Статья
11 Марта 2012 10:15

Переживая «панк-молебен»

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал участниц феминистской группы Pussy Riot, устроивших скандальную акцию под названием «панк-молебен» у входа в алтарь храма Христа Спасителя, к «покаянию и изменению жизни».

Его слова приводит издание «Газета.Ru».

«Лучшим благом для участниц и организаторов этой акции - в кавычках - являются покаяние и изменение жизни. Без этого их ждет трагичное, ужасное будущее. Если же они найдут в себе силы измениться, признать свою неправоту и больше никогда не совершать ничего подобного - простит их Господь, проявит милосердие и церковь. Надеюсь, что не останется к этому без внимания и государство», – заявил Чаплин.

Ранее сообщалось, что в Русской церкви продолжают настаивать на том, чтобы наказание участниц феминистской панк-группы «Pussy Riot» было неотвратимым, и призывают верующих защищать свои святыни.

«Нам, православным христианам, брошен вызов. Вызов хамский, наглый, агрессивный. В тексте упомянутой группы про нас сказано, что мы "ползем на поклоны", а с именем Божиим соседствует брань. Вызывающие пляски и песни устроены на священном амвоне храма. Никакого раскаяния до сих пор не прозвучало - ни от самих участниц "акции", ни от их сторонников и защитников», - пишет глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в коллективном блоге «Православная политика».

Напомним, что 21 февраля феминистская панк-группа «Pussy Riot» устроила перфоманс у входа в алтарь храма Христа Спасителя. Участницы акции сообщили, что их выступление было «панк-молебном». При попытке охранников храма их задержать они скрылись.

По итогам акции было возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство». Максимальное наказание по данной статье - лишение свободы на срок до двух лет.Трех участниц группы задержали, двух из них - Марию Алехину и Надежду Толоконникову - арестовали. В знак протеста девушки объявили голодовку.

На днях в «Живом журнале» менеджера детской программы Фонда помощи хосписам «Вера» Лидии Мониава было опубликовано обращение к патриарху Кириллу с просьбой ходатайствовать перед следствием о прекращении уголовного преследования участниц группы «Pussy Riot». Его подписали несколько тысяч человек, среди которых много католиков и тех, кто не указал свою религиозную принадлежность.

Тем временем отец Всеволод подчеркнул, что «уступать давлению агрессивной группы, бьющей сейчас на жалость, Церковь не намерена».

«Группа то ли православной, то ли неясно какой общественности при поддержке "избранных" клириков предлагает Церкви обратиться к властям с просьбой о милосердии к участницам известной группы. О том, что кощунство должно получить справедливую оценку суда, при этом не говорится ни слова. Удивительно, что это "гражданское действие" преподносится в СМИ чуть ли не как "голос Церкви" - настоящей, прогрессивной, толерантной и так далее», - пишет он в блоге.

Ранее группа православных обратилась к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой призвать участниц феминистской панк-группы «Pussy Riot» к покаянию.

«Мы считаем, что та мера пресечения, которую избрал суд, вполне оправдана, хотя нам стало известно, что сейчас некоторые люди призывают оправдать участниц панк-группы "Pussy Riot" и обратились к Вам с просьбой ходатайствовать перед властями об изменении им меры пресечения», - говорится в письме патриарху, копия которого поступила в «Интерфакс-Религия».

Его авторы просят предстоятеля «призвать этих девушек к покаянию, к признанию ошибки, к отказу от чего-либо подобного в будущем, ибо то кощунственное преступление, которое они совершили перед телекамерами, по нескрываемой ими самими же греховной мотивации, требует публичного же и раскаяния».

По данным подписавших письмо, в прокуратуру с просьбой провести проверку по факту акции «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя уже обратились «тысячи православных христиан России, религиозные чувства которых были оскорблены».

Между тем, в Русской православной церкви не видят основания для содержания «Pussy Riot» под стражей.

«Лично я не вижу причин для содержания этих женщин под стражей, но главное, чтобы все проходило в рамках закона», - заявил глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.

