Статья
1734 19 июля 2011 1:00

Петербургский диалог

Президент России Дмитрий Медведев находится с визитом в германском городе Ганновер. Здесь вместе с канцлером ФРГ Ангелой Меркель он принимает участие в заключительной сессии 11-го заседания Форума гражданских обществ России и Германии «Петербургский диалог». Тема форума - «Граждане, общество и государство - партнерство в деле модернизации».

Выступая перед собравшимися, Дмитрий Медведев подчеркнул важность той роли, которую играет «Петербургский диалог» для развития российско-германских отношений. «Нужно говорить открыто и честно и о том, что нам кажется правильным в жизни друг друга, и о том, что нам кажется не вполне правильным, а такие темы есть. И именно в этом ценность таких форумов», - сказал президент РФ.

Он подчеркнул, что «лучше спорить, чем молчать». «Мы с госпожой федеральным канцлером очень редко спорим, но это не значит, что вы не должны этого делать. Нам спорить, может быть, более вредно, чем вам», - отметил Дмитрий Медведев, обращаясь к участникам форума.

Президент РФ подчеркнул: «От того, насколько вы будете честны, зависит будущее российско-германских отношений».
Дмитрий Медведев отметил, что площадка форума «Петербургский диалог» должна стать одной из определяющих в ходе перекрестных Годов России и Германии, которые пройдут в 2012 и в 2013 годах. 

Дмитрий Медведев обрисовал, какие проблемы, на его взгляд, существуют в российском обществе и как они решаются. Так, по его мнению, в России есть разрыв между «буквой и духом» закона, однако это не носит драматического характера. 

«Я могу сказать прямо, например, в нашей стране есть разрыв между "буквой и духом", между тем, как закон сформулирован и как он исполняется», - заявил Медведев, выступая на российско-германском форуме «Петербургский диалог» в Ганновере.

При этом он подчеркнул, что не считает, что этот разрыв носит «драматический характер». «Я считаю, что мы, наоборот, все-таки сдвигаем рамки закона и исполнения этого закона», - заметил глава государства.

По словам Медведева, такие проблемы есть у любого государства, но «для нас пройти эту дорогу - серьезная задача», передаёт «Интерфакс».

Он также заявил о необходимости устранить недоверие между государством и неправительственными организациями в России, однако высказал мнение, что это должен быть двусторонний процесс.

«Что касается духа отношения к неправительственным организациям, то здесь я на 100% согласен - есть недоверие», - сказал президент, отвечая на форуме на вопрос представителя правозащитного центра «Мемориал» о взаимоотношениях государства и неправительственными организациями.

Президент РФ полагает, что эта ситуация возникла «не 10 и не 8 лет назад». «Оно (недоверие) было исторически, поскольку любая инициативная деятельность общественных структур, обычных людей в советский период была подозрительной. А что это он активничает? Есть для этого уполномоченные структуры», - сказал глава государства, добавив, что такое отношение сохраняется и по сей день.

«Нам всем необходимо такого рода рудименты в сознании выжигать. Начиная от верховной власти и заканчивая сельскими и поселковыми властями», - подчеркнул Медведев.  Между тем, президент РФ убежден, что «свою часть дороги должно пройти не только государство, но и сами представители неправительственных организаций, которые должны показывать, на что они способны».

Дмитрий Медведев также выразил свою позицию по поводу финансирования государством СМИ.  Дотирование, по его мнению,  порождает проблемы. «Например, в провинции, если СМИ получают деньги от регионального начальства, они начинают обслуживать его интересы и превращаются в рупор одного или нескольких человек. Это реально не очень хорошо», - сказал президент. Однако он при этом признал, что, лишившись дотаций, многие СМИ закроются.

Кроме того, говоря о будущем СМИ, Медведев подчеркнул, что оно в новых технологиях. «Те СМИ, которые не найдут себя в интернете, не найдут себя в сети, скорее всего, они просто не выживут», - заметил глава государства, добавив, что то же самое происходит во всем мире. Между тем Медведев готов рассмотреть идею создания в России общественного телевидения, если будет предложен вариант финансирования, делающий это телевидение независимым как от государства, так и от бизнеса.


Президент коснулся и международных вопросов, напомнив о работе над визовым режимом с ЕС. Россия, по его словам, готова максимально упростить режим регистрации иностранцев и в предельно короткие сроки перейти на безвизовый режим с Евросоюзом.

