Статья
1686 1 января 2015 1:00

Перспективы налогового маневра

С 1 января 2015 года вступают в силу поправки в Налоговый кодекс, которые предполагают поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть при повышении НДПИ на нефть (часть налогового маневра для нефтяной отрасли).

С 1 января 2015 года экспортная пошлина на нефть будет снижена на $107,3 (в 1,6 раза), — что будет компенсироваться растущим нефтяным НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Так, налог на добычу нефти повысится в 1,7 раза.

В итоге ставка НДПИ на нефть в 2015 году достигнет 775 рублей за тонну против 530 рублей, предусмотренных в настоящее время, в 2016 году — 873 рубля (против 559 рублей), в 2017 году — 950 рублей. Экспортная пошлина на нефть по новому сценарию будет сокращаться быстрее  — в 2015 году до 42 процентов, в 2016 году — до 36 процентов, и в 2017 году — до 30 процентов.

Вводя налоговый маневр, правительство пыталось решить сразу несколько задач. Прежде всего, конечно, главным было стремление пополнить государственную казну. Сегодня нефтяные доходы составляют 48% дохода федерального бюджета. Они в основном складываются за счёт федерального налога на добычу полезных ископаемых и доходов от внешнеэкономической деятельности (экспортных пошлин на нефть). Государство рассчитывает, что налоговый маневр принесет в казну в течение трех лет дополнительно 170 миллиардов рублей.

Кроме того, одна из целей поправок — минимизация потерь бюджета в связи с созданием Таможенного союза. Дело в том, что после вступления в силу соглашений, которые ограничивают объёмы поставок нефти и нефтепродуктов, у Белоруссии и Казахстана появится возможность увеличения их беспошлинного ввоза и последующего реэкспорта. А поэтапно сократив экспортные пошлины до уровня Казахстана, можно снизить экономические стимулы для реэкспорта.

Налоговый маневр также должен был способствовать сокращению налогового субсидирования переработки за счёт добычи. Эксперты обращают внимание, что ранее такие субсидии были стимулом для работы целого ряда неэффективных НПЗ, специализирующихся на мазуте.

«Налоговый маневр, который сейчас уже закреплен в законодательстве, я считаю сбалансированным. Он создает комфортные условия, как для бюджета, так и для компаний на последующие годы», — заявлял вице-премьер Аркадий Дворкович.

В свою очередь, аналитики крайне осторожно оценивают перспективы налогового маневра. Во- первых, налоговый маневр может принести бюджету лишь 0,3–0,5% дополнительных доходов. В то же время он будет способствовать тому, что цены на бензин вырастут. Так, министр энергетики Александр Новак прогнозирует в 2015 году рост цен на бензин на 10%.

«С учетом тех решений, которые приняты по акцизам и в рамках налогового маневра, мы, безусловно, считаем, что цены будут где-то на уровне инфляции плюс пару-тройку процентов», — пояснил он, добавив, что во многом рост будет зависеть от инфляции в 2015 году. С такой оценкой согласился глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, передает РБК.

В свою очередь, в Роснефти отмечают, что необходимо учесть факторы, которые влияют на рост цены, такие, как, например, рост железнодорожных тарифов и изменение налогового режима для нефтяной отрасли. При этом компания обращает внимание на то, что осознает социальную ответственность и предпринимает меры по предотвращению скачков цен.

«С Нового года вырастает налоговая нагрузка на нефтяные компании. Экспортные пошлины исчисляются по-разному. Наверное, целесообразно один раз взять налог на добычу, увеличив его и потом не мучиться со всеми остальными налогами. Поэтому и увеличили НДПИ, уменьшили акцизы, и экспортные пошлины», — заявил «Актуальным комментариям» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Но вот дальше, по его словам, начинаются нюансы. Прогнозы экспертов о том, как сильно вырастет цена на бензин, разнятся. «Последний расчет министерства энергетики говорит о том, что налоговый маневр дает увеличение цены не очень значительное, в пределах пятидесяти копеек. Но у нас налоги – это не единственный фактор, который влияет на цены. Есть еще инфляция и курс доллара. Они и являются основными. Но бывает еще и много дополнительных обстоятельств, например, аварии на предприятиях, которые влияют на баланс спроса и предложения. И это моментально сказывается на ценах», - пояснил он.

«И вот все эти факторы, наверное, и приведут к росту цен. Но правительство уже заявило об ожидаемом росте цен. Так что цель определена. И теперь задача субъектов рынка сделать так, чтобы это был плановый равноценный рост цен, без паники и ажиотажного спроса. И мы с этим постараемся справиться», - уверен Евгений Аркуша.

Марина Соколовская
13 февраля 2024 Новости  Саудовская Аравия отказывается от наращивания нефтедобычи: оценки экспертов Отказ Саудовской Аравии от плана по увеличению нефтедобычи стал неожиданностью для экономистов, отмечают эксперты американских аналитических центров. По их словам, это решение привело к падению цен на нефть, что в свою очередь создает угрозу региональной стабильности.  25 августа 2023 Новости  Рынок нефти и рост цен на бензин: оценка американского эксперта Рынок нефти движется к дефициту предложения в четвертом квартале 2023 года, но масштабы этого дефицита неопределенны, считает старший научный сотрудник Программы энергетической безопасности и изменения климата Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Бен Кэхилл. По его словам, экономические проблемы в Китае могут ослабить спрос на эту продукцию в четвертом квартале и в 2024 году. 7 июня 2023 Новости  Перераспределение нефтяного рынка: анализ и прогноз Санкции ЕС и G7 против России привели к перераспределению потоков российской сырой нефти и нефтепродуктов, а ключевыми потребителями стали Китай и Индия. На товарном рынке реорганизация все еще продолжается, но помимо Китая и Индии есть и другие рынки сбыта, такие как Ближний Восток, Азия, Африка и Латинская Америка. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".