Кроме того, напомнил он, «официальные представители Церкви уже не раз говорили, что не поддерживают идею реального срока заключения по этому делу, но призывают к его общественному осуждению и признанию преступлением».

В то же время он призвал «не приписывать Церкви административно-правовые функции», отметив, что она не имеет права напрямую вмешиваться в деятельность правоохранительных органов, которые ведут «серьезную, добросовестную работу по данному делу».

«Церковь во все времена призывала к милосердию. И данная ситуация не является исключением. Но давайте не будем забывать и о другом: за все время, прошедшее после кощунственного и мерзкого поступка, совершившие его девушки не выразили даже намека на раскаяние. Их многочисленные интервью и комментарии в СМИ, а также записи в блогах свидетельствуют о полной уверенности в правильности и чуть ли не праведности своих действий. Мне кажется, это тот случай, когда последствия хуже самого поступка», - считает Легойда.

По его словам, если участницы «Pussy Riot» почувствуют чувство вины за совершенные действия, оскорбительные для верующих, Церковь с радостью примет их раскаяние.

За девушек уже вступились правозащитники, осудив, впрочем саму их акцию в храме.

Так, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин посчитал, что двух участниц феминисткой панк-группы Pussy Riot, задержанных после нашумевшей акции в храме Христа Спасителя, необходимо было отпустить к Международному женскому дню. «Меня крайне удивляет история с задержанием и помещением под стражу двух проказниц, хотя они и пели непристойные песни и достаточно непристойно вели себя в храме Христа Спасителя. Разумеется, непристойность - она и есть непристойность, и не может оцениваться иначе. Но уголовное дело по этой части и содержание под стражей за это выходит за рамки разумного», - сказал Лукин «Интерфаксу».

Между тем, освящать храм Христа Спасителя в Москве после проведенного в нем «панк-молебна» не планируется.


«Заново освящать храм не будут. Слава Богу, они не осквернили алтарь», - сообщили в секретариате ключаря храма протоиерея Михаила Рязанцева.

Многие эксперты согласны с РПЦ, что акция в храме Христа Спасителя – неприятная и  оскорбительная.

Так, лидер Союза православных граждан Кирилл Фролов считает, что перфоманс феминистской панк-группы «Pussy Riot» у храма - это хладнокровная и заранее продуманная акция. В интервью «Актуальным комментариям» он назвал эту акцию «продуманным ударом “болотной революции” по христианским ценностям».

«Появилась целая “болотная” армия “адвокатов дьявола”, которая пытается под самыми благими предлогами, спекулируя на жалости, подменяя христианство пацифизмом, оправдать зло - и это кощунство», - сказал собеседник АК.

Другие спикеры, опрошенные «Актуальными комментариями», были не столь категоричны, но охарактеризовали акцию панк-группы как  глупую и возмутительную.

Так, член Общественной палаты  Владимир Мамонтов отметил, что подобные выходки - глупы, бессмысленны и направлены только на то, чтобы эпатировать общество. По его словам, аналогичное возмущение вызвало и то, если бы девицы устроили подобный фарс в синагоге, мечети или в любом другом храме.

«И позвольте мне выразить личную, не претендующую ни на какие обобщения, точку зрения: глупые, отвратительные, бездушные, бессердечные бабы, которых мне искренне жаль», - заключил Владимир Мамонтов.

Публицист Леонид Радзиховский также считает, что акция «Pussy Riot» – неприятная.

«Я не являюсь большим сторонником этих девиц. Со стороны они на меня, как на человека весьма далекого от христианства, производят неприятное впечатление глуповатых девчонок, которые хотят дешевой популярности», - сказал Радзиховский.

В свою очередь журналист, историк, телеведущий, член Общественной палаты Николай Сванидзе отметил, что «девушки мелко схулиганили, это была неприятная, неудачная выходка»

Однако в вопросе наказания взбудораживших общественное мнение феминисток из «Pussy Riot» мнение экспертов разделилось. Одни считают, что участницы акции должны понести наказание по всей строгости закона, другие  убеждены, что церковь должна проявить присущие православию  снисходительность и всепрощение.

