Статья
27 Января 2009 14:56

Персты власти не указывают Церкви

<p>Попробуем ответить на некоторые типичные вопросы, возникающие в связи с выборами патриарха.<br>
<br>
Достаточно распространен такой: "На кого поставила власть?".<br>
<br>
Мы помним из учебников истории, как византийские императоры посылали преторианскую гвардию для ускорения деятельности Соборов, как великие князья и цари назначали патриархов, как Петр I заменил патриаршество светским учреждением под названием синод, а Павел I сделал императора главой Церкви.<br>
<br>
Мы слышали о Соборе 1917 года, который по праву считается чуть ли не самым свободным в истории Церкви. Хотя правильнее было бы применять к нему эпитет "либеральный", поскольку либеральная светская власть, хотя бы и в лице министра вероисповеданий историка Карташева, напрямую принимала участие и в созыве, и в работе Собора.<br>
<br>
Соборы советского времени, включая и последний - 1990 года, естественно, проходили если не при участии Совета по делам религий, то, по крайней мере, под его контролем.<br>
<br>
И вот первый Поместный собор по-настоящему свободной Русской православной церкви - ведь у современной российской власти нет даже органа, о котором можно было бы сказать, что он следит за ситуацией в Церкви.<br>
<br>
Есть президент, есть премьер, своей семейной активностью демонстрирующие лояльность православию. Есть администрация президента, сотрудники которой имеют какие-то совещательные отношения с церковными властями и, наверное, пишут какие-то записки и отчеты.<br>
<br>
Но ведь всегда именно Церковь демонстрировала лояльность государству! Впервые в русской истории персты власти не указывают Церкви, как ей жить, а всего лишь складываются для крестного знамения - и не более.<br>
<br>
Это, конечно, выдающаяся историческая победа покойного Патриарха и ныне здравствующего местоблюстителя. Они методично и последовательно не позволяли государству создать даже мало-мальски эффективного, независимого (от влияния церковной иерархии) института, задачей которого было бы формирование политики государства по отношению к религиозным институтам.<br>
<br>
И в итоге со смертью Патриарха Алексия II (которого, уверен, по праву прославят как святого Патриарха-Строителя) и с Поместным собором перед ошеломленными государством и обществом предстает могучая, ни от кого независимая и мало кем понимаемая сила по имени Русская православная церковь.<br>
<br>
Эта сила была единственной за последние двадцать лет, которая не разбазаривала, не отдавала, не уменьшалась.<br>
<br>
Она удержала политическое влияние даже на территории тех стран, с которыми у российской власти отношения из рук вон плохи (Украина, Эстония, Латвия, Литва, Грузия). Создала представительства во всех экономически значимых регионах мира.<br>
<br>
И в конце концов, в отличие от страны, которая распалась и с трудом удерживается от дальнейшего разрушения, пришла к феерическому акту объединения с зарубежной ветвью, тем самым распространив свое влияние на весь мир.<br>
<br>
И сегодня государству остается только креститься и посылать на Собор чинных делегатов от партии "Единая Россия", которые с трепетом, не понимая происходящего, но всем сердцем исполнившись Духа Святого (как и подобает делегатам Поместного собора), выберут... Кого?<br>
<br>
Попробуем, не впадая в кликушество, трезво рассмотреть основные внутрицерковные течения или направления мысли, которые могут повлиять на результат выборов Патриарха. Сразу отмечу, что течения эти органически присущи современному русскому православию, а дискуссии между представителями и поклонниками этих течений не ослабляют, но укрепляют Церковь по слову Апостола: "Да будет между вами разномыслие, дабы выявились искуснейшие".<br>
<br>
Первое течение назовем "пиетическим". Это течение имеет явного харизматического лидера - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, но осенено памятью и идеями учителя многих видных современных церковных деятелей митрополита Никодима (Ротова).<br>
<br>
Злобный взгляд ничего не различит в истории его жизни и не поймет того фундамента, который он заложил под современное величие Церкви. Ведь митрополит Кирилл, равно как и митрополит Ювеналий, и митрополит Филарет, и архиепископ Лев, и многие другие, - лишь продолжатель дела и учения о Церкви как активной участнице и преобразовательнице мирских процессов, Церкви, ответственной за устроенность (и неустроенность) мира сего.<br>
<br>
Второе направление - "административно-управленческое", Чистого переулка. Жизнь Церкви не только в высоких словах и в молитвах, но и в приходах, в монастырях, в епархиях и повседневных заботах клира и мирян - в жизни миллионов людей, связывающих с Церковью свое бытие. Благостные слова - и целеустремленная неостановимая экспансия (через создание храмов, монастырей, учебных заведений). Кто бы ни возглавлял на момент кончины Патриарха управление делами РПЦ - он безусловный кандидат.<br>
<br>
Третье направление - "украинское". Украина - самая верующая страна постсоветского пространства. А иначе и не может быть в стране с преобладающим сельским населением, с особой, самобытной культурой православия. Украинское православие древнее (митрополит Владимир отказался от участия в выборах Патриарха, заявив, что хочет умереть 122-м Киевским митрополитом, а не 16-м Патриархом Московским), опирающееся и на Киевскую лавру, и на Почаев (поддержавший, кстати, опального епископа Диомида). Как будут голосовать украинские епископы - невозможно представить. Возможно, будучи хитрецами (в украинском стиле), они решат, что Кирилл - усиление великоросских, московских тенденций, а стало быть, кратчайший путь к автокефалии - церковной самодостаточности.<br>
<br>
И наконец, четвертое направление - "зарубежное", или (по названию церковного центра) "Джорданвилля". В нем многое от опыта богословия эмиграции, включившего как опыт Белого движения, так и трагический опыт коллаборационизма Второй мировой. Зарубежные епископы видят себя хранителями православной Святой Руси в неповрежденном, несергианском смысле. Святой Руси, ушедшей в изгнание, омывшейся кровью мучеников антикоммунистической борьбы и вернувшейся на Родину во славе.<br>
<br>
Итак, четыре центра - Данилов монастырь, Чистый переулок, Киево-Печерская лавра и "Джорданвилль". Что изберут они образом своего согласия - мы узнаем уже на днях. <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".