Статья
2173 19 ноября 2011 13:59

По стопам Ломоносова

19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Ломоносова. Отмечают юбилей  российского ученого и основателя Московского университета во многих городах страны. В эти дни проходят праздничные мероприятия и научные конференции, выставки.  Уже прошли по телеканалам передачи о наследии Ломоносова,  к юбилею сняты документальные фильмы о его  наследии, выпущены в свет несколько статей об этом человеке, и наверняка сейчас пишутся еще десятки.

Многое из того, чем занимался Ломоносов, стало понятно спустя века.  Ломоносов -  первый русский учёный и естествоиспытатель, химик и физик. В числе его исследований -  молекулярная структура вещества, астрофизика и планетология.  Он возродил в России искусство мозаики. Ломоносов увлекся мозаичными картинами, которые граф Третьяков привез из Италии. Сначала сочинил оду «О пользе стекла», а потом  и организовал близ Ораниенбаума мозаичную мануфактуру.

К тому же любая энциклопедия гласит, что именно он заложил основы русского научного языка и литературы.
Конечно, как и судьба любого известного человека, жизнь и деятельность Ломоносова окутана мифами и слухами.  Кто-то и сейчас ставит  под сомнения некоторые открытия ученого, отмечая, что стараниями советской пропаганды образ Ломоносова имел мало общего с действительностью.

Историки, занимающиеся наследием Ломоносова, отмечают, что он,  как ни банально, это звучит, был натурой противоречивой. «Пылкий и увлекающийся, он часто переходил грань, и становился неучтивым и предерзким, рукоприкладстывал даже. У него было не мало врагов и недоброжелателей, которые, впрочем, все как один отдавали должное его уму и таланту», - отмечается в передаче «Уроки истории с Андреем Светенко» на  Вести Fm.

В СМИ также в эти дни активно обсуждаются самые невероятные легенды и предположения - от весьма спорных деталей его перехода с рыбным обозом из Холмогор в Москву до кровных связей с Петром Первым и покровительства со стороны императрицы Елизаветы Петровны.

На самом деле современников интересуют не покрытые пылью столетий догадки и домыслы,  а наследие великого ученого, роль его личности в отечественной науке и истории.

Так, спустя три столетия  историки особо отмечают просветительский вклад Ломоносова. Он  был убежден, что участь  народа и его положение  можно и нужно улучшить, делая доступной культуру и гуманное, нравственное образование.

Подтверждением  этому служила сама его судьба. Она, как известно, началась на Архангельской земле. Именно здесь начались юбилейные торжества, которые прокатились по всей стране.

10 ноября премьер-министр России Владимир Путин открыл  в Архангельске новую стелу Ломоносову.  Как сообщают СМИ, этот памятник расположен рядом с новым просветительским центром – ломоносовским домом – и составляет с ним единый комплекс.  Путин назвал юбилей великого ученого  событием национального уровня. «Вся его жизнь является примером подражания для всех нас и базой для воспитания молодого поколения. Мы открываем стелу в год 300-летия великого сына великой страны», - сказал премьер.

Состоялся разговор с сотрудниками Ломоносовского фонда, которым премьер пообещал оказать содействие  в воссоздании наследия Ломоносова на родине ученого. Юбилейную эстафету подхватили практически во всех крупных городах России.

Знаковые мероприятия проходят в Москве и Петербурге. Так, в выставочном зале Федеральных архивов открыли выставку «М. В. Ломоносов и его эпоха», на которой представлено немало уникальных документов из фондов Российского государственного архива древних актов, нескольких других архивов и музеев.  Архивные документы лишний раз убеждают  в многогранности Ломоносова.

Есть документы о том, как Ломоносов  организовал завод по изготовлению бисера, создал «мозаичное дело». Подготовил «Способ учения» – первое методическое пособие для российских учителей.

Не обошли организаторы выставки историческое событие, связанное с именем Ломоносова – открытие московского университета. Здесь представлен указ о его основании.

Ученые сходятся во мнении, что Ломоносов был гением разносторонним. Однако его любимым детищем был Московский университет. И конечно здесь с особыми почестями отмечают юбилей основателя.  Примечательно, что в главном детище Михайло Васильевича - МГУ - в будущем учебном году откроется гимназия. Об этом сообщил  ректор МГУ Виктор Садовничий.