Аналогичную позицию высказал Кирилл Фролов.

«В чем должно быть наказание кощуниц за акцию? В том, что преступление должно быть названо преступлением, зло – злом. И только после этого можно говорить об облегчении участи преступниц. И не менее важно, чтобы были выявлены не только исполнительницы, но и “болотные” заказчики этого преступления, которых так защищает компрадорская “Новая газета”, телеканал, как мы его называем, “Радиоактивный дождь” и прочие», - сказал он.

По его словам, «наше государство нужно укреплять опорой на Церковь и очищением элиты от тех, кто “крышует болото ”».

«И самое главное – ответом на это кощунство, на этот вызов нашим ценностям и попытку разрушить наши святыни и ценности является укрепление партнерства церкви и государства», - сказал Фролов «Актуальным комментариям».

За строгое наказание в отношении участниц акции высказался и Владимир Мамонтов. По его совам,  общество должно бороться с  подобными проявлениями  в рамках закона. «Если эти действия классифицируются как хулиганство, значит, нужно их судить по этой статье. Если есть какая-то другая статья, то по ней. В любом случае, они должны понести наказание», - считает Мамонтов.

Но есть, как отмечалось выше, и иное мнение  по этому поводу.

Николай Сванидзе убежден, что суровое наказание «Pussy Riot» навредит всем.

«Борясь за мораль и нравственность, церковь не должна опускаться до инквизиции, дабы вместо морали и нравственности не возникло ощущение садизма, которое к морали и нравственности имеет очень косвенное отношение», - отметил журналист,

По его словам,  девушки уже за это получили наказание – они уже не на свободе, они осуждены общественностью и напуганы.

Сванидзе считает абсолютно неадекватным решение отправить их в тюрьму.  «Ещё никогда церковь не приобретала очков в глазах общественности своей жестокостью», - пояснил он.

По словам Сванидзе, необходимо сбавить тон и признать, что акция была очень неудачной, но ее организаторы уже наказаны. «Я думаю, им этого на всю жизнь хватит. И пора уже перестать проявлять пусть и праведный гнев и требовать им жестокого уголовного наказания. Это пойдет во вред всем», - заключил он.

Схожую позицию высказал «Актуальным комментариям»  Леонид Радзиховский.

Он отметил, что есть разные точки зрения насчет того, зачем и во имя чего существует в России христианская церковь. Есть точка зрения, что церковь - это просто один из важных институтов государства, а значит, участницы группы должны быть наказаны по всей строгости закона.

Но есть другая точка зрения, которая говорит о том, что христианство заключается в прощении и милосердии. То есть, в таком случае девушек надо простить.

Радзиховский отметил, что обычно в своей практике любая церковь руководствуется бюрократической точкой зрения.

По его словам, хоть акция  «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя производит неприятное впечатление, надо понимать, что с точки зрения церкви, ее участницы -   заблудшие люди, но они дети Божьи.

«И  единственная реакция на их поведение - это любовь и всепрощение. Если такой реакции нет, то христианская церковь это казенный институт, а все храмы - просто груда камней. Это соответствует книжке по названию Новый Завет», - убежден Радзиховский.

Судя по воинственным заявлениям господина Чаплина, их будут судить не по христианской религии, а по бюрократическим правилам, принятым в России, считает эксперт.   При этом он напомнил, что «патриарх говорил нечто другое».

«Понятно, что судьба этих девиц в руках одного единственного человека - патриарха Кирилла», - резюмировал Леонид Радзиховский.

