Комментарий
2 Декабря 2014 16:20

Переход к единой валюте — долгосрочное предприятие

Дмитрий Александров политологДмитрий Александров

Дмитрий Александров
политологДмитрий Александров

На территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) могут запретить хождение доллара и евро. Переход на расчеты только в национальных валютах (рубли, белорусские рубли, тенге, драм) должен произойти к 2025–2030 году. 

Подробнее — в материале «В ЕАЭС откажутся от доллара и евро».

Начальник отдела аналитических исследований Инвестиционной группы «Универ» Дмитрий Александров в интервью «Актуальным комментариям» рассказал о том, к чему приведет переход стран-членов ЕАЭС к единой валюте и какие условия необходимы для этого.

«В принципе, переход к единой валюте может увеличить устойчивость национальных валют стран-членов ЕАЭС за счёт механизмов взаимного резервирования. Это может и должно привести к большей независимости финансовых систем от тех событий, которые происходят вне ЕАЭС. 

Если при этом курсе будет более активное развитие, скажем, торговых отношений ЕАЭС с другими валютными зонами или с другими крупными сильными центрами, такими как, например, Китайская народная республика, то за счёт тех же самых дополнительных механизмов возможна стабилизация уже единой валюты. 

В то же время этот переход требует соблюдения ряда условий, прежде всего, для стабилизации финансовых систем стран-участников, по крайней мере тех, которые вносят существенный вклад в общий рынок, поскольку всё привязано и к финансовому рынку, и к товарному рынку.

Пока речь идёт о том, чтобы страны ЕАЭС использовали валюты друг друга в торговых операциях. Но отказ от нацвалют — это всегда делегирование полномочий по эмиссии своих денег, урегулирование собственной денежной массы некоему другому наднациональному правительству. В этом заключается основной риск установления единой валюты, что мы могли наблюдать на примере Европы. 

Соответственно, все финансовые системы должны иметь примерно одинаковый уровень развития каждой страны. В этом смысле важно понимать, что нельзя отдельно регулировать объём денежной эмиссии и отдельно на национальных уровнях регулировать, скажем, способ верстания бюджетов, поскольку это будет отдельная полная свобода у министерства финансов, а такого быть не может. Результат подобных денежных операций мы видим в ЕС. 

Поэтому прежде чем переходить на единую валюту, необходимо перейти к более широкой консолидации, выработке решения о том, как будет жить бюджет и как будут верстаться бюджеты всех стран — участников единой валютной зоны. Иными словами, необходим единый механизм влияния на принятие решений по бюджету каждой страны.

Хочу отметить, что переход к единой валюте — долгосрочное предприятие, поэтому к обозначенному сроку курсы валют, которые сейчас очень сильно колеблются, могут стабилизироваться. К примеру, в Белоруссии рубль девальвировался в 2011 году очень сильно, но это никоим образом не привело к краху экономики. Просто если бы это была единая система, то такое было бы невозможно — девальвировать наднациональную валюту было бы нельзя. 

С другой стороны, если девальвация непроизвольная и связана с проблемами одной страны, то единая валюта позволяет, например, избежать массового отказа населения или бизнеса от собственной валюты в силу того, что можно опираться на её твёрдость, обеспеченную другими участниками валютного союза. 

Здесь очень важна сбалансированность политики стран-членов, в противном случае это может оказаться некой доминантой в денежных отношениях. Для примера возьмем США: любая мелкая страна может привязаться к их валюте, но что это ей дает? Она не может никак влиять на эту валюту, и если в США произойдёт коллапс, то она окажется без собственной валюты, так как ее валюта уйдёт в пике или будет расти точно так же, как валюта США. 

Создание некоего реального института единой валюты пока еще только в планах. Но чтобы к нему реально перейти, надо сначала пройти стадию более тесной работы только со своими валютами, отказавшись от любых кросс-курсов с внешней валютой, типа доллара и евро. Также необходимо как минимум отладить взаимодействие между Центральными банками и министерствами финансов. Для этого, естественно, потребуется, условно говоря, 10-15 лет».
30 Августа 2016 Главное  Франция отказывается от TTIP Франция обратится в Еврокомиссию в сентябре с требованием приостановить переговоры по поводу Трансатлантического соглашения о партнерстве в области торговли и инвестиций (TTIP), заявил госсекретарь страны по внешней торговле Маттиас Фекль. 25 Августа 2016 Украина и Донбасс  Украина хочет сотрудничать с Ливановым Киев будет сотрудничать с недавно назначенным специальным представителем президента России по развитию торгово-экономических отношений с Украиной в первую очередь, в направлении снятия торговых ограничений. 29 Июля 2016 Украина и Донбасс  Киев ввел ограничения на 243 компании из РФ Украина приостановила сотрудничество с 243 российскими компаниями из-за того, что они работают в ДНР и ЛНР, сообщает Служба безопасности Украины. Запрет на поставки продукции с российских предприятий вводится временно, но СБУ намерена дополнить санкционный список.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".