Статья
3 Января 2011 21:44

Поддержание стабильности

<p>Ключевой целью региональной политики федерального Центра в 2010 г. оставалось поддержание стабильности. Проблема «системного» развития социально-экономической ситуации и политических процессов приобрела особую актуальность в преддверие предвыборного 2011 г.<br />
<br />
В экономической сфере важнейшей тенденцией стал переход от антикризисной дотационной политики, основные меры которой обеспечивались масштабным финансированием из федерального бюджета, к посткризисному этапу развития отношений между Центром и субъектами федерации, для которого характерны ужесточение федерального контроля и стимулирование эффективной финансовой политики на местах. Российские регионы достаточно успешно преодолевают негативные последствия экономического кризиса: если в отдельных отраслях промышленности рост пока малозаметен, то финансовая обеспеченность региональных властей существенно возросла. Во многом рост доходов был обеспечен поддержкой субъектов со стороны федерального Центра в связи с последствиями кризиса, однако в дальнейшем (2011 г.) помощь станет, преимущественно, «адресной», при этом условия для получения дополнительных ресурсов (например, кредитных) будут ужесточены. Москва будет стимулировать регионы к самостоятельной активности в сфере привлечения инвестиций и расширения собственной доходной базы (в частности, путем приватизации «непрофильных» активов).<br />
<br />
Важнейшие решения в сфере управления территориями в 2010 г. были связаны с изменением числа федеральных округов и введением должности полномочного представителя президента на Северном Кавказе, а также отказом от ожидаемой многими наблюдателями «радикальной» реформы института полпредства. Решение о создании поста полпреда президента в СКФО, наряду с введением критериев эффективности работы органов федеральной власти в регионе, было призвано способствовать усилению контроля за ситуацией со стороны Центра. Инициатива президента отражает новый подход федеральной власти к управлению Северным Кавказом, приоритетом которого выступает повышение уровня социально-экономического развития «депрессивных» территорий. С точки зрения антитеррористической борьбы этот подход вполне оправдан: важным фактором дестабилизации ситуации на юге России остается сохранение социальной базы экстремизма (высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, низкий уровень жизни населения, масштабная коррупция и недоверие к власти и т.д.).<br />
<br />
Изменения, направленные на унификацию наименований и численности депутатов региональных органов законодательной власти, будут происходить постепенно. Поправки в законодательство, регламентирующие использование таких терминов общефедерального значения, как «Президент» и «Государственная Дума», могут быть приняты до конца года. Однако в целях обеспечения политической стабильности и предотвращения внутриэлитных конфликтов (особенно в отношениях Центра с «национальными» субъектами) для введения новых «правил игры» будет предусмотрен переходный период в несколько лет.<br />
<br />
Основной тенденцией развития кадровой политики Центра в 2010 г. стало смещение с постов региональных «тяжеловесов» - губернаторов, занимавших руководящие посты в субъектах федерации с начала 1990-х гг. Процесс ротации кадров в связи с истечением полномочий действующих руководителей затронул целый ряд регионов, во главе которых стояли губернаторы «эпохи Ельцина». Большинство из них покинуло свои посты (Минтимер Шаймиев (Татарстан), Александр Филипенко (ХМАО), Петр Сумин (Челябинская область), Муртаза Рахимов (Башкирия), Юрий Лужков (Москва) и др.), но были и исключения (Аман Тулеев (Кемеровская область), Олег Королев (Липецкая область), Николай Меркушкин (Мордовия) и др.). Это связано с многовекторностью кадровой политики Центра: приоритет регулярной сменяемости губернаторов в рамках федерального курса сочетается с мерами, направленными на поддержание политической стабильности и продолжение реализации электорально востребованных социально-экономических проектов в регионах в преддверие федеральных избирательных кампаний 2011-2012 гг. (парламентской и президентской). Таким образом, обозначенный Дмитрием Медведевым курс на повышение качества управления территориями подразумевает продолжение ротации губернаторских кадров, однако отнюдь не исключает сохранения существующих управленческих «команд» в случае, если они достаточно успешно справляются с поставленными задачами. Центр ставит перед губернаторами и новые цели, связанные с повышением эффективности управления (регулирование ситуации в социально значимых сферах, таких, как жилищно-коммунальное хозяйство и лекарственное обеспечение, оказание государственных услуг в онлайн-режиме пр.). Проблема совершенствования системы оценки работы региональных и муниципальных властей остается на повестке дня.<br />
<em><br />
<strong>Оксана Гончаренко</strong>, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев</em></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".