Статья
26965 12 Октября 2018 11:12

Почему у Запада не получается «изменить поведение» Кремля

После Крыма и Донбасса стратегия Запада в отношении России направлена на то, чтобы изменить поведение Кремля. Официальные лица открыто декларируют приверженность этой линии по разному кругу вопросов — от Украины и Сирии до кибератак и пропагандистских кампаний. При этом Европа (включая те страны, которые заявляют о необходимости скорейшего восстановления отношений с Москвой) и США сохраняют консенсус, несмотря на периодически возникающие разногласия относительно эффективности используемых инструментов и целесообразности введения новых, более жестких санкций.

Это активная установка, которая отличается от стратегии сдерживания времен Холодной войны. Запад предпринимает комплексные усилия, чтобы вернуть российскую правящую элиту к соблюдению определенных правил игры, которые были нарушены в 2014 году, и не признает российский режим как «неизбежное зло», идеологию и практики которого необходимо локализовать в очерченных границах и негласно признанных зонах влияния. Кроме того, Запад не рассматривает Россию как отдельную конкурирующую систему, которая представляет свою модель управления и развития.

Начало этой стратегии положил украинский конфликт. Однако длительные переговоры по его урегулированию показывают наглядно, почему установка Запада не работает и что шансы на то, что она сможет заработать, остаются низкими в обозримой перспективе.

Позиция США и европейских членов «нормандской четверки» по Украине опять-таки носит консолидированных характер. Несмотря на попытки России пошатнуть это согласие с приходом администрации Трампа, уровень кооперации между западными союзниками на практике стал еще теснее — настолько, что не имеет смысла говорить о позиции официальных переговорщиков по отдельности.

Под изменением поведения Кремля на украинском направлении имеется в виду прекращение политической, социально-экономической и военной поддержки республик Донбасса, обеспечение вывода российский граждан и тяжелой техники с территории ДНР и ЛНР, а также политический компромисс в рамках Минских соглашений.

Под политическим компромиссом подразумевается, что выполнение Украиной политических пунктов Минских соглашений (особый статус, амнистия, проведение выборов по украинскому законодательству) должно происходить только после того, как будут созданы достаточные условия «на земле». В качестве таких условий указываются не только зафиксированный в Минских соглашениях отвод тяжелых вооружений, но и полная демилитаризация неподконтрольной украинским властям зоны конфликта, то есть ДНР и ЛНР, которая, учитывая военных характер режима республик, будет означать их фактический роспуск. Такая концепция описана в украинском законе об особом статусе Донбасса.

В отношении особого статуса западные переговорщики предлагают, что допустима только такая модель автономии Донбасса, которую Киев сможет принять политически и которая не превратит Украину в нестабильное и неуправляемое государство с подорванным суверенитетом. В дополнении этому Запад дает понять, что решение, при котором Россия закроет глаза на требование ввести особый статус Донбасса на постоянной основе в украинской Конституции, если Киев не сумеет провести эти поправки в силу отсутствия политических возможностей в Раде, и согласится ограничиться постоянно действующим законом об особом статусе, является предпочтительным. Российским переговорщикам таким образом предлагается произвольно сузить содержание 11 пункта Минских соглашений. Де-факто это можно толковать как перекладывание политических издержек мирного процесса с Украины на Россию: если Киев не может собрать политическую коалицию в поддержку выполнения Минских соглашений, на уступку должна пойти Москва, чтобы не блокировать мирный процесс.

В обмен на эти компромиссы Германия и Франция обещают, во-первых, снятие санкций, введенных после гибели малазийского Боинга, то есть секторальных санкций против российских компаний и банков, а во-вторых, начало процесса нормализации отношений России и Европы (разморозка контактов и проектов, начало диалога о новой формуле сосуществования и безопасности). Соединенные Штаты были участниками этого торга, пока не появился закон CAATSA, после принятия которого американский президент фактически потерял полномочия отменять санкции без одобрения Конгресса. В результате, то, что реально Запад может предложить Путину, — определенная нормализация отношений с Европой и только. США выведены за пространство этого торга также постольку, поскольку принимаются другие пакеты санкций, связанные с вмешательством России в выборы, покушение на Скрипалей и т.д.

