Статья
1528 23 июля 2010 0:01

Переговоры в Милане

Президент РФ Дмитрий Медведев посещает Милан с рабочим визитом по приглашению премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.

В ходе состоявшихся переговоров лидеры государств обсудили международную тематику. В частности, поднималась тема ООН. Лидеры «большой восьмерки» в целом готовы к тому, чтобы актуализировать деятельность ООН, заявил президент РФ Дмитрий Медведев на совместной пресс-конференции с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. «Организация Объединенных Наций должна меняться в соответствии с изменениями, которые происходят в мире», - заявил российский лидер.

В то же время, по его словам, основные дискуссии идут сейчас по вопросу о том, как это сделать. «Мы на "восьмерке", которая была в Канаде, говорили об этом достаточно подробно, откровенно. Не во всем позиции даже внутри "восьмерки" сходятся, но важно то, что мы готовы к тому, чтобы осовременивать деятельность ООН и Совбеза ООН», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Тему ООН президент РФ поднял в связи с теми международными проблемами, которые он обсуждал в ходе встречи с Сильвио Берлускони. «Это конфликтные ситуации, это проблемы, связанные с международным терроризмом, с государствами, которые не всегда должным образом исполняют свои международные обязательства», - сказал Дмитрий Медведев. Речь, по его словам, в частности, шла о Ближнем Востоке, Афганистане, иранской ядерной программе.

Дмитрий Медведев рассказал также, что в ходе встречи затрагивался вопрос о том, как выходят экономики России и Италии из кризиса. При этом президент отметил, что в России в целом «неплохо обстоят дела в экономике и она так же, как и итальянская, выходит из кризиса». По словам президента, в этом году экономика России вырастет почти на 5%.

«Но это не значит, что нам нечем заниматься на "двадцатке", потому что международная финансовая система до сих пор не отреформирована. Мы не имеем гарантий от тех стрессов, которые случились в конце 2008 года, и поэтому нам нужно обязательно продолжить усилия для того, чтобы создать современную финансовую систему, отвечающую интересам всех государств, которые хотят развиваться по свободному сценарию», - подчеркнул глава российского государства.

Со своей стороны председатель правительства Италии Сильвио Берлускони заявил о поддержке отмены визового режима между Россией и Евросоюзом, но отметил, что этому препятствует ряд государств Восточной Европы. «Мое мнение не поменялось. Наоборот, я укрепился в своем убеждении в том, что эта проблема требует решения, и необходимо изменить визовый режим», - заявил Сильвио Берлускони.

«Есть определенное сопротивление со стороны стран Восточной Европы, - добавил он. - Видимо, это связано с историей, со временами Советского Союза». «Сопротивление есть. И я его понимаю с исторической точки зрения. Но с точки зрения необходимости дальнейшего развития сотрудничества между современными экономиками Евросоюза и Российской Федерации я этого понять не могу», - заявил глава правительства Италии.

Берлускони подчеркнул, что лично взял на себя обязательства продолжить работу над решением вопроса о визовом режиме. «Я обратился к нашему президенту, с тем чтобы в повестку дня следующей встречи глав правительств в Брюсселе был включен этот вопрос», - сказал премьер-министр Италии.

«Я думаю, что эта проблема может быть решена, но, к сожалению, это требует единогласного решения (в рамках Евросоюза )», - заявил Сильвио Берлускони.

Премьер-министр Италии на пресс-конференции выразил надежду, что российские власти будут содействовать работе итальянского бизнеса в России, в частности, за счет сокращения различных бюрократических процедур.

В частности, по словам итальянского премьера, «бюрократическое давление» в работе бизнеса является одним из препятствий.
В свою очередь Дмитрий Медведев, касаясь работы итальянских компаний в России, заметил: «Для нас особенно важно, чтобы итальянские компании участвовали в высокотехнологичных сферах российской экономики». «Любая из сфер здесь открыта для наших друзей», - отметил российский президент.

Италия прочно удерживает позиции одного из крупнейших торгово-экономических партнеров России в Европе. В последние годы товарооборот между Россией и Италией имел устойчивую положительную динамику и достиг в 2008 г. рекордной отметки - $52,9 млрд. Однако в результате глобального экономического кризиса, в 2009 г. произошло существенное сокращение товарооборота - до $32,9 млрд.

В этом году уже наметились первые положительные тенденции во взаимной торговле. Так, в январе-мае товарооборот составил $14,9 млрд. (экспорт - $11,8 млрд, импорт - $3,1 млрд), что на 35,7% превышает показатель за аналогичный период 2009 г.

