Статья
1736 17 февраля 2012 16:17

Поддержать своих

Премьер-министр Владимир Путин заявил о необходимости обеспечить преференции российским высокотехнологичным компаниям, не подрывая при этом конкурентную среду и не закрывая рынок для иностранцев.

«Необходимо рассмотреть вопрос о поддержке отечественных компаний, патентующих свою продукцию не только в России, но и за рубежом», - подчеркнул Путин, выступая на совещании «О повышении эффективности государственного управления при использовании информационных технологий» в Новосибирске, куда он прибыл в пятницу.

По его словам, государство заинтересовано, чтобы у отечественных производителей было максимальное число запатентованных технологий, передает «Интерфакс».

Наряду с этим, по словам премьера, конкурентному отечественному программному продукту и IT-технологиям «должен отдаваться приоритет и в ходе госзакупок».

Глава правительства поручил Минэкономразвития и Минпромторгу представить соответствующие предложения на этот счет.

 Кроме того, премьер-министр попросил главу Минэкономразвития Эльвиру Набиуллину еще раз рассмотреть вопрос о налоговых льготах для технопарков.

Путин отметил, что знает позицию Минфина по этому вопросу, которая заключается в том, что создавать неконкурентную среду в отдельных зонах неправильно.

«Но прошу, во всяком случае, Эльвиру Сахипзадовну и вас, Антон Германович (Силуанов, министр финансов - ред.), посмотреть на это еще раз, прикинуть. Может быть, можно будет найти какие-то решения, которые не будут наносить ущерба для экономики в целом», - заметил глава правительства.

В настоящее время льготы по налогу на прибыль и на тарифы страховых взносов имеют резиденты экономических зон технико-внедренческого типа. 

Премьер-министр также поручил персонифицировать ответственность за внедрение системы электронного правительства в ведомствах и регионах.

«Учитывая масштабы и важность задач, следует проработать вопрос о назначении в каждом ведомстве и регионе конкретного человека, компетентного и ответственного, который будет курировать внедрение информационных технологий», - подчеркнул Путин.

Он добавил, что нужно «эту ответственность персонифицировать».

Путин заметил, что современные технологии - это эффективный путь повышения открытости государственных и муниципальных структур. «Именно с их (современных технологий - ред.) помощью можно выстраивать общественные механизмы контроля за действиями властей, причем на всех уровнях. Считаю, что нужно максимально открывать информацию, которая накапливается в ведомственных базах данных», - считает премьер.

При этом исключение, по его словам, должна составить такая информация, которая имеет гриф секретности и ДСП. «Кстати, открытия информации часто не хватает нашим компаниям, причем малому и среднему бизнесу, при выстраивании долгосрочных планов, определения инвестиционных приоритетов», - отметил глава правительства.

 Отметим, что до начала совещания премьер посетил технопарк Новосибирского академгородка, где ознакомился с деятельностью компаний, использующих в работе современные технологии.

Здание технопарка, которое получило наименование «Академпарк», расположено рядом с комплексом зданий Новосибирского академгородка, входящего в систему Сибирского отделения РАН. Первая очередь здания была открыта в январе этого года. В настоящее время в здание переезжают компании, зарегистрированные в технопарке.

Главе правительства представили некоторые из этих компаний, разработки которых во многом уникальны и не имеют аналогов в России, а иногда и в мире. В частности, премьеру рассказали о новой фармакологической технологии, которая позволяет создать безопасные кодеиносодержащие препараты. Специальные добавки, которые добавляют в препараты, не позволяют выделять из лекарств наркотические компоненты. Кроме того, эти же добавки защищают организм человека от передозировки, так как не дают всасываться препарату в излишнем количестве. При этом свойства лекарств не меняются.

Как пояснили разработчики, необходимость создания таких специальных добавок вызвана не только борьбой с наркоманией, но и заботой о людях, которые нуждаются в кодеиносодержащих препаратах. С 1 июля 2012 года эти препараты, среди которых много обезболивающих, а также средства от кашля, будут продаваться только по рецептам. Следовательно, они станут менее доступны обычным покупателям.

Другая передовая технология, с которой ознакомили Путина, связана с обеспечением безопасности в шахтах. Система «ГОРНАСС» (Горная навигационная система связи), позволяет отслеживать местонахождения каждого шахтера и состав атмосферы в забое, а также обеспечивает его системой аудио- и видеосвязи. В отличие от стационарных датчиков, регистрирующих наличие метана в воздухе, новые датчики носят сами шахтеры, таким образом, информация о загазованности поступает в режиме онлайн из того места, где работают люди. Все датчики монтируются на каски шахтера вместе с фонарем и не мешают ему работать.

По словам разработчиков, для оборудования этой системой небольшой шахты требуется 70-80 миллионов рублей, в то время как зарубежные аналоги стоят около 200 миллионов рублей.

