Комментарий
505 18 ноября 2010 10:26

Партии на просвет

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков

До очередных выборов в Госдуму еще чуть больше года, а депутаты нынешнего состава уже позаботились о том, чтобы партии - участницы этих выборов вступили в предвыборную гонку в более прозрачных, чем раньше условиях. Согласно поправке  в закон о выборах теперь федеральный список каждой партии должен будет включать не 3, а 10 человек. И хотя в агитационных материалах это не обязательно, в самом избирательном бюллетене будет присутствовать весь список.

На первый взгляд, эта новация может показаться странной. Ведь конституционное большинство единороссов в Госдуме вроде бы совершенно не должно быть заинтересовано в перемене правил игры. Вспомним, как в 2007 году они эффектно поставив во главе списка - на деле в единственном числе - Владимира Путина, выиграли выборы нокаутом. Разве они не знают правила - лучшее враг хорошего?

В этой логике все верно, если считать, что принимаемые единороссами законопроекты, корректирующие избирательную систему, преследуют исключительно их собственную выгоду. Но в том-то и дело, что это изначально не так. Уже сам переход от смешанной к полностью пропорциональной системе был объективно невыгоден единороссам, поскольку лишал их верной половины мест одномандатников в мажоритарных округах. Но в интересах укрепления и развития многопартийной системы как единственной политической опоры демократического режима они пошли на это.

В итоге - выиграли все. Сами единороссы вынуждены все время держать себя в режиме жесткой конкуренции с еще тремя парламентскими партиями. У этих партий теперь уверенно всероссийская репутация, позволяющая конкурировать не только на федеральном, но и на региональном, а также муниципальном уровнях. Четырехпартийная система складывается как относительно адекватное отражение основных российских идеологических идеологических векторов и формирующихся крупных социальных групп. А именно такая адекватность и является гарантией стабильности политической системы и залогом укрепления ее основных институтов.

Нынешнее решение относительно расширения федерального списка - мера вполне понятная и необходимая. Завещанная нам девяностыми годами традиция «федеральной тройки» явно вышла в тираж. Борьба за избирателя с помощью «раскрученного политика» - «женщины» и какой-нибудь «селебрити» становится примитивным архаизмом. Может быть в странах со стойкими стереотипами политической корректности такой грубый подход и срабатывает (как на президентских выборах в США, где против «черного» мужчины от демократов выдвигалась белая, но женщина от республиканцев). Но в нашем случае делать ставку на полустершиеся стереотипы становится явно не практично.

А самое главное вообще не в этом. Дело в том, что от тех же девяностых осталась весьма поганая традиция вставлять на так называемые «проходные места» именно в пределах первой десятки самых экстравагантных персонажей, которые, не имея к партии никакого отношения, появлялись как кролик из шляпы фокусника аккурат накануне выборов. Секрет Полишинеля известен был всем - то были разные «смотрящие»: кто от олигархов, кто от бандитов. А кто - с собственным тугим кошельком - и просто от самого себя. За депутатским иммунитетом. Но поскольку рекламировалась только первая тройка и в бюллетене стояла именно она, то широкая публика всю ситуацию никогда «не догоняла».

Так вот, чтобы поставить проходные места под широкий публичный контроль и принимается этот закон. И даже если его считать выгодным исключительно для «Единой России», то этот как раз тот случай, когда очевидно - то, что выгодно «Единой России» - выгодно России.

Леонид Поляков

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".