Статья
8 Декабря 2008 5:47

Патриарх всея Руси

<p>Смерть Святейшего патриарха Алексия II подвела черту под одним из самых успешных периодов за всю тысячелетнюю историю Русской православной церкви.<br>
<br>
Алексий II занял Патриарший престол 10 июня 1990 года. Всего за два дня до того, как Съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете России.<br>
<br>
Коммунистический режим рушился на глазах, и было ясно, что дни Советской империи сочтены. Однако никто не знал, останется ли что-нибудь живое под ее обломками. Ясно было только одно: за освобождение от коммунизма придется платить, и весь вопрос в том, насколько велика будет эта цена.<br>
<br>
В непростом положении в те годы была и Церковь. Достаточно сказать, что практически сразу после избрания Алексия один из двух главных его соперников на выборах патриарха, митрополит Киевский и Галицкий Филарет начал раскольническую деятельность по отторжению Украинской православной церкви от Московского патриархата.<br>
<br>
Начавшееся в конце 80-х годов массовое возвращение народа к вере грозило прерваться из-за того, что в стране категорически не хватало храмов и священнослужителей.<br>
<br>
Наконец, вследствие изменения экономической ситуации у оказавшейся в условиях «бандитского капитализма» молодежи сильно сместились морально-нравственные приоритеты: согласно большинству социологических опросов начала 90-х годов, среди самых востребованных профессий школьники неизменно называли киллеров и проституток...<br>
<br>
С тех пор прошло 18 лет. Вопреки пессимистическим прогнозам Российская Федерация оказалась вполне жизнеспособным образованием. Пройдя через непростые 90-е годы и экономический подъем 2000-х годов, новая Россия превратилась в полноценное государство, имеющее весьма неплохие позиции на международной арене и постоянно растущий уровень жизни граждан внутри страны. И в этом очень большая заслуга Русской православной церкви, все эти годы неизменно служившей источником утешения и живительной силы для переживавшего нелегкие времена народа.<br>
<br>
«Украинский раскол» остался в прошлом. Недавнее празднование 1020-летия Крещения Руси в Киеве показало, что, несмотря на активную поддержку раскольников «оранжевой» властью, большинство украинцев остается верными чадами Московского патриархата. В том числе и те, кто уже не помнит жизни в одной стране с россиянами.<br>
<br>
Впрочем, это достижение меркнет на фоне произошедшего в прошлом году объединения Московской патриархии и РПЦЗ. Уникального примера того, как вера помогает зарубцевать старые раны и сгладить до недавнего времени казавшиеся неразрешимыми противоречия. В истории христианства было очень много расколов: католики с православными, католики с протестантами, протестанты между собой, старообрядцы и «никониане» и т. п. – и лишь одно воссоединение. Воссоединение двух русских церквей, произошедшее во время патриаршего служения новопреставленного Алексия и под его личным руководством.<br>
<br>
Не менее впечатляющие результаты были достигнуты и на ниве увеличения количества храмов и духовенства. Согласно данным, приведённым управляющим делами Московской патриархии митрополитом Владимиром на Архиерейском соборе 1989 года, общее количество приходов на тот момент составляло 9 734, монастырей — 35, священников и диаконов — 8 100. К декабрю 2007 года эти цифры выросли в несколько раз: 27 942 приходов (трехкратный рост), 732 действующих монастыря (более чем двадцатикратный рост!) и 29 841 священнослужителя (четырехкратный рост). Какая еще сфера жизни может похвастаться хоть сколько-нибудь похожими результатами, достигнутыми в последние 20 лет?<br>
<br>
При этом деятельность новопреставленного патриарха, безусловно, не ограничивалась одной только управленческой и хозяйственной сферой. Главное, что требовалось от предстоятеля Русской православной церкви в период, когда резко сменившая социальный уклад страна мучительно нащупывала правила новой жизни, это постоянно находить правильные ответы на вопросы, связанные с отношениями Церкви и мирской жизни, Церкви и государства, Церкви и общества.<br>
<br>
Каждый раз Святейший должен был нащупать единственно верную «срединную линию», не поддавшись ни одному из соблазнительных уклонов. И каждый раз у него это блистательно получалось. Что, кстати, заметим, неизменно вызывало ушаты грязи, лившиеся на патриарха и Церковь со стороны нашего образованного сословия, вечно жаждущего радикализма. Впрочем, давно известно, что русский интеллигент приходит в церковь не для того, чтобы спасать себя, а для того, чтобы спасать Церковь, так что Бог им судья…<br>
<br>
Первая проблема, с которой столкнулся Алексий II, состояла в том, чтобы определить, какими должны быть отношения Церкви и государства, отказавшегося от гонений на верующих.<br>
<br>
Конечно, можно было уйти в «духовное гетто», объявив о том, что Церковь не интересуют мирские проблемы «этой страны», и сведя к минимуму любые контакты с государственной властью и государственными органами. Именно на этом настаивало большинство нашего образованного класса, и по сей день постоянно обвинявшего патриарха в том, что он присутствует на инаугурациях и посланиях президента Федеральному собранию, поздравляет Путина и Медведева с Пасхой, ходит на приемы в Кремль и пр.<br>