Как сообщает «Российская газета», на площадке МГУ состоялся международный форум «Михаил Ломоносов и современная европейская общеобразовательная традиция».

Более двухсот исследователей из разных стран, включая нобелевского лауреата по физике Джорджа Смута (Калифорнийский университет, США), собрались в Москве, чтобы в увязке с уникальной личностью Михайло Ломоносова обсудить достижения и проблемы в системе образования.  Современные ученные отметил вклад Ломоносова в традицию европейского образования.

Несколько ранее автор книги о Ломоносове «Помощник царям» Юрий Нечипоренко отметил, что главное достижение Михаила Васильевича в том, что он показал, как интересно заниматься науками.

«Считалось, что русский человек должен землю пахать и Богу молиться, а наука – дело немцев. Это было распространённое мнение в обществе. Ломоносов смог его изменить», - отметил он на сайте издания  Наук и технологии России – STRF.ru.

Автор отмечает, что Ломоносов продемонстрировал, что наука – прибыльное дело. «Он умел получать выгоду от своих научных занятий. С самого начала, как выучился грамоте, стал деньги зарабатывать – подписывался за безграмотных крестьян. В конце своих дней за счёт науки он имел высокие доходы», - говорит Нечипоренко, подчеркивая, что Ломоносов – прекрасный прикладник, у  него была крепкая крестьянская жилка, и он искал возможность заработать копейку везде.

Одним словом, три века назад, если выражаться современным языком,  Ломоносов был организатором и популяризатором  науки и просвещения, хорошим лоббистом исследовательских и образовательных проектов.

Получается, три столетия назад Ломоносов претворял в жизнь то, что сейчас называется модернизацией, в основе которой в том числе и наукоемкие, бизнес окупаемые  научные проекты.

Эксперты высказали «Актуальным комментариям» различные точки зрения относительно статуса современных ученых в модернизационных процессах. Но никто не стал полемизировать относительно того, что такая большая страна как Россия не может существовать без науки и техносферы.

Комментарии экспертов

В российском обществе, традиционно статус ученого высок. Если опираться на опросы, касающиеся доходов, зарплат и качества жизни, то, конечно, профессия ученого выглядит не слишком престижно, не перспективно. И тем не менее, важно помнить что, по-прежнему в России статус образования чрезвычайно высок. Российские родители стараются во что бы то ни стало дать детям хорошее образование. Это почти уникальное явление в мире. Нигде в мире родители не носятся так со своими детьми. И ученые сохранят потенциальный высокий статус.

Что касается государства, то здесь более сложная ситуация. Лидеры государства осознали, что Россия не может существовать как большая исторически значимая страна без научной сферы, без техносферы. Хотя бы потому что, мы просто не сможем поддерживать подлежащий уровень обороноспособности, потому что мы не сможем производить в надлежащем количестве качественное вооружение. Эти аспекты осознаны и отсюда и политические решения, политические стремления на модернизацию.

Есть ли сегодня ученые масштаба Ломоносова? На мой взгляд, нет. Потому что наука старая уже закончилось, а новая еще не началась. Спрос, который был в советское время на ученых,  возник еще до Великой Отечественной войны 1920-1930 годах. Его уже, конечно, больше нет.

Насколько образ Ломоносова может быть востребован сейчас, сказать сложно. Нет такого образа в российском медийном, культурном пространстве. Что, есть какие-то произведения искусства, и литературы, которые бы об этом говорили? Остались советские книги и фильмы, которые никто не смотрит и не читает, кроме бабушек и дедушек.

Однако спрос на ученых обязательно будет. Я уже как бы об этом сказал. Такая большая страна как Россия не может существовать без науки и техносферы.
 

В свое время Ломоносов был известен в обществе не как ученый, а прежде всего как художник. Он впервые в России освоил технологию мозаики, и многое в этой сфере сделал. Он автор множества стихотворений. Как ученого его воспринимали в общем скорее как нечто курьезное.  Ибо тогдашнее русское светское общество точно так же, как и нынешнее, считало науку чем если не вовсе чуждым, то, по крайней мере, досужим развлечением, не имеющим ни малейшего отношения к реальной жизни.

