Статья
1508 17 августа 2011 10:02

План Меркель-Саркози

Главы Франции и Германии по итогам встречи во вторник выдвинули целый ряд важных для экономического будущего единой Европы предложений, но среди них не было того, которое так ждали рынки - о создании единых долговых обязательств для всех стран еврозоны. 

В случае реализации планов президента Франции Николя Саркози и канцлера ФРГ Ангелы Меркель Европа еще дальше пройдет по пути интеграции, но инвесторы не уверены, что это поможет решить наиболее остро стоящие долговые проблемы, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на агентство Bloomberg. 

«Существующие трудности невозможно преодолеть с наскока. То, что мы предлагаем, позволить нам шаг за шагом восстановить доверие», - сказала Меркель. 

Не прозвучало одобрения и увеличения объема Европейского фонда финансовой стабильности, который призван оказывать помощь государствам, попавшим в сложное положение. 

Как сообщали «Актуальные комментарии»Саркози и Меркель предложили создать правительства еврозоны как минимум на 2,5 года с целью решения экономических проблем. 

«Мы предлагаем, чтобы это экономическое правительство, назначаемое на 2,5 года, работало под руководством нынешнего председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея», - заявил Саркози на пресс-конференции в Париже. 

Он пояснил, что данное предложение будет в среду направлено на рассмотрение Хермана ван Ромпея. Новый орган будет собираться два раза в год или чаще в случае необходимости. 

Кроме того, президент Франции отметил, что страны еврозоны движутся в сторону усиления экономической интеграции, способной принести немало пользы, в том числе обеспечить дополнительную защиту в случае возникновения экономических кризисов. 

Меркель и Саркози предложили также включить в конституции стран-участниц еврозоны обязательство принимать только сбалансированные бюджеты. Сами же дополнительно Франция и Германия планируют ввести налог на финансовые транзакции и гармонизировать свои налоги на деятельность корпораций. 

Сначала рынки отреагировали на заявления лидеров Франции и Германии позитивно, однако оптимизма хватило ненадолго. 

Евро повысился в ходе выступления Меркель и Саркози до $1,4449, но затем быстро вернулся к $1,44, а с утра в среду торговался на уровне $1,4380. Золото и US Treasuries росли, что свидетельствует о нежелании инвесторов рисковать. 

Американские фондовые индексы закрылись в минусе: Dow Jones потерял 0,7%, S&P 500 - 1%. 

Торги в Азии в среду также начались безрадостно: сводный индекс региона MSCI Asia Pacific потерял 0,3%, Nikkei 225 опустился на 1%. В ходе торгов ряд азиатских площадок перешел к росту благодаря уже внутрирегиональным новостям. 

Напомним, в конце июня аналитики исследовательской компании Centre for Economics and Business Research (CEBR) прогнозировали, что еврозона может прекратить свое существование уже к 2013 году, поскольку готовность стран-участниц объединения оказывать финансовую помощь своим соседям по региону становится все меньше.

Комментарии экспертов

Проблемы в зоне евро, помимо всего прочего, приводят к тому, что европейские регуляторы пытаются снизить давление на средний и малый бизнес с целью дать импульс экономическому росту. 

До последнего времени в Европе действовал достаточно льготный режим взаимодействия с регуляторами, но теперь он будет фатально снижен. Очевидно, что предложенные меры должны стимулировать процесс роста благосостояния граждан, а в дальнейшем привести еще к увеличению потребления и расходования европейских экономик. При этом, на мой взгляд, без дополнительных мер поддержки данные инициативы могут утонуть в общем море проектов по стимулированию европейской экономики в частности и мировой в целом. 

Мне представляется, что помимо озвученных инициатив необходимо в качестве поддерживающей меры сформировать и скорректировать новую налоговую стратегию по региону. Именно из-за несогласованности налоговых систем такие страны, как Греция, Испания, Ирландия, Португалия получили большие преференции и сейчас в большей степени расплачиваются за свой менее ответственный подход к управлению рисками. 