«Что касается правил регистрации, то мы будем исходить из того, что они должны быть максимально либеральными для всех, кто законным образом приезжает в нашу страну. Меры по облегчению административной регистрации будут предприниматься. Тут сомнений быть не должно», - сказал Дмитрий Медведев.  Президент РФ подчеркнул также, что Россия «по вопросу визового общения с Евросоюзом, с Германией готова пройти этот путь так быстро, как будут готовы наши партнеры».

Как сообщалось ранее, из широкого спектра международных тем, рассматриваемых на регулярной основе в рамках российско-германского политического диалога, в центре внимания переговоров в Ганновере будут находиться вопросы европейской безопасности, в частности, создание ПРО в Европе и деятельность Совета Россия-НАТО, а также продвижения отношений Россия-ЕС, развитие ситуации в странах Северной Африки и Ближнего Востока, в частности Ливии и Сирии, и ряд других региональных проблем, включая ближневосточное урегулирование и иранскую ядерную программу.

«В этом году впервые в истории "Петербургского диалога" у нас, помимо заседаний восьми рабочих групп, пройдут три панельные дискуссии, посвященные различным аспектам модернизации: от сохранения природных ресурсов до интеграции мигрантов», - сказал первый вице-премьер России Виктор Зубков, который является руководителем российского координационного комитета форума.

Он отметил, что главной целью форума является расширение взаимопонимания между двумя странами во всех сферах общества. «Мы хотели бы выстроить целый комплекс взаимоотношений: не только в области экономики, но в области культуры», - сказал Виктор Зубков.

Необходимо вовлечь в процесс модернизации не только власть, но и представителей общества, уверен первый вице-премьер.

«Одна из приоритетных наших задач - это вовлечь в процесс модернизации гражданское общество. При этом участие граждан должно быть не пассивным или вынужденным, а осознанным и активным. А для этого необходимо проводить большую информационную работу», - сказал Виктор Зубков.

По его словам, нужно сделать так, чтобы итоги обсуждения на форуме становились известны и в России, и в Германии. Он призвал участников форума «искать новые пути, формы работы».

Зубков отметил, что, по его мнению, проводить модернизацию силами одних политиков и бизнеса невозможно.

Форум «Петербургский диалог» был создан по инициативе Владимира Путина и Герхарда Шрёдера. Первая встреча прошла в Петербурге в 2001 году. Основная цель форума - дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества во всех сферах, преодоление предрассудков во взаимном восприятии и, таким образом, дополнительное стимулирование связей между двумя странами. Форум проходит в этом году уже в 11-й раз.

Накануне глава российского государства и канцлер ФРГ Ангела Меркель встретились за ужином в одном из ресторанов Ганновера, обсудив вопросы экономического сотрудничества двух стран.

«Лидеры обсудили российско-германские экономические отношения в контексте двусторонних договоренностей и документов, планируемых к подписанию по итогам официальных переговоров, которые состоятся сегодня», - сообщила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова.

По ее словам, «отдельно обсуждалась ситуация в еврозоне и состояние экономики Евросоюза». «Лидеры подробно обменялись мнениями о текущей экономической ситуации в России и Германии», - сказала она. «Кроме того, президент и канцлер достаточно подробно обсудили международную проблематику, прежде всего ситуацию вокруг Ливии», - сообщила Тимакова.

По словам пресс-секретаря, беседа прошла в очень теплой и непринужденной атмосфере, что характерно для дружеских отношений Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель. «Все проблемы обсуждались в искреннем и доверительном ключе», - сказала она.

Напомнив, что накануне Ангела Меркель отметила день своего рождения, Наталья Тимакова рассказала, что Дмитрий Медведев преподнес канцлеру в качестве подарка льняную скатерть работы российских мастеров, а также тепло поздравил Ангелу Меркель с ее личным праздником.

Пресс-секретарь также сообщила, что беседа проходила в одном из ресторанов Ганновера. Лидерам подали традиционные местные рыбные блюда.

Сегодня утром глава российского государства и канцлер ФРГ Ангела Меркель приняли участие в рабочем завтраке с представителями российских и германских деловых кругов. Помимо солидной делегации правительства РФ, президента сопровождают глава «Северстали» Алексей Мордашов, президент РСПП Александр Шорхин, глава группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг, зампредседателя правления «Газпрома», глава «Газпром экспорт» Александр Медведев, глава ВЭБ Владимир Дмитриев, гендиректор Управляющей компании российского Фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев и другие.

Комментарии экспертов

В последнее время формально мы видим достаточно динамичный диалог между Россией и Евросоюзом. Однако на практике большая часть предметных и содержательных инициатив реализуется по двусторонним каналам.

