Статья
1606 27 марта 2012 10:35

Первый советский метеоспутник падает на Землю

В ночь на вторник первый советский метеоспутник «Метеор-1» вошел в плотные слои атмосферы. Об этом свидетельствуют данные со специализированного сайта Стратегического командования США.

«Метеор-1» был запущен с космодрома Плесецк 26 марта 1969 года. После серии экспериментальных аппаратов он стал первым полноценным метеорологическим спутником, который транслировал на Землю данные о температуре, снимки, сделанные в видимом и инфракрасном диапазоне. Информация с аппарата поступала в Гидрометцентр, а также передавалась метеорологическим службам других стран, сообщает «Взгляд».

Аппарат проработал чуть больше года. По данным NASA, спутник прекратил работу в июле 1970 года, когда прервалась передача с него видеоинформации и данных инфракрасной съемки из СССР в США по специальным каналам связи, созданным в годы «холодной войны» для предотвращения случайного начала ядерного конфликта.

Первоначально аппарат массой около 1,2 тонны был выведен на полярную круговую орбиту высотой 650 километров. Летом 2011 года спутник находился на высоте около 400 километров, но спустя девять месяцев, в марте 2012 года, она снизилась до 250 километров.

По данным NASA, спутник начал падать около 01.22 по московскому времени вторника, 27 марта. Его вход в атмосферу находится в точке с координатами 47 градусов северной широты и 95 градусов восточной долготы - над территорией западной Монголии, примерно в 120 километрах юго-восточнее города Алтай - административного центра аймака Говь-Алтай.

Метеоролог Константин Коробов заявил в интервью «Актуальным комментариям»:

Составление картины погодных условий через метеоспутник - лишь один из источников информации для прогнозирования погоды. Существует 11 тысяч наземных метеостанций, принадлежащих к Всемирной метеорологической организации. На территории России около 1500 таких станций.

С океанским течением дрейфуют метеобуи, дополняя погодную картину. В 40 км над землей находятся аэрологические зонды. Есть и дорожные, автомобильные метеостанции.

Что же касается метеоспутников, то они широко применяются в современной метеорологии для получения данных о температуре и влажности воздуха, морской поверхности и облаков, составления картины облачности и подстилающей поверхности в оптическом и ближнем инфракрасном диапазонах спектра. Вся информация накапливается в бортовом запоминающем устройстве  и передается на Землю.

На высоте почти в сорок тысяч километров над экватором на определенных точках висят семь спутников гидрометеорологического обеспечения. Есть полярно-орбитальные метеоспутники, движущиеся на 800–900 км над землей между полюсами.

Так что возможностей для наблюдения за погодой у нас очень много, и, конечно, использовать какой-то один метод неэффективно. Другое дело, что, несмотря на все эти источники, до сих пор возможности для точного прогнозирования погоды на какой-то существенный промежуток времени у нас нет, всегда есть сравнительно большая величина погрешности. Но, возможно, в перспективе все изменится.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".