Статья
10 Апреля 2009 0:01

Пленарное заседание Госдумы

<p class="MsoNormal">Состоялось пленарное заседание Госдумы. Во втором чтении принят законопроект, предусматривающий поэтапное снижение требований к минимальной численности партий, необходимой для их регистрации. Также в первом чтении принят законопроект о сокращении числа подписей, необходимых для регистрации федеральных списков кандидатов на выборах депутатов ГД РФ. </p>
<p>С докладом о ходе реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" на "правительственном часе" выступил главный инспектор ГИБДД Виктор Кирьянов.</p>
Комментарии экспертов
<p class="MsoNormal">Снижение минимальной численности партий - одна из мер «пакета» Дмитрия Медведева. Само снижение не носит радикального характера. В принципе, непосредственно на облегчение процесса регистрации и создания новых партий эта норма практически не влияет, поскольку принципиальной разницы между 50 и 40 тысячами с точки зрения формирования новой партии, в общем-то, нет. Да и основные вопросы регистрации новых партий – это в конечном счёте не только вопрос подтверждения численности - это сама по себе достаточно трудоёмкая политическая процедура. </p>
<p class="MsoNormal">В общем, эту норму на сегодняшний день можно воспринимать в двух смыслах. Первый – как дополнительные гарантии существующим малым партиям, которых действительно осталось немного, но, тем не менее, они есть. В действительности, малые партии по численности традиционно балансируют немного выше планки, и для них вопрос потери даже считанных региональных отделений иногда может ставить эту проблему достаточно остро. То, что для малых партий этот барьер несколько отодвинут, в определённом смысле облегчает для них жизнь. </p>
<p class="MsoNormal">С другой стороны, это можно воспринимать и как определённый сигнал облегчения процедур создания новых партий. Но в любом случае для создания новых партий, и привлечения соответствующих инициатив более существенным сигналом стала бы регистрация какой-либо новой политической партии. </p>
<p class="MsoNormal">Сейчас, может быть, не совсем тот момент, когда процесс партстроительства может развиваться бурно. Мы знаем, что обычно партийные проекты начинают появляться навстречу федеральным выборам. Но исключать того, что в какой-то среднесрочной перспективе (в том числе, до конца этого – в начале следующего года) какие-то новые инициативы в области партийных проектов могут появиться, я думаю, нельзя. Тем более, что, кризис может влиять в том числе и на вызревание каких-то новых социальных и политических проектов. </p>
<p>Ещё раз говорю: с точки зрения регистрации новых партий, эта норма определённым сигналом, может быть, и является, но не столь существенным по сравнению с тем, как если бы мы увидели факт регистрации новой партии. За последнее время, если такие новые партии и формировались, то в результате слияния и поглощения действующих партийных структур, а не за счёт возникновения новых.</p>
<p class="MsoNormal">То, что нарушений на дороге и пьяных за рулём стало меньше – это объективный факт, о котором говорят многие, в том числе сами автомобилисты. Как бы ни критиковали повышение штрафов и ужесточение мер – это принесло результат. Извините за грубое выражение, жаба начала душить наш народ, и он стал более внимательным. В результате, видимо, политических пертурбаций 90-х годов, мы потеряли моральный стержень – поэтому в нынешних условиях уже нельзя рассчитывать на одну сознательность, на то, что призывами к порядочности и правильному поведению можно добиться значимого изменения ситуации к лучшему. Впрочем, мне кажется, чтобы и дальше бороться за приличное поведение на дорогах, необходимы не только запретительные меры, но и продолжение масштабных информационных кампаний, нужно сделать выводы по итогам пройденных этапов, возможно, что-то скорректировать.</p>
<p class="MsoNormal">И, конечно, ещё один важный вопрос, которым нужно заниматься не меньше, чем ужесточением правил дорожного движения – это качество самих госавтоинспекторов. Если мы требуем от граждан неукоснительного соблюдения правил на дорогах, то также мы вправе требовать, чтобы госавтоинспекторы, которые обеспечивают наше правовое поведение, сами находились строго в рамках правового поля. На всех мероприятиях, на которых я бывала, почти любой житейский пример коррупции сводится к автоинспекторам. Каждый выступающий говорит «вот, например, гаишники...». Понятно, что это вызвано тем, что с ГИБДД мы сталкиваемся каждый день, поэтому нам проще приводить этот пример. Но это объективная реальность.</p>
<p class="MsoNormal">Впрочем, я также считаю, что подтянуться надо не только автоинспекторам, но и нам самим. В даче взятки два участника: тот, кто даёт и тот, кто берёт. Давайте будем честными: да, иногда бывает, что у нас вымогают взятку, но чаще всё же взятку стремимся дать мы сами, после нарушения, чтобы избежать оплаты по квитанции.</p>
<p class="MsoNormal">Я на месте ГИБДД (кстати, такая тема обсуждалась, но почему-то «повисла») оптимизировала бы систему уплаты штрафов. Выписывание квитанции и процедура её оплаты по всем правилам занимает какое-то дикое количество времени. Допустим, Вы зазевались, отвлеклись и нарушили. Не злостно, не специально, не тяжело – но нарушили. Вас останавливает инспектор. Вы понимаете, что Вы – нарушитель. Вы говорите: «да, товарищ инспектор, бес попутал, я нарушил». Он Вам говорит – с Вас 150 рублей, например. И начинает оформлять квитанцию. И когда Вы себе представляете, что Вам надо отправляться в местное отделение ГИБДД, далёкое от Вас, с квитаницей об оплате, отстаивать очередь в банке, заполнять бланк с множеством цифр мелким почерком - Вы говорите «нет, товарищи, давайте я вам дам здесь».</p>
<p>Да, есть объективная коррупция, когда дающий взятку стремится «отмазаться» от нарушения. Но есть и такие ситуации, когда человеку, который с удовольствием не становился бы коррупционером, не хочется тратить своё драгоценное время на оформление бумаг, «беготню» и отстаивание очередей. Во всём мире процесс выплаты штрафов существенно упрощён и оптимизирован. Существуют специальные карты для уплаты такого рода штрафов, и пластиковые, и временные, которые можно купить и быстро расплатиться, существует (кстати, как в Португалии, например) прибавка к зарплате сотрудника автоинспекции за то, что он сдал квитанции, собранные с нарушителя, а не деньги, собранные в карман. Существует масса способов оптимизации этого процесса. И мне кажется, что помимо кампании по ужесточению наказаний за нарушения, нам следовало бы вместе с ГИБДД задуматься об оптимизации процесса уплаты штрафов.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".