Поэтому все меры, предложенные в последние дни, должны обязательно опираться на общую стратегию налоговой консолидации. С другой стороны, надо понимать какова дальнейшая роль государства в вопросах увеличения налогообложения и как в дальнейшем Европейский Союз будет выходить из данного проекта. 

На мой взгляд, меры, предложенные Меркель и Саркози, в частности, единый налог, – может оказать положительный эффект. Однако эта схема будет работать только в двух случаях.  Во-первых, необходима дальнейшая интеграция, в том числе и на политическом уровне. Во-вторых, необходима поддержка так сказать периферии. Это будет крайне сложно, потому что Франция и Германия являются заложниками ситуации, и их электорат толкает на серьезные меры по ужесточению финансовой политики. Примут ли такой пакет проблемные страны – это большой вопрос.

Также следует отметить, что традиционно на фоне экономической нестабильности роль государства фундаментально и долгосрочно достаточно серьезно увеличивается. Кризис 2008 года показал, что именно государство, которое взяло на себя большую часть проблемных обязательств корпораций и юридических лиц, как раз стало одним из более успешных в экономической политике. Поэтому усиление роли государства будет продолжаться, но также важнейшим станет и участие других крупных  игроков, которым придется брать на себя осуществление стратегии развития. Это такие игроки как крупный бизнес, парламентские структуры, общественные саморегулирующие организации. 

Предложение Меркель и Саркози о создании правительства еврозоны - это попытка в условиях кризиса протащить нужное им политическое решение. 

А в реальности с этим будут большие проблемы, именно по этой причине не обсуждался вопрос о выпуске специальных общеевропейских ценных бумаг, потому что все прекрасно понимают, что платить придется грекам, испанцам и португальцам, еще кому-то. И платить будут немцы и французы. 

В общем, я склонен считать, что все эти попытки являются попытками создать такой СССР №2, но ни одна из них не пройдет, просто потому что экономически это невозможно сегодня. По мере спада спроса и по мере ухудшения уровня жизни во Франции и в Германии эти страны не дадут реализовать подобные планы. 

Глобальный финансовый экономический кризис оказался для ЕС также структурным кризисом евроинтеграции. Для преодоления кризиса требуется либо частичная дезинтеграции,(выхода из еврозоны проблемных экономик), либо наоборот, движение в сторону большего централизованного контроля над экономической политикой разных стран, то есть усиление наднациональных лидирующих структур.  

Решения, которые предлагаются Меркель и Саркози, как раз говорят о выборе в пользу дальнейшей интеграции, то есть в сторону усиления регулирования на общеевропейском уровне и изыскание дополнительных источников средств  опять же на уровне общеевропейском. Будет ли этого достаточно для решения текущих проблем -  в общем-то не факт. Скорее, это решение на перспективу.  Я бы рассматривал это в большей степени в контексте процесса в целом евроинтеграции, нежели в контексте антикризисного реагирования. 

Что касается введения единого налога, на мой взгляд, пока действует механизм принятия решений, предполагающий консенсус участников (это обусловлено положениями Лиссабонского договора, которые делают возможным принятие решения большинством), будет не так просто убедить государства в принятии этого налога. Скорее, это станет предметом сложного политического торга как между разными государствами Евросоюза, евробюрократиями стран Евросоюза, так и между правительствами стран Евросоюза и населением. Пока принятие такого рода решений в Европейском союзе происходит довольно трудно. 

Однако несмотря на кризис, евро как одна из глобальных резервных валют востребована сейчас. Во многом это происходит просто в силу того, что в кризисе находится не только она, но и доллар. Так сказать, сейчас валюты соревнуются в ослаблении. Я имею в виду даже не просто рыночные конъюнктуры, а фундаментальные основы их устойчивости. На этом фоне из обеих резервных валют, возможно, евро выглядит в перспективе более устойчивым. Евро не является в этом смысле аутсайдером и как резервная валюта уже устоялось и востребовано мировой экономикой не меньше, чем доллар. Поэтому я не считаю, что это конец для евро. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".