Статья
671 11 октября 2011 12:24

Пирамиды вице-премьеров

Уход Алексея Кудрина изменил аппаратный баланс с экономическом блоке российского правительства. В кабинете Владимира Путина основными структурными единицами являются пирамиды вице-премьеров.

Усиление позиций заместителей председателя правительства началось осенью 2007 года в период премьерства Виктора Зубкова. Тогда впервые его замы получили контроль над основными секторами федеральной системы госуправления. Именно в тот период стала сформироваться самая первая пирамида вице-премьера - «пирамида Алексея Кудрина».

До назначения вице-премьером экс-глава Минфина отвечал исключительно за финансовую политику правительства. Согласно функционалу, министр курировал бюджетную, налоговую, страховую, валютную и банковскую сферы. При этом его влияние не распространялась на смежные (горизонтальные) ведомства, крупнейшим из которых являлось Минэкономразвития, возглавляемое до 24 сентября 2007 года Германом Грефом. Отсутствие единого правительственного куратора двух министерств приводило к многочисленным аппаратным конфликтам по линии Кудрин-Греф.

Однако после назначения Алексея Кудрина вице-премьером ситуация кардинально изменилась. На новой (дополнительной) должности чиновник стал курировать весь финансово-экономический блок правительства, включая и Минэкономразвития. В 2008 году после «десантирования» в Кабмин Игоря Шувалова, Игоря Сечина и Виктора Зубкова сфера компетенции Алексея Кудрина была существенно урезана за счет перераспределения функций между вице-премьерами. Кроме того, из-под контроля главы Минфина был выведены и некоторые другие аппаратные ресурсы (например, Росфинмониторинг). Тем не менее, в 2009 году глава Минфина сумел укрепить свои позиции, что позволило ему выстроить одну их наиболее мощных «пирамид управления».

Формально в зону прямого контроля Алексея Кудрина входили только Минэкономразвития и Минфин, однако вице-премьер обладал значительным ресурсом «ситуационного» влияния. Экс-министр финансов отвечает за составление федерального бюджета, курировал федеральные целевые программы и нефтегазовые фонды РФ (Фонд национального благосостояния и Резервный фонд). На первых этапах экономического кризиса именно через Кудрина осуществлялась нецелевое финансирование банковского сектора. Кроме того, в 2009 году вице-премьер определял объемы секвестирования ФЦП и расходов федеральных ведомств.

Уход Кудрина приведет к временному усилению конкурирующих групп влияния Игоря Сечина и Игоря Шувалова. Последний уже получил вице-премьерские полномочия экс-главы Минфина.  

Однако окончательно убирать опального министра из исполнительной власти Дмитрий Медведев не стал. Минфин возглавил человек Кудрина Антон Силуанов. Кадровое решение гарантирует преемственность курса Минфина. Сам экс-министр продолжит заниматься созданием в стране международного финансового центра (МФЦ). Этим Кудрин будет заниматься на посту председателя Национального банковского совета (НБС) и председателя совета по финансовым рынкам при президенте.

Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".