Россия и Италия участвуют в осуществлении проекта «Южный поток», проектов в области атомной и электроэнергетики, реализуемых с итальянской компанией «ЭНЕЛ». Отечественные компании сотрудничают с предприятиями итальянского концерна «Финмекканика» в проекте по созданию среднемагистрального самолета «Суперджет-100», в модернизации российских железных дорог, компания «Соллерс» и концерн ФИАТ совместно работают в области автомобилестроения.

В 2011 году пройдет «Год русского языка и русской культуры в Италии» и «Год итальянской культуры и итальянского языка в России».

Комментарии экспертов

Переговоры по теме европейской безопасности прошли недавно на уровне глав МИД России и Италии.

Италия  входит в число тех стран, которые могут оказать поддержку Москве в продвижении идеи о создании новых механизмом регулирования и контроля над европейской безопасностью. Но я думаю, что это уже будет идти вне контекста проекта Договора о европейской безопасности, который Кремль анонсировал.
 
Сейчас складывается такая ситуация, что данный проект не нашёл понимания и поддержки у международного сообщества, и, по всей видимости, на какое-то время он будет отложен. То есть его актуализация, по сути, провалилась.

Об этом говорит тот факт, что этим летом Кремль выставил договор на тендер экспертному сообществу с тем, чтобы доработать содержательные аспекты этого потенциального документа и уже после этого представить его на повторное обсуждение в рамках ОБСЕ по линии России.
 Стоимость этого тендера составила 200 тысяч рублей. При такой финансовой ставке вряд ли стоит ждать какой-то серьёзной проработки проекта. Более того, сам факт вынесения проекта договора из межведомственного согласования на экспертное рассмотрение, по сути, беспрецедентен.

Как правило, никаких тендеров ни одно государство мира в случае подготовки проекта договора не начинает, и все эти вещи решаются кулуарно. Если, например, есть необходимость в том, чтобы документ был проработан в экспертной среде, то он дорабатывается по прямым каналам. Для этого сейчас уже есть «Фонд Горчакова», фактически созданный «Совет по международным отношениям», проект создания которого был анонсирован в этом году. Но этих действий не последовало.

 По сути, идёт речь о том, что данный договор станет открытым проектом. Конечно, это свидетельствует не в пользу Москвы. Это говорит о том, что никаких реальных сдвигов в плане продвижения этой идеи Москва за последнее время не добилась. А это идея была первой внешнеполитической идеей Медведева с начала работы, потому что она была анонсирована в июне 2008 года в ходе его выступления в Берлине. То есть, это, по сути, стартовая инициатива, с которой он выступил фактически сразу после вступления в должность.

 Теперь де-факто Москва расписывается в том, что она не в состоянии продвинуть этот проект, и никакого международного отклика он не нашёл. Достаточно вспомнить, что появление документа было зафиксировано в конце ноября 2009 года, а на саммите министров иностранных дел ОБСЕ, который прошёл в декабре в Афинах, планировалось его продвигать, но на этот форум демонстративно не приехали глава МИД Великобритании и государственный секретарь США.

США является главным игроком НАТО и основной евроатлантической структурой, от которой зависит текущая безопасность в регионе евроатлантики, а Британия – по сути, вторым по потенциалу игроком. Если мы не будем брать некоторые содержательные аспекты (например, количество ядерных боеголовок или численность вооружённых сил), то по уровню практической готовности желания воевать британцы сегодня вторые. Они, по сути, сегодня опережают Францию. Хотя в численном контексте вооружённые силы Франции могут превысить британский потенциал, но в плане практической готовности британцы не имеют равных в Европе и уступают только США.

Это демонстративное невнимание к Москве говорит о том, что эта идея им не нужна, и, как следствие, такими действиями они предопределили судьбу этого договора. Если сегодня и есть какие-то шансы (а они, в общем-то, есть), то это шансы только по линии России – ЕС в контексте проекта договора, в контексте инициативы, которая была санкционирована 5 июня 2010 года в Германии. Тогда в ходе встречи Медведева и Меркель стороны договорились о запуске инициативы по созданию Комитета России и ЕС по вопросу внешней политики и безопасности.

Предполагается, что эта структура будет создана в результате прямого диалога между Москвой и Брюсселем, и пока никаких документов под неё не будет, она будет являться первым механизмом реального или хотя бы номинального регулирования ситуации в области безопасности по линии России - ЕС.

Этот комитет будет выведен из контекста договора. Более того, договор продвигался по линии ОБСЕ, а комитет должен появиться по линии Россия – ЕС. То есть он сейчас актуализирован в другом ракурсе. В силу этого я думаю, что судьба этого комитета, который сейчас находится на согласовании в Брюсселе, станет объектом диалога между Москвой и Римом. Именно в этом контексте правительство Берлускони может реально предметно помочь России в продвижении этой инициативы.
 