Сейчас повторяется в точности та же картина. И я совершенно уверен, что наших нынешних Ломоносовых, также как и тогдашнего Михаила Васильевича, будут вспоминать лишь через несколько десятилетий, когда светское общество наконец-то поймет, что знания – не просто сила, а главная сила, определяющая возможность действия всех остальных. Соответственно, я думаю, что сейчас мы переживаем такое же глупое, с точки зрения развития время, как и в эпоху Ломоносова, когда, между прочим, Россия не столько создавала что-то действительно новое, сколько понемногу пыталась освоить и хоть как-то использовать плоды сделанного ранее другими людьми и в других условиях.

Нынешняя модернизация ситуацию пока не изменила. Это занятие, представляющееся иногда самим модернизаторам всего лишь увлекательной игрушкой. А для некоторых это еще и способ, как говорится, «срубить бабок по-легкому».

Для нас юбилей Ломоносова несомненно актуален как напоминание о том, что мы пару десятилетий назад начали движение вспять и уже стремительно приближаемся к Ломоносовским временам.

В связи с объявленными программами, модернизацией и новой индустриализацией, следовало бы ожидать, что в России в обозримом будущем спрос на ученых и на их деятельность должен быть, высоким. Поскольку мы понимаем, что никакой серьезной модернизации без ученых  сделать не возможно. Но я должен констатировать очень печальный факт, что для того, чтобы этого добиться, для того чтобы, действительно, доказать что на это спрос существует, нужно конечно, было предусмотреть совсем другое социальное положение этой категории в России. Средние ученые, и средние преподаватели высшей школы, которые тоже занимаются наукой, и они активно формируют будущее ученых, получают в два –три раза ниже, чем торговец в сигаретном киоске. О чем еще тогда говорить?

Можно сколько угодно говорить - халва, халва, но во рту слаще не станет. До тех пор, пока оплата наших преподавателей высшей школы и наших доцентов, профессоров, наших научных сотрудников не будет сопоставима с оплатой и в Германии, Франции, Дании, Швеции, Соединенных Штатах Америки и так далее, говорить о том, что эта социальная группа востребована бессмысленно. Все это будет приводить к тому, что наиболее способные все равно будут уезжать.

С точки зрения знаний для того, чтобы торговать в сигаретном киоске ничего в общем-то не нужно.  Но чтобы преподавать в высшей школе, вам нужно потратить время на обучение в вузе, а затем в аспирантуре, потом потратить время на защиту диссертации  и так далее. Столько своего времени и чтобы в итоге получать в два-три раза меньше, чем торговец в сигаретном киоске? Это абсурд.

Он является следствием абсолютного пренебрежения к этой сфере, которые мы наблюдаем последние 20 лет. И если этот вопрос не будет решен, ничего не изменится. Решить его может только государство, как мы понимаем, потому что, большинство учебных заведений государственные. Но там, где существует платный набор, где студенты платят серьезные средства за свое обучение, эти деньги до преподавателя не доходят. Не знаю, в каких именно карманах они оседают, но факт остается фактом. И поэтому я думаю, уже мы имеем огромный провал в кадровом составе. И ситуация будет ухудшаться ближайшее время, если кардинальных изменений в этой сфере не произойдет. Если зарплата поднимется на 15 или 20 процентов, это ничего не изменит, она должна вырасти в разы. И если она вырастет в разы, подчеркиваю, а скорее в десяток раз, тогда мы можем говорить, что действительно, все эти лозунги модернизации - это не пустой звук. И тогда появятся Ломоносовы.

В обществе есть запрос. Бум высшего образования мы наблюдаем. Количество студентов у нас сейчас огромное, даже, наверное, избыточное. Спрос на услуги преподавателей огромен, а зарплаты при этом у преподавателей низкие. По-видимому, здесь должно вмешаться государство, чтобы правильно перераспределить доходы вузов в пользу повышения зарплат преподавателей, но государство не вмешивается. Серьезных работающих профсоюзов у тех же преподавателей и ученых тоже нет. Я так понимаю, что мы все хотим хорошо жить, а чтобы хорошо жить, надо чтобы экономика страны была на соответствующем уровне, она должна быть конкурентоспособной. Сколько можно жить только на одной только торговле там нефтью и газом? Совершено очевидно, что мы должны развивать собственные инновации, наукоемкие отрасли, промышленности и так далее. С одной стороны, мы хотим всевозможного ускорения развития и модернизации, с другой стороны ничего не делаем для того чтобы, сделать ученых популярными и чтобы обеспечить достаточный социальный статус этой категории, который, действительно, отвечал бы его реальной значимости в обществе, и в том будущем, которое мы хотим себе построить
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".