Статья
1088 6 августа 2012 17:05

Патрушев: на водных магистралях РФ - сложная ситуация

Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев считает, что на водных магистралях Урала, Сибири и Дальнего Востока складывается крайне сложная ситуация, если не сказать критическая.

«Речной флот, по экспертным оценкам, выработал свой ресурс на 70%. В частности, переход по Енисею мы будем осуществлять на теплоходе "Александр Матросов" 1954 года постройки, и это лучшее пассажирское судно Енисейского речного пароходства. Критически не хватает современных малотоннажных и специализированных судов, что особенно остро ощущается в рамках обеспечения северного завоза», - рассказал он на выездном совещании в Красноярске.

Он подчеркнул, что водные пути Амурского, Енисейского, Ленского и Обь-Иртышского речных бассейнов являются безальтернативными для обеспечения жизнедеятельности большинства прилегающих населенных пунктов.

«Только в Ханты-Мансийском автономном округе в год по воде перевозится более 300 тысяч человек. А всего внутренним водным транспортом в данном макрорегионе перевозится ежегодно около 5 миллионов человек. В районы Крайнего Севера доставляется более 18 миллионов тонн грузов», - заметил Патрушев. 

По словам секретаря Совбеза, возможности речного транспорта, состояние водных магистралей Сибири, Дальнего Востока и Урала не отвечают потребностям развития этих территорий. 

Он пояснил, что «портовая инфраструктура и основные производственные фонды на реках Сибири и Дальнего Востока изношены».

«Система навигации и безопасности на реках практически не обновляется, обустройство внутренних водных путей региона проводится в минимальных объемах. На ряде малых рек судоходство практически исчезло, хотя именно они являются зачастую основными для развития северных территорий. Все это сдерживает социальную мобильность населения, сужает маневр в перераспределении трудовых ресурсов, подрывает перспективы малых населенных пунктов, деревень и сел», - заявил Патрушев. 

Кроме того, он заметил, что Северный морской путь может стать кратчайшей магистралью, связывающей рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

«Однако на практике основные транспортные потоки Севморпути ориентированы на запад, и вся логистика выстроена для обеспечения перевозок в направлении Красноярск - Дудинка - Мурманск. При этом регулярное судоходство в восточном секторе Северного морского пути практически не осуществляется», - подчеркнул Патрушев.

По его мнению, такую ситуацию нельзя назвать нормальной.

«Недостаточен государственный надзор и контроль над инфраструктурой Северного морского пути, особенно в его восточной части. Существующие навигационные и гидрометеорологические системы позволяют в целом обеспечивать хозяйственную и иную деятельность в западном секторе Арктики. Однако в восточном секторе, где расположено большинство наших потенциальных ресурсов, транспортная и навигационная инфраструктура остается слабой», - сообщил Патрушев.

Он считает необходимым, чтобы руководители федеральных органов власти и крупных компаний обратили особое внимание на «взаимную увязку планов освоения ресурсной базы северных районов Урала, Сибири и Дальнего Востока и диверсификации перевозок по Северному морскому пути в восточном направлении».

«Совершенствование транспортной инфраструктуры сегодня имеют стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности. Здесь требуется консолидация ресурсов федерального центра, регионов и бизнес-сообщества», - подчеркнул секретарь Совбеза.

По его словам, проект решения нынешнего совещания предусматривает ряд конкретных мер. В частности, одна из них - формирование региональных программ развития речного транспорта и совершенствование инструментов государственно-частного партнерства.

Кроме того, в правительство РФ направлены предложения по дополнительным мерам налогового и тарифного регулирования в целях стимулирования предпринимательской деятельности в Арктической зоне. Внесены изменения в некоторые законодательные акты РФ в части госрегулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути, предложены меры господдержки отечественных организаций, добавил Патрушев.

Как сообщали «Актуальные комментарии», в Центральной России средний возраст речных судов превышает несколько десятков лет.

В частности, средний возраст пассажирских судов, находящихся в ведении Верхне-Волжского филиала Российского речного регистра, составляет около 30 лет.

Между тем прошлым летом генеральный директор ОАО «Московское речное пароходство» Константин Анисимов отмечал, что на речном флоте возраст судна не является определяющим.

«У нас самое старое судно - теплоход "Максим Горький" 1934 года постройки. Есть суда, построенные в 50-х, 60-х годах, а также 70-х и 80-х, и 90-х годов. Но на речном флоте возраст судна не является определяющим. Вопрос в отношении к этому судну, поскольку суда совершенно спокойно могут работать до 100 лет. Все зависит от годности судна и его технического состояния», - заявил тогда Анисимов.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".