспуск парламента, а парламент, в свою очередь, имеет право контролировать правительство».
Между тем, не все в киргизском обществе поддерживают предлагаемые временным правительством конституционные реформы.
Так, по мнению экс-секретаря Совета безопасности республики Мирослава Ниязова, республике в настоящее время нужна «жесткая президентская власть, которая может навести порядок в стране, привести все в законное русло и только в условиях политической и экономической стабильности приступать к формированию других институтов власти».
«Не имея опыта парламентаризма, мы передаем власть в руки тех людей, которые не обладают элементарными навыками управления государством», - заявил Ниязов «Интерфаксу».
Он отметил, что «простому человеку без разницы - парламентская или президентская республика - он хочет жить в стабильном и нормальном государстве. Он не хочет жить в диком зоопарке, когда толпа диктует условия. Пришла толпа, захотела - отобрала имущество, захотела - скинула эту власть. Разве так государство строится?»
Политолог Марс Сариев также полагает, что в Киргизии «еще не пришло время для парламентаризма». «Эта модель вряд ли в дальнейшем сможет оградить республику от острых политических катаклизмов», - сказал он «Интерфаксу».
По словам политолога, «это, скорее всего, перспектива, которая может быть актуальной для нашей страны через несколько десятков лет. Сейчас реально в Киргизии на политическую ситуацию влияют не партии, а родовые кланы».
Эксперт считает, что «представители родов и кланов вероятнее всего не заинтересованы в установлении сильного президентского правления, поскольку они не смогут оказывать реальное влияние на власть».
«Не исключено, что в этих условиях определенные силы могут использовать исламскую модель построения государства. Ведь в Киргизии имеется не малая часть сторонников, исключения из конституции понятия светского государства. Часть общества разочарована светскими режимами Акаева и Бакиева. Сторонники религиозного пути тоже наверняка будут приходить во власть партийным путем. С другой стороны есть реальная опасность активизации деятельности радикально настроенных группировок, которые попытаются получить легальный статус», - полагает политолог.
К единому знаменателю проект основного закона должно привести Конституционное совещание, куда помимо членов Временного правительства войдут представители политических партий и неправительственного сектора. Именно им предстоит определить с учетом мнений киргизстанцев сколько в парламенте должно быть мест - 105 или 120.
На общественную экспертизу временным правительством отводится всего несколько недель. «На более длительный срок обсуждения у нас просто нет времени», - отмечает Омурбек Текебаев.
Согласно решению временного правительства 26 апреля должен быть официально обнародован текст новой Конституции республики, в которой предлагается закрепить парламентскую модель построения государства.
За годы независимости это будет уже девятая редакция основного закона страны. Прежние конституционные модели, которые в большой степени закрепляли президентские полномочия и ослабляли властные функции парламента, уже дважды привели страну к смене власти революционным путем.