Комментарии экспертов
<p>Есть разные точки зрения насчет того, зачем и во имя чего существует в России христианская церковь. Есть точка зрения, что церковь - это просто один из важных институтов государства, такой же, как армия, полиция, театр, Госдума.  То есть, это - важный государственный институт, который обеспечивает единство нации, самоидентификацию нации. Кто мы? Русские, православные и так далее. Если перед нами  обычный государственный институт, у него есть свои  атрибуты: кресты, молитвы и т.д.</p>
<p>В армии тоже есть свои атрибуты: мундиры, барабанный бой и так далее. Если это просто государственный институт,  с некоторыми внешними атрибутами в виде крестов, то тогда люди, которые  на его покусились, должны отвечать намного больше, чем по всей строгости законов. Потому что у нас, как известно, кто шутит с государством, плохо кончает. Например, ворваться в приемную председателя ЦИК или какого-нибудь  министра  - гораздо хуже, чем ворваться в частную квартиру. В этом смысле, эти девицы должны в России отвечать по максимально возможной строгости закона, это одна точка зрения.</p>
<p>Есть другая точка зрения, которая говорит о том, что православие имеет некоторое отношение к христианству, а христианство имеет какое-то отношение  к Христу. А Христос свои идеи сформулировал довольно давно, и они заключаются в прощении и милосердии. В таком случае люди, которые ворвались в церковь, заслуживают со стороны церкви  прощения и милосердия. Ровно так, как это заповедовал Христос.</p>
<p>То есть, с государственной бюрократической точки зрения, Бог есть чинопочитание, а с христианской точки зрения, Бог есть любовь.</p>
<p>Поэтому, исходя из первой точки зрения тот, кто замахнулся на чинопочитание, должен быть наказан по всей строгости закона. Примерно так, как в Римской империи казнили того человека, который говорил, что «кесареву- кесарево, а Богу- Богово». А по противоположной точке зрения (с точки зрения этого человека) наказывать нельзя никого и ни за что. Вот две такие разные точки зрения.</p>
<p>Обычно в своей практике церковь католическая, православная, протестантская руководствуется бюрократической точкой зрения. Причем не просто бюрократической, а самой жестокой бюрократической точкой зрения, изуверски бюрократической. Отсюда и крестовые походы, и уничтожение еретиков, и многое другое. Но, тем не менее, действует она, так сказать, от имени и по поручению, поэтому есть некоторое внутреннее противоречие христиан.</p>
<p>Я  не являюсь большим сторонником этих девиц. Со стороны они на меня, как на человека весьма далекого от христианства, производят неприятное впечатление глуповатых девчонок, которые хотят дешевой популярности. Но это с точки зрения обывателя. С точки зрения церкви,  это – заблудшие люди, но они дети Божьи. И  единственная реакция на их поведение - это любовь и всепрощение. Если такой реакции нет, то христианская церковь это казенный институт, а все храмы - просто груда камней. Это соответствует книжке по названию Новый Завет.</p>
<p>Судя по воинственным заявлениям господина Чаплина, их будут судить не по христианской религии, а по бюрократическим правилам, принятым в России. Строгость законов, повторяю здесь, весьма относительное понятие.</p>
<p>Если кто-то, допустим, в ресторане не будет бить посуду, не будет оскорблять посетителей, не убежит, не заплатив по счету, а всего-навсего встанет и начнет петь куплеты не слишком оскорбительного, но сомнительного содержания, то он отделается административным наказанием.</p>
<p>Но если что-то подобное кто-то сделает в  приемной Государственной думы, сядет в тюрьму. Соответственно, за такое поведение в храме Христа Спасителя тоже, если будут судить по строгости бюрократических законов, то наказание будет строгим.</p>
<p>Судя по тому, что церковь бюрократическая так жестко настроена, девицы за свое поведение сядут в тюрьму. Правда, насколько я знаю, патриарх говорил нечто другое. Понятно, что судьба этих девиц в руках одного единственного человека - патриарха Кирилла.</p>
<p>Я считаю, что это хладнокровная и заранее продуманная акция, преследующая две цели.<br />
<br />
