Комментарий
27 Января 2010 0:00

Партии в системе

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков
<div>Пятничный Госсовет остается <a href="http://actualcomment.ru/daycomment/394/">самым значимым политическим событием 2010 года</a>. Потому что на нем был наглядно представлен ключевой вопрос нашей политической системы – вопрос о партиях.</div>
<div> </div>
<div>Он из разряда самых спорных по многим причинам. Одни полагают, что «у нас нет настоящих партий», другие, что «у нас - однопартийная система». Третьи полагают, что «у нас нет настоящей оппозиции», четвертые - что «Единая Россия» – это «вообще не партия». И еще много чего полагают пятые-десятые.</div>
<div> </div>
<div>К этой глоссолалии нужно отнестись как - к симптому. Свидетельству того, что на системном уровне роль и функция такого института как «политическая партия» a priori (конституционно) не задана и потому нуждается в определении a posteriori. Собственно говоря, Госсовет и стал таким предельным опытом, после которого возможны некоторые системно мотивированные предположения о российских партиях.</div>
<div> </div>
<div>Проблема в том, что наша политическая система, не будучи ни парламентской, ни президентской не доводит до логического завершения процесс межпартийной борьбы за власть. Каковым является прямое право и даже обязанность формировать исполнительную власть, принадлежащее партии, которая выиграла либо парламентские (Великобритания), либо президентские (США) выборы.</div>
<div> </div>
<div>Наша конституция мудро предоставляет такое право исключительно президенту, который, предлагая кандидатуру премьера (а, тем самым, и состав правительства) Госдуме, должен, конечно, учитывать ее партийный состав. Но в случае троекратного отказа может ее и распустить. Это – механизм, не допускающий «украинизации», т.е. «перетягивания каната» между премьером и президентом.</div>
<div> </div>
<div>Но более того, – сам президент в нашей системе должен de facto оставаться беспартийным, поскольку его интегральные функции гаранта Конституции, посредника в спорах между властными субъектами и репрезентанта «всего народа» никак не укладываются в прокрустово ложе партийности.</div>
<div> </div>
<div>Но если партии не распоряжаются всей властью – нам их вообще не надо? Или они нужны только для «демократической отчетности»?</div>
<div> </div>
<div>В пользу первого можно сказать, что разного рода антипартийные «движения» обнаруживаются в самых демократичнейших странах. И, кстати, Александр Солженицын в своем дальновидном проекте «Как нам обустроить Россию?» (1990 год!) всячески заклинал нас (совсем, как когда-то Ж.-Ж.Руссо) именно от партийной политики. О втором – или хорошо, или ничего…</div>
<div> </div>
<div>Но дело-то в ином. Партии у нас есть, имеют свои традиции (даже идеологические), свой электорат. И вопрос лишь в том, как, не отказываясь от конституционной системы, придать им системный смысл. То есть реально включить во все без исключения властные процессы.</div>
<div> </div>
<div>Собственно говоря, процесс уже пошел и пошел на первичном уровне государственной власти. Процедура наделения властными полномочиями губернаторов теперь отдает инициативу именно партиям, т.к. они представляют президенту закрытый список кандидатов. Стало быть, выигрыш на выборах в региональные заксобрания приводит-таки партию – через посредство главы государства – к исполнительной власти. Может быть, этот порядок распространен и на Госдуму? Почему нет?</div>
<div> </div>
<div>А в недалеком будущем и формирование верхней палаты федерального парламента окажется под полным партийным контролем, поскольку избираться туда через региональные заксобрания смогут только лица, работающие в региональных же или муниципальных органах представительной власти.</div>
<div> </div>
<div>Но как же насчет беспартийного президента? А вот тут и надо вспомнить о партийной системе с доминантной партией, хорошо описанной С. Хантингтоном. В российском случае она особо подходит именно потому, что позволяет создать стабилизирующее систему взаимодействие «Единой России» и главы государства. Собственно именно ЕР и придает нашей политсистеме ту «здоровую степень консерватизма», которая не позволяет ей превращаться в «жидкий студень».</div>
<div> </div>
<div>И пока мы не решили, что нам нужна парламентская, либо президентская система вместо нашей собственной, система с доминантной партией будет условием sine qua non. Нравится это кому-то или нет.</div>
<div> </div>
<div>Так что есть у нас свой, незаемный и не из книжек опыт партийного строительства при данных системных и глобальных ограничениях. Собственно говоря, благодаря этому самому опыту мы – Россия – и есть. </div>
<div> </div>
29 Декабря 2016 Новости  Утвержден список важных лекарств Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2017 год.  По его мнению, новый перечень поможет избежать спекуляции на фармрынке. 19 Декабря 2016 Новости  Путин доволен работой правительства Владимир Путин провел итоговую в 2016 году встречу с членами правительства РФ. Президент положительно оценил работу правительства, отметив, что оно действовало с оптимальным эффектом. Также были обозначены приоритеты на будущий год.  15 Декабря 2016 Главное  «Show must not go on» Традиционный декабрьский «Разговор с Дмитрием Медведевым» который провели журналисты пяти каналов на этот раз прошел излишне ровно и без заметных сенсаций. Никаких оригинальных политических идей заявлено не было, в основном задачи решались этой речью успокоительные. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".