Кроме того, главу правительства познакомили с новейшими разработками в области систем защиты связи, технологиями в сфере телетрансляций и компьютерных программ, в том числе и игр.

Владимир Путин также посетил центр технологического обеспечения, построенный по самым современным мировым стандартам. В этом центре любой изобретатель или бизнесмен может заказать изготовление любой детали для своего изобретения как в единичном экземпляре, так и мелкими партиями.

При посещении центра его руководители подарили премьеру изготовленный ими сувенир «Дело начинается с лидера».

По их словам, на изобретение этого сувенира и его изготовление благодаря самым современным технологиям ушло всего четыре дня.  

 Представители компаний академгородка, работающих в технопарке, рассказали, что у них есть сложности с привлечением на работу специалистов из Казахстана. По их словам, для этих специалистов, которые закончили Новосибирский университет, действуют ограничения по размеру заработной платы, так как формально они считаются иностранцами.

«Вносите ваши предложения. Мы еще раз посмотрим, есть ли там (в законе) какие-то ограничения, препятствующие привлечению высококвалифицированных (иностранных) специалистов, особенно молодых», - сказал на это Владимир Путин.

Он отметил, что Единое экономическое пространство предусматривает не только свободное движение капиталов, товаров и услуг, но и рабочей силы.

Кроме того, глава правительства напомнил, что в России действуют определенные льготы для высококвалифицированных иностранных специалистов.

 Эксперты в интервью «Актуальным комментариям» позитивно оценивают идею перехода на электронный документооборот, однако отмечают, что требуются серьёзные усилия власти для её реализации.

«"Электронное правительство" позволяет минимизировать общение человека с чиновником, а значит и снижает коррупционные риски. Именно по этой причине реализация данной программы, которая была объявлена еще в начале нулевых, неоднократно срывалась. Требовались очень серьезные усилия власти, чтобы пресечь саботаж со стороны бюрократического корпуса», - отметил эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин.

По его мнению, необходима система стимулов для тех, кто внедряет «электронное правительство».  «Нужно наладить обратную связь, чтобы поощрять тех, кто внедряет систему, и реагировать на попытки тормозить эту систему», - подчеркнул политолог.

Со своей стороны, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ Иван Засурский считает основным препятствием для внедрения «электронного правительства» отношение чиновников. «Главная проблема - в том, что многие чиновники воспринимают свои услуги как средство контроля над другими, а не как сервис», - отметил он.

«Должна быть готовность госаппарата к подобным решениям. Все технические сложности – это не проблема», - сказал Засурский.

По его словам, введение «электронного правительства» можно считать антикоррупционной мерой. 

В свою очередь, политолог Павел Святенков также отметил, что программа введения «электронного правительства» наталкивается в России «на человеческий фактор, на коррупцию, отсутствие технических исполнителей и т.д.»

«Всё это заставляет смотреть на программу "электронного правительства" с некоторым скепсисом. К сожалению, в России из-за высокого уровня коррупции, из-за общей неэффективности бюрократии даже такая полезная инициатива, как "электронное правительство" может оказаться всего лишь еще одним поводом для коррупции», - считает политолог.

«С другой стороны, понятно, что необходимо эту систему внедрять и жестко следить за тем, как она работает на практике», - признал Святенков.

Говоря о готовности российских ведомств к введению системы электронного документооборота, эксперт выразил мнение, что они «вряд ли с энтузиазмом относятся к этой идее». «Скорее, чиновники рассматривают эту идею как очередную начальственную блажь. Так что, повторюсь, здесь важен именно человеческий фактор. Самая совершенная электронная техника может дать сбой при плохом обслуживании и равнодушии людей», - резюмировал Павел Святенков.

Комментарии экспертов

Для Путина чрезвычайно важно, чтобы от этих разговоров об электронном правительстве, которые идут уже лет десять как минимум, начался переход к реальным делам. И наличие людей, отвечающих за то, чтобы электронные системы работали во всех властных структурах, государственных и муниципальных, обязательно. Мы знаем как это бывает, вроде как все функционирует, но, с другой стороны, какие-то системные администраторы, сидящие на местах, реально ни за что не могут отвечать. Вопрос в том, что электронное правительство должно создавать набор государственных и муниципальных услуг в этом самом виртуальном пространстве. От простого информирования, хотя это иногда и большая проблема, нужно переходить к реальному производству услуг, которые население может начать потреблять.