Кремль не удовлетворяют эти предложения по следующим причинам.

Во-первых, само предложение пойти на компромисс в отношении Украины понимается как попытка радикальной ревизии текущего статус-кво в зоне конфликта. Согласно российской позиции, это Украина должна идти на уступки, поскольку проиграла войну в Донбассе, не сумев восстановить полный контроль над территорией. В этом смысле компромиссы должны идти в обратном направлении — от проигравшего к победителю. Что касается требования роспуска республик, то оно считывается как силовое устранение (российскими руками) одной из сторон конфликта в пользу другой, которая войну проиграла.

Во-вторых, «цена», которую готов заплатить Запад России, значительно девальвировалась в последнее время. Смягчение или даже отмена европейских санкций не решит проблемы американских санкций, которые носят экстерриториальных характер и уже не находятся в зависимости от урегулирования украинского конфликта. Кроме того, риски, связанные с санкциями за вмешательство в выборы и отравлением Скрипалей, сейчас представляют объективно большую проблему для российской экономики, чем украинский пакет ограничительных мер.

В-третьих, российские официальные лица не доверяют Западу и в силу этого не верят, что даже Европа сможет в полной мере реализовать свои обещания, то есть отменить санкции. Здесь следует учитывать, что санкции должны отменяться не постепенно, по мере прогресса в имплементации Минских соглашений, а после того, как Украина восстановит суверенитет над Донбассом и вернет контроль над границей.

В-четвертых, Кремль играет в долгосрочную игру в Донбассе, в которой хочет выиграть, и не рассматривает Минские соглашения как «дорожную карту» своего выхода из конфликта. «Победа» — это буквальное выполнение всех пунктов Минских соглашений, которые могут привести к ослаблению центральной украинской власти и создать торможение в реализации геополитического выбора Украины в сторону Запада. Для Москвы принципиально сохранение нейтрального статуса Киева, борьба за который рассматривается как незавершенная, а также сохранение определенной преемственности между ДНР и ЛНР и отдельными районами Донецкой и Луганской областей — если не в смысле эмуляции квазигосударственных структур, то участия представителей сопротивления в будущей политической жизни Донбасса. Что касается суверенитета и управляемости Украины, то для Кремля важнее то, что Минские соглашения, если они будут выполнены, открывают новые возможности для игры в украинской внутренней политике. Стабильность Украины для российский властей сама по себе не является ценностью.

Наконец, в-пятых, Кремль опасается, что стратегия изменения поведения является одной из форм политики по смене режима. Хотя Запад не признает, что ставит задачу изменить российский режим, откат России к ситуации 2014 года де-факто предполагает радикальную смену курса, которую может осуществить только новая власть. В контексте переговоров сейчас уже не важно, что привело к такой ситуации, когда у российской правящей элиты фактически нет выбора, — важно, что теперь это так. Кремль не может вернуться к business as usual, не потеряв легитимность внутри страны и не подорвав ее на постсоветском пространстве в целом. Поэтому «изменение поведения» воспринимается правящей элитой как прямая и явная угроза.

