Статья
4183 6 мая 2010 0:00

Победа как безусловная ценность

Победа в Великой Отечественной войне является несомненной ценностью для российского народа, для его самосознания, ощущения себя как непобежденного, как народа-героя. Но возникает вопрос, насколько Победа, одержанная 65 лет назад, может сегодня служить опорой для формирования молодого поколения. Эксперты высказывают различные мнения по этому поводу.

Обозреватель газеты «Известия» Борис Клин считает, что поскольку война уже далеко позади, а история семей, в которых были фронтовики, становится историей в фотографиях, возникают сомнения, что современным детям эта тема может быть очень близка. Поэтому, по его мнению, нужно искать новую идею, объединяющую общество, а методики воспитания найдутся.
«На одной войне патриотическое воспитание не построишь. Пока что у нас нет идеи, которая бы объединяла страну, чтобы идти дальше. Война – великое прошлое, а что у нас в будущем?  К чему мы должны стремиться, какое общество мы должны построить?», - задается вопросом эксперт.

 «Здесь нужен некий концептуальный проект. Даже педагоги говорят, что им нужен некий госзаказ, но не в смысле денег, а в смысле того, кого мы хотим воспитать. На моральный кодекс строителей какого общества нужно ориентироваться? Эта задача нуждается в гении, чтоб ее решить. Ведь даже общечеловеческих ценностей недостаточно, т.к. у разных народов они разные», - заявил Борис Клин в интервью «Актуальным комментариям».

По его мнению, в формулировке целей и будет заключаться общественный договор - не в писаных нормах законов, а в том, что общество принимает как свою глобальную задачу. На основе этого и будет выстраиваться воспитательная методика, полагает журналист.

Преподаватель Высшей школы экономики Кирилл Мартынов, наоборот, полагает, что Великая Отечественная война занимает огромное место в жизни нашего общества и отказываться от этой вехи в диалоге с молодежью не стоит, нужно только находить новые методы, доступные и интересные современному молодому человеку.

«Поскольку война с фашизмом  была крупнейшей в истории человечества, была одержана величайшая военная победа, поскольку в нашем обществе еще живы люди, которые принимали в этом участие, а следующие поколения воспитывались на факте победы, на факте того, что мы смогли справиться и совершить этот общенародный поступок – то тема война остается в центре нашего общества и сегодня», - заявил Кирилл Мартынов «Актуальным комментариям».

Что касается молодежи и того, каким образом вести патриотическое воспитание, то здесь, по его мнению, есть довольно очевидный ответ, который уже опробован в мире. Эксперт привел пример, когда американская армия для популяризации  службы в войсках США создала известную компьютерную онлайновую игру. Люди в ней проходят почти реальное несение службы, общаются с другими реальными людьми,  эмулируют антитеррористические операции и т.д.

«Я думаю, мы на нынешнем развитии технологии, доступности Интернета, можем этот опыт учесть. В воспитательной работе можно совмещать новые онлайн проекты (уже есть российские аналоги) с выходом в реальную жизнь – какие-то летние лагеря и т.д.». - считает преподаватель ВШЭ.

Комментарии экспертов

Тема Великой Отечественной войны остается в центре нашей истории, в центре идеологии, хотя мы говорим, что в нашей стране официальной идеологии не существует, но все равно общественная жизнь связана с той или иной ее формой.

Присутствие военной темы нужно воспринимать как сложившийся факт, хотя в последние годы много и критики, и лжи было вылито на эту тему. Понятно, что тот образ войны, который создавался в советских фильмах и в официальных  учебниках,  не полностью соответствует действительности,  но при этом все объективные современные исследования, в том числе и западные, например военного историка Дэвида Ланса, показывают, что несмотря на много мелких оговорок, правда - за нами.

Поскольку война с фашизмом  была крупнейшей в истории человечества,  была одержана величайшая военная победа,  поскольку в нашем обществе еще живы люди, которые принимали в этом участие, а следующие поколения воспитывались на факте победы, на факте того, что мы смогли справиться и совершить этот общенародный поступок – то тема война остается в центре нашего общества и сегодня.

Что касается молодежи и того, каким образом вести патриотическое воспитание, то здесь есть довольно очевидный ответ, который уже опробован в мире. Американская армия для популяризации  службы в войсках США создала известную компьютерную онлайновую игру. Люди в ней проходят почти реальное несение службы, общаются с другими реальными людьми,  эмулируют антитеррористические операции и т.д.

Я думаю, мы на нынешнем развитии технологии, доступности Интернета, можем этот опыт учесть. В воспитательной работе можно совмещать новые  онлайн проекты с выходом в реальную жизнь – какие-то летние лагеря и т.д. Некие похожие вещи уже реализуются у нас. Сейчас запускается интересный проект, посвященный моделированию танковых сражений времен Второй Мировой войны.
 

Война уходит все дальше. И она перестает быть частью истории семьи. В лучшем случае это незнакомый человек на фотографии. Конечно, дети должны все это знать, но большой вопрос,  насколько их это все трогает.

Что такое война 1812 года для наших современников, например? -  Фильм гусарская баллада, где война представлена в виде легкой прогулки с шампанским и красивыми женщинами. Прошло 100 лет и мало кто знает, когда вообще в царской России праздновали победу в этой войне.

Так и сегодня участники Великой отечественной – это  уже люди на фотографиях, дети их никогда не видели и не слышали. Конечно, нужно говорить, что это наши прадеды, наши деды, но это уже невозможно потрогать и ощутить.

Патриотическим воспитанием детей нужно заниматься, но что касается методов, здесь возникают очень большие вопросы.
Уже в советское время эти методы отдавали казенщиной в самом плохом смысле этого слова. Хотя были вещи достаточно интересные, например, зарница. Но сейчас такие игры проводятся только в каких-то кружках, клубах патриотического воспитания. Детской школьной организации уже нет,  и теперь детей в классе вообще ничего не объединяет, кроме учебного процесса.

Сегодня одноклассники как попутчики в вагоне электрички: доехали до станции и сошли. Отучились по 6 уроков  - и пошли домой, никаких мероприятий не проводится, ничего их не объединяет.  С  кем теперь проводить зарницу? - Только с теми, кто ходит в эти военно-патриотические клубы.

Но на одной войне патриотическое воспитание не построишь. Пока что у нас нет идеи, которая бы объединяла страну, чтобы идти дальше. Война – великое прошлое, а что у нас в будущем?  К чему мы должны стремиться, какое общество мы должны построить? Здесь нужен некий концептуальный проект. Даже педагоги говорят, что им нужен некий госзаказ, но не в смысле денег, а в смысле того, кого мы хотим воспитать.  На моральный кодекс строителей какого общества нужно ориентироваться?

Эта задача нуждается в гении, чтоб ее решить. Ведь даже общечеловеческих ценностей недостаточно, т.к. у разных народов они разные. Была попытка сделать ставку на религию – но дело в том, что религий много, в том числе, и в нашей стране. Да, 80  процентов христиане, но и сам патриарх говорит о том, сколько из них на самом деле регулярно ходят в храмы, и кто из них действительно живет по заповедям? Их всего несколько процентов. А есть еще и мусульмане, иудеи, буддисты, даже неоязычники, да и те, кто вообще религию не принимает.

Поэтому подменить национальную идею религией не получается. Так что в формулировке целей и будет заключаться общественный договор - не в писаных нормах законов, а в том, что общество принимает как свою глобальную задачу. На основе этого и будет выстраиваться воспитательная методика.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".