Статья
6 Мая 2010 0:00

Победа как безусловная ценность

<p>Победа в Великой Отечественной войне является несомненной ценностью для российского народа, для его самосознания, ощущения себя как непобежденного, как народа-героя. Но возникает вопрос, насколько Победа, одержанная 65 лет назад, может сегодня служить опорой для формирования молодого поколения. Эксперты высказывают различные мнения по этому поводу.</p>
<p>Обозреватель газеты «Известия» Борис Клин считает, что поскольку война уже далеко позади, а история семей, в которых были фронтовики, становится историей в фотографиях, возникают сомнения, что современным детям эта тема может быть очень близка. Поэтому, по его мнению, нужно искать новую идею, объединяющую общество, а методики воспитания найдутся.<br />
«На одной войне патриотическое воспитание не построишь. Пока что у нас нет идеи, которая бы объединяла страну, чтобы идти дальше. Война – великое прошлое, а что у нас в будущем?  К чему мы должны стремиться, какое общество мы должны построить?», - задается вопросом эксперт.</p>
<p> «Здесь нужен некий концептуальный проект. Даже педагоги говорят, что им нужен некий госзаказ, но не в смысле денег, а в смысле того, кого мы хотим воспитать. На моральный кодекс строителей какого общества нужно ориентироваться? Эта задача нуждается в гении, чтоб ее решить. Ведь даже общечеловеческих ценностей недостаточно, т.к. у разных народов они разные», - заявил Борис Клин в интервью «<a href="http://actualcomment.ru">Актуальным комментариям</a>».</p>
<p>По его мнению, в формулировке целей и будет заключаться общественный договор - не в писаных нормах законов, а в том, что общество принимает как свою глобальную задачу. На основе этого и будет выстраиваться воспитательная методика, полагает журналист.</p>
<p>Преподаватель Высшей школы экономики Кирилл Мартынов, наоборот, полагает, что Великая Отечественная война занимает огромное место в жизни нашего общества и отказываться от этой вехи в диалоге с молодежью не стоит, нужно только находить новые методы, доступные и интересные современному молодому человеку.</p>
<p>«Поскольку война с фашизмом  была крупнейшей в истории человечества, была одержана величайшая военная победа, поскольку в нашем обществе еще живы люди, которые принимали в этом участие, а следующие поколения воспитывались на факте победы, на факте того, что мы смогли справиться и совершить этот общенародный поступок – то тема война остается в центре нашего общества и сегодня», - заявил Кирилл Мартынов «Актуальным комментариям».</p>
<p>Что касается молодежи и того, каким образом вести патриотическое воспитание, то здесь, по его мнению, есть довольно очевидный ответ, который уже опробован в мире. Эксперт привел пример, когда американская армия для популяризации  службы в войсках США создала известную компьютерную онлайновую игру. Люди в ней проходят почти реальное несение службы, общаются с другими реальными людьми,  эмулируют антитеррористические операции и т.д.</p>
<p>«Я думаю, мы на нынешнем развитии технологии, доступности Интернета, можем этот опыт учесть. В воспитательной работе можно совмещать новые онлайн проекты (уже есть российские аналоги) с выходом в реальную жизнь – какие-то летние лагеря и т.д.». - считает преподаватель ВШЭ.</p>
Комментарии экспертов
<p>Тема Великой Отечественной войны остается в центре нашей истории, в центре идеологии, хотя мы говорим, что в нашей стране официальной идеологии не существует, но все равно общественная жизнь связана с той или иной ее формой.</p>
<p>Присутствие военной темы нужно воспринимать как сложившийся факт, хотя в последние годы много и критики, и лжи было вылито на эту тему. Понятно, что тот образ войны, который создавался в советских фильмах и в официальных  учебниках,  не полностью соответствует действительности,  но при этом все объективные современные исследования, в том числе и западные, например военного историка Дэвида Ланса, показывают, что несмотря на много мелких оговорок, правда - за нами.</p>