Олег Игнатов, заместитель директора Центра политической конъюнктуры

  • Не написано главного. Нерешительность Кремля создает условия для выдвижения ему кучи ультиматумов. Для того,что бы Запад пошел на уступки надо поставить его на место проигравшего, что бы он полностью потерял надежду , что на Украине что то возможно сделать вопреки желаниям России. А добиваться этого надо и экономическими мерами и операциями по принуждению к миру. Хватит кормить нацизм на границах....
  • Не написано главного. Нерешительность Кремля создает условия для выдвижения ему кучи ультиматумов. Для того,что бы Запад пошел на уступки надо поставить его на место проигравшего, что бы он полностью потерял надежду , что на Украине что то возможно сделать вопреки желаниям России. А добиваться этого надо и экономическими мерами и операциями по принуждению к миру. Хватит кормить нацизм на границах....
  • По всем пунктам возникает какое-то несогласие и порой даже протест. Какая-то чересчур прозападная позиция автора. Как будто у России ничтожно мал потенциал для поддержания суверенитета. Пожалуй, именно чрезмерная покладистость и угодливость российской дипломатии и дает дает Западу право на такую хамскую позицию не просто на отбрасывание, но уже на декларируемое уничтожение России, объявляемой мировым злом. Уверен, есть все возможности у России на гораздо более жесткие ответы. Право на победу только у того, кто не оставляет незамеченными инсинуации и не боится ответить полной мерой.
  • По всем пунктам возникает какое-то несогласие и порой даже протест. Какая-то чересчур прозападная позиция автора. Как будто у России ничтожно мал потенциал для поддержания суверенитета. Пожалуй, именно чрезмерная покладистость и угодливость российской дипломатии и дает дает Западу право на такую хамскую позицию не просто на отбрасывание, но уже на декларируемое уничтожение России, объявляемой мировым злом. Уверен, есть все возможности у России на гораздо более жесткие ответы. Право на победу только у того, кто не оставляет незамеченными инсинуации и не боится ответить полной мерой.
  • По всем пунктам возникает какое-то несогласие и порой даже протест. Какая-то чересчур прозападная позиция автора. Как будто у России ничтожно мал потенциал для поддержания суверенитета. Пожалуй, именно чрезмерная покладистость и угодливость российской дипломатии и дает дает Западу право на такую хамскую позицию не просто на отбрасывание, но уже на декларируемое уничтожение России, объявляемой мировым злом. Уверен, есть все возможности у России на гораздо более жесткие ответы. Право на победу только у того, кто не оставляет незамеченными инсинуации и не боится ответить полной мерой.
  • Зачем менять то что не изменится? Пускай попробуют измениться сами для начала может тогда все будет иначе?
  • да хотя бы потому что недавний "хенде-хохер" в 45г. показал кто и где должен находиться, не повторяя снова одних и тех же "наступлений на грабли!" … и давно пора оценить прошлые уступки по Берлину и в воссоединении Германии! .. и помнить, что наша Европа это наш общий дом!
  • да хотя бы потому что недавний "хенде-хохер" в 45г. показал кто и где должен находиться, не повторяя снова одних и тех же "наступлений на грабли!" … и давно пора оценить прошлые уступки по Берлину и в воссоединении Германии! .. и помнить, что наша Европа это наш общий дом!
  • Амеры и западноевропейцы придерживаются фашистских целей и задач в отношении России. Жестче надо отвечать на их провокации, вплоть до проведения на Украине операции по принуждению к миру, все равно рано или поздно к этому придем.
  • Амеры и западноевропейцы придерживаются фашистских целей и задач в отношении России. Жестче надо отвечать на их провокации, вплоть до проведения на Украине операции по принуждению к миру, все равно рано или поздно к этому придем.
6 Декабря 2018 Новости
Откровенная провокация. Власти РФ о действиях ВМС США в Японском море
 Откровенная провокация. Власти РФ о действиях ВМС США в Японском море Американский ракетный эсминец McCampbell прошел в непосредственной близости от залива Петра Великого — самого большого залива Японского моря у российских берегов, сообщают российские и американские СМИ. По словам российских политиков, американцы не нарушили нормы международного права, поэтому к ним не были применены санкции.
5 Декабря 2018 Новости
Договору конец. Эксперты об ультиматуме США и НАТО по ДРСМД
 Договору конец. Эксперты об ультиматуме США и НАТО по ДРСМД НАТО дает России последний шанс спасти договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Российские власти не признают нарушений со своей стороны, а это значит, что у договора нет шансов, считают эксперты. Через 60 дней соглашение будет расторгнуто, что спровоцирует новую гонку вооружений.
3 Декабря 2018 Новости
Керченская провокация удалась: эксперты об итогах саммита G20
 Керченская провокация удалась: эксперты об итогах саммита G20 В Аргентине завершился саммит «большой двадцатки». Главам государств удалось договориться о подписании совместной декларации, однако сам саммит оказался довольно противоречивым и конфликтным.
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".