Комментарий
2206 6 августа 2015 13:44

ПАРНАС был нацелен не на победу, а на пиар

Вячеслав Смирнов политологВячеслав Смирнов

Вячеслав Смирнов
политологВячеслав Смирнов
В воскресенье ПАРНАС намерен провести шествие и митинг с обсуждением отказа в регистрации списка партии на выборах. Окончательно ли сошел с дистанции ПАРНАС? Неудачная избирательная кампания усилила или ослабила оппозицию? Повысилась ли узнаваемость оппозиционеров? И когда может настать их «звездный час»? Об этом «Актуальные комментарии» спросили директора Института политической социологии Вячеслава Смирнова.

Хитрая тактика ПАРНАСа

На самом деле ПАРНАС делал вид, что играет по правилам власти. Это объясняется тем, что вообще вся кампания, весь их пиар был настроен на то, чтобы показать, что они проводят реальные праймериз, которые, на самом деле, показывали очень плохие результаты по явке сторонников на этот праймериз. То есть если сравнивать по явке сторонников «Единой России», то это жалкие гроши получаются.

Весь азарт, весь пыл этой кампании был направлен на пиар – на то, как проходит праймериз, на то, как проходит сбор подписей, на то, как проходит внутренняя проверка сбора подписей, на то, как не дает избирательная комиссия возможности зарегистрироваться по этим подписям, и как они замечательно в связи с этим голодают и протестуют.

То есть изначально они очень хотели, чтобы избирательная кампания закончилась именно отказом в регистрации, так как шансов победить на выборах у них не было.

В Новосибирске еще были слабенькие перспективы, но в других городах шансов перебраться за 3% без больших денег не было никаких.

На самом деле было некому вкладываться. Исключение, может быть, составляет Кац, который мог бы провести нормально свою кампанию по Калуге. Больше никого даже с небольшими деньгами, необходимыми для нормальных выборов, в этой коалиции не было.

Странная кампания

Хотелось бы отметить три важных вопроса, характеризующих избирательную кампанию «несистемщиков». Первое – это то, что пиарилась Демкоалиция, а не партия РПР ПАРНАС. Специалисты по избирательным кампаниям и пиару сразу отметили, что очень странно, когда везде – и в интернете, и во время сбора подписей – речь идет о том, что Демократическая коалиция собирает подписи и решила участвовать в выборах. Но в бюллетенях теоретически должна была быть не Демкоалиация, а ПАРНАС. Но само название партии не раскручивалось вообще. И отказали не ПАРНАСу, а Демократической коалиции.

Второй вопрос заключался в том, что они фактически рассорились со всеми либералами, со всеми региональными местными бывшими депутатами и поставили во главе списков москвичей – людей априори чужих для этих регионах. Это, кстати, показатель того, что ставка сделана на пиар, а не победу. (Понимали, что все равно не пройдут, почему бы во главе списка не попиариться).

И третий момент. Пока нет никакой реакции Касьянова. Ведь это его партии отказали в регистрации, а не Навального. Но Касьянов как бы отстранился от этого дела и стоит в сторонке, будто это не его поражение, что очень странно на самом деле.

И теперь у коалиции остается только один вариант – поддержать Явлинского. Если такой поддержки не будет в той же самой Калуге, значит, не тот он демократ для них.

Нынешняя избирательная кампания для «несистемщиков» – такая пиар-пауза между Болотной и следующими госдумовскими и президентскими выборами. Но не сами выборы – цель. Они нагляно показали, что хорошо устраивают протестные мероприятия, они умеют выводить народ на улицы в Москве, но они не умеют участвовать в выборах. (Даже кампания Навального по Москве показала, что он может набрать в Москве, в центре оппозиции, 25%, но только в том случае, если ему активно подыгрывает его оппонент и враги его оппонента).

И сейчас невозможно сказать, будет ли у оппозиции их «звездный час». Для Навального это были выборы мэра Москвы, для всей оппозиции – Болотная площадь. Что будет дальше – покажет время.

Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".