Германии здесь принадлежит одно из ведущих мест. Это ключевой европейский торгово-экономический и политический партнер России. При этом нужно отметить, что попытки Москвы активно использовать отношения с Германией для развития контактов с Европейским Союзом не всегда приносит результаты. Все-таки, с одной стороны, Берлин не всегда имеет право абсолютного голоса в Европе. А с другой стороны, далеко не все инициативы России устраивают Германию. Тем более, что сказывается общее желание Москвы выстраивать двусторонние отношения с европейскими государствами.

Это видно и на примере форума «Петербургский диалог», большая часть дискуссий на котором будет посвящена как раз российско-германским гуманитарным и политическим контактам и дискуссии по безопасности. На мой взгляд, говорить о серьезных и качественных сдвигах в рамках этого диалога достаточно сложно.

На практике далеко не всегда удается добиться полного взаимопонимания даже в диалоге с Германией. В частности, достаточно вспомнить, что в июне этого года в Германии прошла встреча Медведева и Меркель, по итогам которой был принят меморандум о создании совместного комитета по вопросам внешней политики и безопасности. Этот документ как раз то и определял начальный формат и рамки будущего диалога России и Европейского Союза в области безопасности. Но рассмотрение данного документа на уровне Евросоюза в полном объеме не состоялось, и комитет так пока и не создан. Во многом это обусловлено и тем, что европейские страны серьезно сокращают бюджет, выделенный, в том числе, и на безопасность. По сути, вопрос по безопасности в Европе во многом зависит от США. И теперь Москве, которую интересовали вопросы европейской безопасности, по большому счету нужно выходить напрямую на Соединенные Штаты.

Также сказываются чисто немецкие проблемы в вооруженных силах - сокращение численного состава, бюджета и т.д. Получается, что, в общем-то, дискуссии в сфере безопасности сегодня выглядят малоперспективными.

Что касается гуманитарной сферы, то здесь вопрос также достаточно специфичен. С одной стороны, Москва заинтересована в развитии сотрудничества, но у европейцев есть определенное недоверие к нашей стране. В том числе, и в связи с делом Магнитского, которое получило широкий резонанс. Более того, на самом деле Москве не очень выгодно сегодня расширять сотрудничество в сфере гражданских свобод, потому что она таким образом добровольно соглашается на роль подчиненного партнера. Ведь речь идет как раз о проектировании на российскую территорию тех норм в сфере гражданских свобод, которые уже приняты Европейским Союзом. К тому же эти нормы пока, как показывает практика, далеко не  всегда прогрессивны и далеко не всегда подходят для всех стран.

А вот в сфере модернизации и экономики между странами имеется положительная динамика. На самом деле, этот вопрос намного больше зависит не от немецкого руководства, а от немецкого бизнеса. Скорее, дискуссия на высшем уровне способна лишь стать сигналом для предпринимателей для возможного расширения сотрудничества. Но даже уже сейчас можно констатировать, что уровень вовлеченности немецких игроков в процессы модернизации достаточно высок. Германия, по сравнению с другими государствами, сделала максимум для того, чтобы повысить технологический потенциал российской экономики. В этом свете трудно предположить, что данный процесс может идти еще интенсивнее. На самом деле, из немецких компаний все желающие уже пришли на российский рынок. И на данном этапе скорее можно говорить о расширении сотрудничества со старыми игроками, а не о новых игроках.

В своё время правительства России и Германии договорились о том, что они будут патронировать и развивать гражданское общество. Хотя, по идее, гражданское общество к правительству не должно иметь отношения. Поэтому особых инициатив по развитию гражданского общества и нет. Придумываются новые темы, но они не выливаются в широкую программу действий по поддержке гражданского общества.

Что касается темы безопасности, то в этой сфере между Россией и Германией особых сложностей нет.

Если говорить о евроПРО, то надо понимать, что эти вопросы больше адресованы Соединенным Штатам. Европейские союзники НАТО - это больше антураж.

Что касается модернизации, то здесь пространство для российско-немецкого сотрудничества гораздо больше. Российско-германские экономические связи - это ткань, которая связывает две страны еще с 60-х годов. Немецкий крупный бизнес всегда был заинтересован в России.

Германия сейчас участвует в российских модернизационных и инновационных проектах. У немецких предпринимателей много вопросов относительно нашего инвестиционного климата, но они работают и продолжают работать на российском рынке.

На мой взгляд, так как экономическое сотрудничество началось задолго до нынешнего этапа отношений, оно будет продолжаться достаточно долго, в том числе и после того, как нынешние руководители с нашей и с германской стороны уйдут с политической арены. Такой базовый тренд во взаимоотношениях между странами, я надеюсь, не будет прерван.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".