С этим инициатива премьера и связана, потому что если оставить все в нынешней ситуаци, это значит, дискредитировать саму идею электронной реформы. Сколько можно? Все разговоры бесполезны, они, в конце концов, и саму бюрократию раздражают, и люди уже начинают реагировать на них, как на какую-то очередную избирательную приманку. А на самом деле, если ориентироваться на то, что Путин написал в статье «Демократия и эффективное государство», то электронное правительство - для него это не вопрос конъюнктуры, не вопрос предвыборной агитации. Это для него, действительно, четкая стратегическая перспектива. Он отлично понимает, что здесь заложен огромный ресурс усиления эффективности государственной власти и вообще всех структур управления страной. Поэтому я полагаю, что вот именно переход на уровень назначения ответственных лиц за функционирование электронного правительства - это такой серьезный сигнал. И хочется верить, я даже уверен, что электронная связь граждан с системой вскоре должна будет заработать. 

Суть, собственно говоря, вот этого проекта электронного правительства, кроме того, что это возможность организации системы услуг в on-line - это еще гарантия прозрачности и открытости деятельности всех органов власти. Все, что не секретно, должно быть открыто. Безусловно, это повышает доверие граждан к власти, потому что, если человек знает, что он всегда может легко зайти посмотреть что делается, у него другое настроение. 

Сейчас, конечно, абсолютное большинство наших сограждан уверено, что власть закрыта, что власть что-то скрывает, что-то прячет, они там что-то химичат или даже, грубо говоря, воруют. Когда максимальная открытость будет, и когда вся информация будет доступна, о прохождении всех бюджетных денег, о госзакупках, обо всем, что касается деятельности конкретного органа власти, и все это будет выложено в сеть, тогда подобные разговоры исчезнут. Поэтому я вижу, что  в этой инициативе Путина последовательно проводится идея о том, что эффективное государство, в том числе, достигается путем создания электронного правительства прозрачного и открытого для граждан. 

Идея электронного правительства как такового, и, соответственно, самой системы, которая позволила бы серьезно повысить оперативность реагирования на запросы граждан, является достаточно здравой. Но, как правильно отмечает премьер, она уперлась, прежде всего, в региональную инфраструктуру, причем, проблемы связаны не только непосредственно с передачей сигнала, или, например, с обработкой данных, а еще и с нормативно-правовой базой. Различные субъекты по-разному внедряют электронные системы. Если в Москве, например, этот процесс зашел достаточно далеко, то если мы возьмем другие области, Брянскую, Воронежскую, Липецкую, то здесь этот процесс идет не так активно.

Наконец, в большинстве случаев имеет место не внедрение электронных технологий и документооборота как такового, а лишь частичное использование элементов, что, собственно говоря, значительно удлиняет процесс согласования документов и получения конкретного отклика от чиновников. Как выглядит эта система? В электронный формат переводятся бумажные документы, потом они опять переводятся в бумажный формат, что необходимо, пока электронная подпись у нас не набрала полную силу, после этого они опять выводятся в электронный вариант.

Все это требует определенных временных затрат, и в конечном счете, сам процесс оказания услуги удлиняется. Помимо этого, стоит отметить проблемы, связанные с доступностью услуг. Например, в одних регионах в электронном варианте можно встать на учет и серьезно, например, расширить свои возможности по туристическим направлениям, в то время как в других регионах очень серьезно осложнена работа вообще самих административных сайтов, где очень сложно, например, найти не просто информацию как таковую, но и, например, новостную ленту.

Очевидно, что с активизацией процесса информатизации государственных органов власти, причем, это касается не только исполнительной власти, но и законодательной, в той или иной степени, доступность этих услуг будет расширяться, и федеральный центр должен выступать в роли оператора этих процессов. Но ответственный в каждом регионе за это должен быть назначен. Это будет человек, который понесет на себе всю нагрузку, связанную с внедрением IT- технологий. Грубо говоря, скорость внедрения, сокращение очередности в регионе, повышение скорости предоставления услуг. Предполагаю, что на должность ответственного за внедрение IT-технологий, скорее всего, будут назначены министры региональных правительств или вице-губернаторы.

Как показывает практика, это, скорее всего, будет либо глава аппарата, профильный вице-губернатор, либо это будет вице-губернатор или заместитель главы региона. Не везде губернаторы могут работать по инновациям или по информационным технологиям. Так что, скорее всего, это будет один из региональных министров. 

Что же касается ведомственных баз данных, которые Путин призвал открыть, то, несомненно, здесь есть целый ряд аспектов, которые бы были достаточно интересны многим экспертам и просто российским гражданам. Во-первых, в базах данных, например, хранятся данные по законопроектам, которые можно было бы публиковать на сайтах представительных органов власти. Это серьезно бы, кстати говоря, упростило процесс поиска необходимого нормативного документа, сделало бы более доступной законодательную базу, потому что в большинстве случаев граждане не совсем понимают, какой закон где принимается, я уж не говорю о бизнесе, которому для этого приходится использовать услуги консультантов. Эта мера должна серьезно должно повысить прозрачность.