<br>
Однако в этом случае Церковь была бы лишена тех возможностей окормлять свою паству, которые может предоставить ей государство. Например, права присутствовать в армии, тюрьмах и школах, трансляций Рождественских и Пасхальных богослужений по федеральным телеканалам и т. п.<br>
<br>
Но ведь главная задача Церкви – проповедать Благую весть как можно большему количеству человек. Поэтому как глава Церкви патриарх был просто обязан поддерживать с государственной властью тот уровень отношений, который позволяет Церкви использовать государственные мощности для своих целей. И не очень понятно, как его можно в этом обвинять.<br>
<br>
С другой стороны, можно было бы, напротив, сорваться в политику. Например, поддержать одного из кандидатов на президентских выборах 1996 года, к чему патриарха активнейшим образом призывала каждая из сторон, апеллируя либо к тому, что «Церковь же не хочет возвращения коммунизма», либо к тому, что «Церкви же не может нравиться происходящий в стране разврат и хаос».<br>
<br>
Или принять Абхазскую и Югоосетинскую церкви в лоно Московского патриархата несколько месяцев назад.<br>
<br>
Или разрешить священнослужителям заниматься политической деятельностью (вместо этого Собор 1994 года констатировал «недопустимость для священнослужителей участия в качестве кандидатов в депутаты в выборах любых органов представительной власти в каких бы то ни было странах, как на общегосударственном, так и на местном уровне». Было также признано крайне нежелательным «членство клириков в политических партиях, союзах, блоках и подобных им организациях, особенно в ведущих предвыборную борьбу». Представляете, сколько священников сидело бы в партиях и парламентах любого уровня, если бы не это решение?).<br>
<br>
Под предстоятельством Алексия II Русская православная церковь смогла устоять перед всеми этими соблазнами, став одной из самых влиятельных общественных структур (по всем социологическим опросам, Церковь неизменно занимает первые строчки в рейтингах организаций, пользующихся доверием граждан), остающейся вне политики. А состоявшийся в 2000 году Архиерейский собор впервые принял Социальную концепцию Русской православной церкви, определяющую, как должны вести себя верующие христиане в общественной жизни. На мой взгляд, одного этого было бы достаточно для того, чтобы Алексий II занял одно из самых заметных мест в истории Православия.<br>
<br>
Однако и это ведь еще не все. Не менее трудно было сохранить чистоту самой веры.<br>
<br>
Сначала пришлось «отбиваться» от либералов, требовавших «упростить православные обряды» и отказаться от «устаревших запретов» в сфере личной жизни (например, перестать требовать соблюдения постов, снисходительнее относиться к добрачному сексу и т. п.).<br>
<br>
Затем их знамя перехватили традиционалисты, требовавшие отказа от паспортов и ИНН, запрета на мобильные телефоны и Интернет и т. п.<br>
<br>
Параллельно на Церковь давили экуменисты, хотевшие объединения с католиками и возмущавшиеся, что «РПЦ не пускает в Россию римского Папу», и националисты, предлагавшие «очистить Церковь от инородцев» и отказаться от Вселенской миссии Православия.<br>
<br>
«Белые» удивлялись тому, что Церковь не предает анафеме коммунистов (а как предать, если в СССР в Коммунистической партии состоял каждый десятый?), а «красные» негодовали от того, что Патриархия неуклонно говорит о необходимости захоронения Ленина и изображает на новых иконах красноармейцев в виде чертей с рогами и копытами (а как еще изображать людей, самыми зверскими способами убивавших за веру в Бога?).<br>
<br>
Алексий II должен был все время вести свою паству по узкой дороге между условными Глебом Якуниным и Диомидом Дзюбаном, отчаянно тянувшими Церковь в свои стороны. И как по-настоящему добрый пастырь он блестяще справился со своей задачей.<br>
<br>
Русская православная церковь сохранила все свои традиции и обряды, при этом продолжая шагать в ногу с достижениями современной цивилизации (достаточно посмотреть, например, на количество и качество православных интернет-сайтов). Тысячелетние каноны остались прежними, однако Церковь не превратилась в засохшую и архаичную структуру, активно работая с молодежью: например, можно вспомнить недавнее высказывание новопреставленного патриарха о том, что неправильно запрещать женщинам приходить в храмы в брюках (мол, апостол Павел говорил, что нельзя ходить в «мужской одежде», а брюки уже давно являются нормальной женской одеждой) или «православные рок-концерты». Ну а высказывания Патриархии по различным историческим вопросам уже давно стали эталоном спокойного и взвешенного подхода к самым непростым периодам нашей недавней жизни…<br>
<br>
За последние сто лет наша страна пережила величайшую духовную катастрофу, а затем почти столь же великое духовное возрождение.<br>
<br>
Последнее отныне и навсегда будет связано с именем пятнадцатого Патриарха Московского и Всея Руси, новопреставленного Алексия II.<br>
<br>
Царствие ему Небесное.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".