Статья
266 16 июня 2011 11:13

Павел Астахов: к ЕГЭ образование оказалось не готово

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов считает, что нарушения при сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) обусловлены крайне быстрым введением данного испытания и недостаточно продуманным механизмом его проведения.

«Из-за того, что ускоренными темпами вводился ЕГЭ, все эти правила оказались неспособными отфильтровать, поставить барьер для подобных неправомерных действий. Система оказалась совершенно неподготовленной с точки зрения того, как обезопасить детей от влияния людей, которые вводят их в заблуждение, толкают на преступные действия», - сказал Павел Астахов «Интерфаксу» в четверг.

По его мнению, ЕГЭ нужно было вводить постепенно, как минимум в течение семи лет, чтобы подготовить школьников к ответственному испытанию.

«Когда дети не готовы, они пугаются, начинают искать выход из психологически сложной для них ситуации, верят различным уговорам, даже за деньги пытаются раздобыть результаты ЕГЭ, которые оказываются ложными», - отметил детский омбудсмен.
Он напомнил, что результаты сдачи экзаменов школьниками, которых «подменили» студенты, были аннулированы.

«В принципе, это правильное решение. Но надо дать детям возможность в нормальных условиях, под контролем, без телефонов, сдать выпускные экзамены, а не вводить их в еще более стрессовую ситуацию, лишая возможности сдать экзамены и поступить в вуз», - подчеркнул Павел Астахов.

Также он отметил, что если прокуратура в ходе проверки выявит факты сдачи студентами ЕГЭ вместо школьников за деньги, «то вполне возможно привлечь этих лиц за мошеннические действия - это приобретение чужого имущества, денег, за счет злоупотребления доверием или обманным путем».

Комментируя другое зафиксированное при сдаче ЕГЭ нарушение, когда задания к экзамену выкладывались в Интернете, и за деньги выпускники получали ответы, детский омбудсмен сказал: «Конечно, те, кто выкладывает ответы к заданиям, ответственности не несет, несмотря на то, что вводят в заблуждение. Единственно верные ответы есть только у Рособрнадзора, именно они являются закрытой информацией. Поэтому если Рособрнадзор обратится в суд с жалобой на действия соцсетей, думаю, к сожалению, это будет иметь не очень хорошую перспективу».

По его словам, в школе детям давно должны были объяснить, что ЕГЭ - это испытание, подводящее итоги 11-летнему обучению, и «ничего страшного в нем нет».

«В нарушениях в равной степени виноваты и школы, и школьники, и родители. Во Франции, например, систему образования которой мы во многом копируем, детей готовят к сдаче тестов с дошкольного возраста, для них это не проблема. А для наших детей -проблема, они пугаются, психологически не подготовлены, у нас даже официально зарегистрировано несколько суицидов и попыток суицида из-за того, что дети боялись сдавать ЕГЭ», - сказал Павел Астахов.

Как сообщалось, полиция задержала студентов различных вузов, в основном технического и математического уклона, в помещениях Центра образования N264 Северо-восточного административного округа Москвы после проведения ЕГЭ по математике. Студенты сдавали ЕГЭ по математике вместо выпускников экстерната школы N958. По предварительной информации, за эти услуги родители школьников платили деньги.

В Рособрнадзоре заявили, что результаты ЕГЭ по математике московских школьников, за которых экзамен сдавали студенты, будут аннулированы, а организаторы могут быть оштрафованы.

Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала о том, что при сдаче ЕГЭ по математике 6 июня некоторые контрольно-измерительные материалы к экзамену были выложены в Интернете. По ее словам, всего было выявлено 120 случаев публикаций и 165 тыс. заходов на данные порталы. Любовь Глебова отметила, что идентифицировано 11 работ, по восьми результаты были аннулированы, а по трем - ведется служебная проверка. Причем не все выпускники получат возможность пересдачи экзаменов. Она сообщила, что Рособрнадзор готовит иск к сайту, на котором были опубликованы задания к ЕГЭ.

В свою очередь министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что примет меры в связи со сдачей ЕГЭ студентами за школьников. «Если человек нарушает правила, нарушает закон, то он должен быть наказан. Самое главное, чтобы это наказание было адекватным и неотвратимым», - заявил Андрей Фурсенко «Интерфаксу».

«По каждому выявленному и зафиксированному нарушению мы принимаем соответствующие меры и предъявляем соответствующие требования», - сказал министр. По словам Андрей .Фурсенко, главные претензии - к тем, кто организовывает экзамен. «Есть четко сформулированные в законодательстве правила, как это должно быть организовано. В каждом случае, который мы анализируем, есть прямые нарушения со стороны организаторов экзаменов», - сообщил министр.

«Решаются судьбы детей. Вместо того, чтобы обеспечить нормальные условия проведения экзаменов, какую-то часть детей провоцируют на нарушения. Это очень опасно для будущего. Люди понимают, что нет правил, которые нельзя нарушать. Это правовой нигилизм», - сказал министр.

По словам Андрея Фурсенко, все нарушения при организации ЕГЭ отслеживаются. «Уже наказаны люди. Есть случаи, когда аннулированы результаты экзаменов, есть случаи, когда сотрудники различных образовательных структур отстранены, и ведется служебная проверка», - сказал глава Минобрнауки.

Отметим, что премьер-министр РФ Владимир Путин считает, что система единого государственного экзамена (ЕГЭ) нуждается в совершенствовании, прежде всего в связи с необходимостью общественного контроля за проведением экзаменов.

«Конечно, система нуждается в совершенствовании, прежде всего с точки зрения расширения общественного контроля за проведением экзаменов», - сказал Путин на

съезде общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание»

 31 мая.

 

Он подчеркнул, что «не на 100% защищены процедуры ЕГЭ и от разного рода злоупотреблений». «И в этом смысле критика со стороны преподавателей вузов, школьных учителей, родителей справедлива», - отметил премьер.

 

Глава правительства заявил, что «цель ЕГЭ - двигаться в сторону объективной, более независимой оценки качества - как качества обучения, так и работы самих педагогов». «Но главное - значительно расширить возможности детей из сельской местности, из отдаленных территорий продолжать образование в лучших образовательных центрах России», - отметил Владимир Путин.

 

Как особо подчеркнул премьер-министр, новый закон об образовании должен учитывать мнения учителей и родителей учеников.

 

«Я убежден, что базовые документы, такие, как закон об образовании, эффективно заработают только в том случае, если они будут понятны и приняты будут обществом, станут результатом широкой и открытой дискуссии: мало совещаться с узким кругом "записных" экспертов или вывешивать проекты на официальных сайтах - такая формальная общественная экспертиза никому не нужна и малоэффективна», - сказал Владимир Путин.

 

Он подчеркнул необходимость «выстраивать живые коммуникации, внимательно прислушиваться ко всем вопросам, которые высказываются родителями или самими учителями».

 

«Если есть реальная проблема, правовая недоработка, ее конечно следует устранять, и делать это нужно своевременно. Если же тревога общественности вызвана нехваткой информации, необходимо терпеливо разъяснять суть дела», - сказал Путин.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".