Конечно, это уже не столь амбициозная по своему содержанию идея, как проект подписания нового договора о европейской безопасности. Это всего лишь комитет, причём комитет с пока недостаточно ясным пулом предметных полномочий. Но, тем не менее, этот комитет может стать первым институциональным звеном на пути переформатирования архитектуры европейской безопасности. Во всяком случае, сейчас.

Позиция Рима, на мой взгляд, более сдержанна, чем позиция Франции и ФРГ. ФРГ откровенно заявила, что их эта идея устраивает, потому что она создаёт пусть слабую, но предпосылку к развитию оборонного потенциала ЕС в обход НАТО. К этой инициативе сейчас присоединилась Франция и Польша. Италии в этом списке пока нет. Я думаю, что итальянцам в большей степени интересен блок НАТО. Они в меньшей степени себя проявляли в контексте тех оборонных структур, попытки создания которых предпринимались в рамках ЕС. Конечно, мнение Рима здесь может быть несколько настороженным.

Но нужно учитывать обстоятельства, которые смогут стимулировать поддержку правительством Берлускони инициатив Москвы. Во-первых, тот факт, что комитет пока является относительно номинальной структурой и никаких серьёзных обязательств в области обороны он не несёт. Во-вторых, подобная идея и этот институт должен создавать в рамках ЕС. И в случае если Италия его поддержит, он скорее всего утонет в этой многоярусной системе единой европейской бюрократии, потому что никакого реального влияния на функционирование НАТО не окажет.

В этом контексте можно сказать, что у Москвы есть возможность для продвижения своей инициативы. Конечно, важнейшим фактором для этого будет личный контакт, который существует между российским руководством и руководством Италии. Доверительные отношения во многом повторяют французский опыт, потому что французско-российский диалог сегодня тоже строится на личных контактах. Пусть они не столько замыкаются на фигуре Саркози, сколько на фигуре Фийона.
 
А здесь есть Берлускони, с которым у существуют достаточно доверительные отношения. Как следствие, здесь есть возможности прямого диалога, в том числе и с самим  Берлускони, и с министром иностранных дел Италии. В общем-то, они все известны России и рассматриваются как преференциальные партнёры, с которыми можно строить относительно эффективный диалог. Я думаю, в этом контексте личностный фактор также может сыграть в пользу того, что Италия поддержит инициативу с созданием комитета. Конечно, для реальной кристаллизации архитектуры европейской безопасности в Европе одного комитета мало Если мы берём такой глобальный охват как изменение конфигурации оборонных военно-политических связей в евроатлантике, то, конечно, этого комитета недостаточно.

Что касается «Южного потока», то проблем по нему с Италией нет, хотя они, по-моему, всё ещё не завершили процедуру согласования необходимой документации. То есть там есть не то, чтобы недомолвки, но определённое замедление темпом переговорного процесса. Но я думаю, из-за того, что Болгария сейчас завершает процедуру согласования своей позиции по «Южному потоку», скорее всего, Италия также будет ставить точку в этом, потому что она всё-таки является одним из реальных инициаторов создания самого газопровода.
 

Облегчение визового режима с Россией поддерживают страны с критически высокой долей туристической отрасли в экономике и традиционные политические партнёры, такие как Италия и Германия. Хотя до сих пор речь не идёт о принятии решений здесь и сейчас, мы не можем до конца знать, насколько искренней и последовательной является поддержка той же Германии в отмене визового режима. 

 Всё-таки помимо позиции упрямых восточных европейцев, существуют некоторые объективные трудности – например, то, что у России фактически нет барьеров на южной границе. Эта южная граница огромная, при том, что и в Средней Азии, и в Закавказье большие человеческие ресурсы. В некоторых местах это регионы аграрного перенаселения, то есть избыточные человеческие ресурсы.

Европейцы прикладывали много усилий к тому, что поставить под контроль традиционные направления иммиграция в ЕС (например, из стран Магриба), чтобы ограничить эту иммиграцию не только на уровне законодательных мер, но и просто на уровне техник полицейского контроля.

Эти вопрос обычно политически не звучат в контексте обсуждения безвизового режима с ЕС. Но я предполагаю, что с точки зрения европейцев они не могут не иметь большого значения в решении этого вопроса. Пока у России нет оборудованной границы на юге и визового режима со странами-«донорами» неквалифицированной рабочей силы, ЕС будет с большой опаской подходить к вопросу безвизового режима с Россией. 
 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".