<p>Поскольку война с фашизмом  была крупнейшей в истории человечества,  была одержана величайшая военная победа,  поскольку в нашем обществе еще живы люди, которые принимали в этом участие, а следующие поколения воспитывались на факте победы, на факте того, что мы смогли справиться и совершить этот общенародный поступок – то тема война остается в центре нашего общества и сегодня.</p>
<p>Что касается молодежи и того, каким образом вести патриотическое воспитание, то здесь есть довольно очевидный ответ, который уже опробован в мире. Американская армия для популяризации  службы в войсках США создала известную компьютерную онлайновую игру. Люди в ней проходят почти реальное несение службы, общаются с другими реальными людьми,  эмулируют антитеррористические операции и т.д.</p>
<p>Я думаю, мы на нынешнем развитии технологии, доступности Интернета, можем этот опыт учесть. В воспитательной работе можно совмещать новые  онлайн проекты с выходом в реальную жизнь – какие-то летние лагеря и т.д. Некие похожие вещи уже реализуются у нас. Сейчас запускается интересный проект, посвященный моделированию танковых сражений времен Второй Мировой войны.<br />
 </p>
<p>Война уходит все дальше. И она перестает быть частью истории семьи. В лучшем случае это незнакомый человек на фотографии. Конечно, дети должны все это знать, но большой вопрос,  насколько их это все трогает.</p>
<p>Что такое война 1812 года для наших современников, например? -  Фильм гусарская баллада, где война представлена в виде легкой прогулки с шампанским и красивыми женщинами. Прошло 100 лет и мало кто знает, когда вообще в царской России праздновали победу в этой войне.</p>
<p>Так и сегодня участники Великой отечественной – это  уже люди на фотографиях, дети их никогда не видели и не слышали. Конечно, нужно говорить, что это наши прадеды, наши деды, но это уже невозможно потрогать и ощутить.</p>
<p>Патриотическим воспитанием детей нужно заниматься, но что касается методов, здесь возникают очень большие вопросы. <br />
Уже в советское время эти методы отдавали казенщиной в самом плохом смысле этого слова. Хотя были вещи достаточно интересные, например, зарница. Но сейчас такие игры проводятся только в каких-то кружках, клубах патриотического воспитания. Детской школьной организации уже нет,  и теперь детей в классе вообще ничего не объединяет, кроме учебного процесса.</p>
<p>Сегодня одноклассники как попутчики в вагоне электрички: доехали до станции и сошли. Отучились по 6 уроков  - и пошли домой, никаких мероприятий не проводится, ничего их не объединяет.  С  кем теперь проводить зарницу? - Только с теми, кто ходит в эти военно-патриотические клубы.</p>
<p>Но на одной войне патриотическое воспитание не построишь. Пока что у нас нет идеи, которая бы объединяла страну, чтобы идти дальше. Война – великое прошлое, а что у нас в будущем?  К чему мы должны стремиться, какое общество мы должны построить? Здесь нужен некий концептуальный проект. Даже педагоги говорят, что им нужен некий госзаказ, но не в смысле денег, а в смысле того, кого мы хотим воспитать.  На моральный кодекс строителей какого общества нужно ориентироваться?</p>
<p>Эта задача нуждается в гении, чтоб ее решить. Ведь даже общечеловеческих ценностей недостаточно, т.к. у разных народов они разные. Была попытка сделать ставку на религию – но дело в том, что религий много, в том числе, и в нашей стране. Да, 80  процентов христиане, но и сам патриарх говорит о том, сколько из них на самом деле регулярно ходят в храмы, и кто из них действительно живет по заповедям? Их всего несколько процентов. А есть еще и мусульмане, иудеи, буддисты, даже неоязычники, да и те, кто вообще религию не принимает.</p>
<p>Поэтому подменить национальную идею религией не получается. Так что в формулировке целей и будет заключаться общественный договор - не в писаных нормах законов, а в том, что общество принимает как свою глобальную задачу. На основе этого и будет выстраиваться воспитательная методика.<br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".