Первая – это продуманный удар «болота», «болотной революции» в саму систему наших святынь и ценностей, это удар по ценностям.<br />
<br />
Если у русского народа и других народов России убрать святыни и ценности, то внешнюю интервенцию можно будет проводить голыми руками, никто не будет сопротивляться. Вот это самое главное в «болотной» революции - подготовка к интервенции, когда уничтожают всё, что напоминает нам о нашей православной вере, о нашей национальной идентичности, о нашей истории и культуре. И поэтому это целенаправленный, термоядерный удар по нашим святыням.<br />
<br />
Сейчас вся апологетика этой кощунственной акции в том, что это не удар по святыням, не надо так уж святыни хранить, вообще ничего страшного не произошло. Это - размывание социалитета, уничтожение наших святынь. То есть появилась целая «болотная» армия «адвокатов дьявола», которая пытается под самыми благими предлогами, спекулируя на жалости, подменяя христианство пацифизмом, оправдать зло - и это кощунство.<br />
<br />
Вторая цель кощунственной акции, которая не скрывалась её участниками – это политическая месть святейшему патриарху Кириллу за то, что он обличил и разоблачил «болотную революцию» десятками своих проповедей, будь то проповедь на съезде Движения в поддержку армии и флота или проповеди в честь святителя Ермогена, спасителя России от иностранной интервенции. И, заметьте, все либеральные СМИ замолчали эти проповеди, как и факт закладки памятника святителю Ермогену в Александровском саду, это общенациональное событие.<br />
<br />
Более того, саботаж и «крышевание» «болота», несмотря на победу Владимира Путина, продолжается. В частности, в Москве Управа Северное Медведково поддержала экстремистски-троцкистский «Левый фронт» Сергея Удальцова и отменила назначенные на 14 марта слушания по строительству храма на Сухонской улице, пойдя навстречу требованиям «Левого фронта». Тысячи православных собирались на эти слушания, чтобы поддержать строительство православного храма, а им ответили, что мы строить не будет, раз кто-то протестует. А протестуют как раз адепты Удальцова, такие как Артем Буслаев, которые уже устроили победную истерику в блогосфере. Хотя они проиграли, они никого не собрали на Новом Арбате.<br />
<br />
И почему вдруг управа идет им навстречу, игнорируя волю тысяч православных? Почему управа в Строгино идет навстречу «оранжевому болоту», отменяя строительство храма на улице Исаковского, хотя за него собрано двадцать тысяч подписей, а за храм на Сухонской - семь тысяч подписей?..<br />
<br />
Таким образом, акция Pussy Riot и попытка ее реабилитировать – это ключевой элемент «болотного» сопротивления возрождению российского государственности. Эта государственность может быть возрождена и суверенитет страны укреплен только на основе православных ценностей.<br />
<br />
В чем должно быть наказание кощуниц за акцию? В том, что преступление должно быть названо преступлением, зло – злом. И только после этого можно говорить об облегчении участи преступниц. И не менее важно, чтобы были выявлены не только исполнительницы, но и «болотные» заказчики этого преступления, которых так защищает компрадорская «Новая газета», телеканал, как мы его называем, «Радиоактивный дождь» и прочие.<br />
<br />
И самое главное – ответом на это кощунство, на этот вызов нашим ценностям и попытку разрушить наши святыни и ценности является укрепление партнерства церкви и государства. Ответом на эти кощунства является, наконец-то, появление патриарха Кирилла в прайм-тайм на телеканалах, строительство храмов на Сухонской улице и улице Исаковского, которое было остановлено под влиянием «болотного» шантажа «Левого фронта» Удальцова.<br />
<br />
Мы еще раз говорим: союз патриарха Кирилла и Владимира Путина спасет Россию, и - действенные меры по построению церковно-государственной симфонии, которая вполне возможна при сохранении светского статуса государства, потому что «светский» не значит «атеистический». Симфония церкви и светского государства должна быть построена как можно скорее. Либо симфония, возрождение России на основе ее традиционных православных ценностей, полноценный допуск Церкви в СМИ, в прайм-тайм, немедленное строительство храмов, в том числе на Сухонской улице и улице Исаковского, либо – мы опять беззащитны, Россию и русских можно брать голыми руками, и тогда у нас украдут победу (имею в виду нашу общую победу - избрание Владимира Путина).<br />
