Статья
610 27 января 2009 14:56

Персты власти не указывают Церкви

Попробуем ответить на некоторые типичные вопросы, возникающие в связи с выборами патриарха.

Достаточно распространен такой: "На кого поставила власть?".

Мы помним из учебников истории, как византийские императоры посылали преторианскую гвардию для ускорения деятельности Соборов, как великие князья и цари назначали патриархов, как Петр I заменил патриаршество светским учреждением под названием синод, а Павел I сделал императора главой Церкви.

Мы слышали о Соборе 1917 года, который по праву считается чуть ли не самым свободным в истории Церкви. Хотя правильнее было бы применять к нему эпитет "либеральный", поскольку либеральная светская власть, хотя бы и в лице министра вероисповеданий историка Карташева, напрямую принимала участие и в созыве, и в работе Собора.

Соборы советского времени, включая и последний - 1990 года, естественно, проходили если не при участии Совета по делам религий, то, по крайней мере, под его контролем.

И вот первый Поместный собор по-настоящему свободной Русской православной церкви - ведь у современной российской власти нет даже органа, о котором можно было бы сказать, что он следит за ситуацией в Церкви.

Есть президент, есть премьер, своей семейной активностью демонстрирующие лояльность православию. Есть администрация президента, сотрудники которой имеют какие-то совещательные отношения с церковными властями и, наверное, пишут какие-то записки и отчеты.

Но ведь всегда именно Церковь демонстрировала лояльность государству! Впервые в русской истории персты власти не указывают Церкви, как ей жить, а всего лишь складываются для крестного знамения - и не более.

Это, конечно, выдающаяся историческая победа покойного Патриарха и ныне здравствующего местоблюстителя. Они методично и последовательно не позволяли государству создать даже мало-мальски эффективного, независимого (от влияния церковной иерархии) института, задачей которого было бы формирование политики государства по отношению к религиозным институтам.

И в итоге со смертью Патриарха Алексия II (которого, уверен, по праву прославят как святого Патриарха-Строителя) и с Поместным собором перед ошеломленными государством и обществом предстает могучая, ни от кого независимая и мало кем понимаемая сила по имени Русская православная церковь.

Эта сила была единственной за последние двадцать лет, которая не разбазаривала, не отдавала, не уменьшалась.

Она удержала политическое влияние даже на территории тех стран, с которыми у российской власти отношения из рук вон плохи (Украина, Эстония, Латвия, Литва, Грузия). Создала представительства во всех экономически значимых регионах мира.

И в конце концов, в отличие от страны, которая распалась и с трудом удерживается от дальнейшего разрушения, пришла к феерическому акту объединения с зарубежной ветвью, тем самым распространив свое влияние на весь мир.

И сегодня государству остается только креститься и посылать на Собор чинных делегатов от партии "Единая Россия", которые с трепетом, не понимая происходящего, но всем сердцем исполнившись Духа Святого (как и подобает делегатам Поместного собора), выберут... Кого?

Попробуем, не впадая в кликушество, трезво рассмотреть основные внутрицерковные течения или направления мысли, которые могут повлиять на результат выборов Патриарха. Сразу отмечу, что течения эти органически присущи современному русскому православию, а дискуссии между представителями и поклонниками этих течений не ослабляют, но укрепляют Церковь по слову Апостола: "Да будет между вами разномыслие, дабы выявились искуснейшие".

Первое течение назовем "пиетическим". Это течение имеет явного харизматического лидера - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, но осенено памятью и идеями учителя многих видных современных церковных деятелей митрополита Никодима (Ротова).

Злобный взгляд ничего не различит в истории его жизни и не поймет того фундамента, который он заложил под современное величие Церкви. Ведь митрополит Кирилл, равно как и митрополит Ювеналий, и митрополит Филарет, и архиепископ Лев, и многие другие, - лишь продолжатель дела и учения о Церкви как активной участнице и преобразовательнице мирских процессов, Церкви, ответственной за устроенность (и неустроенность) мира сего.

Второе направление - "административно-управленческое", Чистого переулка. Жизнь Церкви не только в высоких словах и в молитвах, но и в приходах, в монастырях, в епархиях и повседневных заботах клира и мирян - в жизни миллионов людей, связывающих с Церковью свое бытие. Благостные слова - и целеустремленная неостановимая экспансия (через создание храмов, монастырей, учебных заведений). Кто бы ни возглавлял на момент кончины Патриарха управление делами РПЦ - он безусловный кандидат.

Третье направление - "украинское". Украина - самая верующая страна постсоветского пространства. А иначе и не может быть в стране с преобладающим сельским населением, с особой, самобытной культурой православия. Украинское православие древнее (митрополит Владимир отказался от участия в выборах Патриарха, заявив, что хочет умереть 122-м Киевским митрополитом, а не 16-м Патриархом Московским), опирающееся и на Киевскую лавру, и на Почаев (поддержавший, кстати, опального епископа Диомида). Как будут голосовать украинские епископы - невозможно представить. Возможно, будучи хитрецами (в украинском стиле), они решат, что Кирилл - усиление великоросских, московских тенденций, а стало быть, кратчайший путь к автокефалии - церковной самодостаточности.

И наконец, четвертое направление - "зарубежное", или (по названию церковного центра) "Джорданвилля". В нем многое от опыта богословия эмиграции, включившего как опыт Белого движения, так и трагический опыт коллаборационизма Второй мировой. Зарубежные епископы видят себя хранителями православной Святой Руси в неповрежденном, несергианском смысле. Святой Руси, ушедшей в изгнание, омывшейся кровью мучеников антикоммунистической борьбы и вернувшейся на Родину во славе.

Итак, четыре центра - Данилов монастырь, Чистый переулок, Киево-Печерская лавра и "Джорданвилль". Что изберут они образом своего согласия - мы узнаем уже на днях.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".