<br />
О том, что победу собираются украсть, свидетельствует наглость и безнаказанность адептов компрадорских сил, партии предателей и иуд. Один из её лидеров вчера даже написал, что он предпочтёт превращение России в ядерную пустыню торжеству зла (в его понимании - имеется в виду победа Путина). Что стоит за этими словами – просто психическая и духовная болезнь или действительно готовятся какие-то специально организованные техногенные катастрофы, иностранная интервенция, мы не знаем.<br />
<br />
Поэтому наше государство нужно укреплять опорой на Церковь и очищением элиты от тех, кто «крышует» «болото».</p>
<p>Подобные прецеденты, как «панк-молебен» «Pussy Riot» происходят всегда и везде, так как в обществе отвратительная болезнь, когда люди путают свободу со вседозволенностью, путают свободу выражения личности со свободой выражения всего мерзкого в этой личности. Люди вокруг не обязаны любоваться тем, сколь глубоко твое падение, сколько мерзости, низости и глупости у тебя находится в голове и в прочих местах, вышеозначенных в названии этой группы.<br />
<br />
Общество вольно действовать и бороться с этим строго в рамках закона. Если эти действия классифицируются как хулиганство, значит, нужно их судить по этой статье.  Если есть какая-то другая статья, то по ней. В любом случае, они должны понести наказание.<br />
<br />
Неважно, куда они приперлись со своим бунтом и протестом. Я был бы так же возмущен, если бы они устроили такой фарс в синагоге, мечети или в любом другом храме. Даже если бы они пришли в молельный дом сектантов, которые как у человека православного вызывают у меня мало симпатий,  я бы тоже был возмущен таким поведением.<br />
Подобные выходки - глупые, бессмысленные и направлены только на то, чтобы эпатировать общество.<br />
<br />
Но если на какой-нибудь городской площади такую выходку, если не нарушается общественный порядок, еще можно допустить, то там, где таким наглым образом  оскорбляются чувства и права других людей  - это абсолютно недопустимо. Здесь надо действовать жестко и строго по закону.<br />
<br />
И позвольте мне выразить личную, не претендующую ни на какие обобщения, точку зрения: глупые, отвратительные, бездушные, бессердечные бабы, которых мне искренне жаль. </p>
<p>Борясь за мораль и нравственность, церковь не должна опускаться до инквизиции, дабы вместо морали и нравственности не возникло ощущение садизма, которое к морали и нравственности, как известно, имеет очень косвенное отношение. Девушки мелко схулиганили, это была неприятная, неудачная выходка, и они уже, на мой взгляд, за это получили наказание – они уже не на свободе, они осуждены общественностью, они напуганы, по-моему, до смерти.<br />
<br />
Отправить их в тюрьму – это абсолютно неадекватное решение, и это очень плохо отразится и на репутации государства и на репутации РПЦ, потому что еще никогда церковь не приобретала очков в глазах общественности своей жестокостью.<br />
<br />
В отношении церкви проявляли жестокость, церковь преследовали – и это способствовало ее популярности. Но чтобы православная церковь кого-нибудь жестоко преследовала – я такого не припомню. И вряд ли это позволит ей выиграть в глазах общественности, абсолютно к ней лояльной, в том числе.<br />
<br />
Поэтому нужно сбавлять агрессивный тон, тем более, что он доходит иногда до невероятных высот: некоторые общественники, называющие себя православными, вообще требуют сожжения девушек или побивания их камнями. Это абсолютно неадекватно, это проявление самого дикого экстремизма. Поэтому в интересах всех – и церкви, и государства, и общества – сбавить тон, опуститься на землю и придти к выводу: да, была очень неудачная акция, но ее организаторы уже наказаны, они уже осуждены. Я думаю, им этого на всю жизнь хватит. И пора уже перестать проявлять пусть и праведный гнев и требовать им жестокого уголовного наказания. Это пойдет во вред всем.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".