Второе направление связано с реестрами при предоставлении услуг, или базами данных, связанными, например, с государственными услугами. Целый ряд субъектов федерации имеют опыт, например, выставления реестров услуг по социальной сфере. Речь идет о перечне детских садов, школ, о перечне учреждений дополнительно образования. При помощи реестров создается удобный и понятный интерфейс, который может использоваться гражданином Российской Федерации для того, чтобы эффективно простроить свою жизнедеятельность на данной территории. 

Но, конечно же, здесь существуют очень серьезные региональные отличия. Если в одних субъектах при помощи IT-технологий можно, например, даже посмотреть размер пенсионных накоплений любого гражданина, то в других субъектах очень сложно найти ближайшую школу, я уж не говорю о том, чтобы найти ее сайт.

Хотя, в принципе, такая программа запускалась. То есть, есть как раз основная задача в том, чтобы этот процесс сделать массовым и общедоступным. В противном случае, мы сталкиваемся с системой дискриминации по территориальному принципу. Это означает, что граждане в одном субъекте федерации имеют больший доступ к госуслугам, чем граждане в другом субъекте федерации. Собственно говоря, цифровые технологии в долгосрочной перспективе позволят эту разницу нивелировать. 

Все, о чем сказал премьер касательно высоких технологий, было бы хорошо реализовать.  Мы понимаем, что было бы хорошо и чтобы конкуренция была, чтобы наших защитить и стимулировать. На самом деле, проблема в том, что нам-то нужно, конечно, больше закупать, чем продавать выскотехнологичного за рубежом. У нас существует специфический рынок потребления высокотехнологичных отечественных продуктов - это рынок ВПК. Там есть проблемы, которые обсуждаются, но, тем не менее, и продуктов производится очень большое количество, и мы не являемся отсталой страной.  И здесь понятно, как это защищать. И  понятно, что  политика вовлечения в гособоронзаказ иностранцев, на самом деле, правильна, в том смысле, что она не является целью, она является средством стимулирования собственного производства. 

А в остальных отраслях, конечно, надо больше закупать технологии, а не экспортировать, выскотехнологичных продуктов. Если мы действительно реально будем заниматься индустриализацией, нам надо покупать технологии. Людей надо закупать, в конце концов, умеющих производить эти технологии. 

К сожалению, режим ВТО слабо помогает в этом. То есть, если бы мы открывали себя для таких технологий, одновременно открывая себя и для товаров, было бы очень здорово. Но это не так. Об этом Путин, кстати, писал в своей статье. Он говорил, что дают технологические разработки, лицензии, но конечные ноу-хау никто нам не продает. 

Понятно, что это не простой вопрос и нужен компромисс. Понятно, что нам не нужно создавать неконкурентную среду, если кто-то хочет в России заниматься чем-то выскотехнологичным. Это очень важно. Понятно, да. Но, с другой стороны, нам нужно защищать свои технологии, понятно, что наш отечественный производитель нуждается в защите, потому что он слабее.  Эти отрасли новейших технологий надо выращивать, как и специалистов.

А в сфере IT у нас есть одна фирма, которая называется «Лаборатория Касперского».  Это  многопрофильное предприятие занимает 18% рынка  антивирусной продукции.  У нас по нефти меньше, да и по газу у нас столько не набирается, если честно. Абсолютно наша фирма. Пример того, что вообще можно сделать при нормальной постановке вопроса. 

Что касается электронного правительства – я не специалист. Считаю, что если есть нормальное правительство, то его можно механизировать, а если правительство слабое -  то какая разница, электронное оно или неэлектронное. 

Есть некоторые вещи, которые кажутся самоочевидными, которые повторяют все, в том числе и политики очень высокого уровня. Одна из  таких тем  - необходимость поддержки отечественной высокотехнологической промышленности.  Это кажется бесспорным, и звучит так ровно до того момента, как мы начинаем разбираться, о какой конкретной промышленности в данном случае идет речь. Если речь идет, например, о поддержке отечественной оборонной промышленности, о необходимости закупать свое вооружение  - это одна ситуация. Это политика, которая в России проводится и  будет проводиться. Здесь есть очевидные успехи, впрочем, как и неудачи.

Но есть на уровне такого общего представления  вопрос - почему все наши компьютеры - импортные, и почему мы не делаем свои компьютеры? Я всегда с такой огромной опаской отношусь к попыткам эту ситуацию исправить. Дело в том, что все, что касается международного разделения труда, уже произошло. Поезд этот давно ушел. Россия никогда не будет производить процессоры, конкурирующие на мировом рынке с Intel. Все уже, этого рынка для нас нет. Здесь  мы импортеры  - навсегда. А вот танки, которые конкурируют на мировой  арене с танками вероятного противника, будем производить еще очень долго. Только  с такими уточнениями разговоры о поддержке отечественной высокотехнологичной промышленности имеет смысл. 

Что же касается электронного правительства,  - это пока не более, чем модная игрушка, как в России так и во всех странах мира. Есть какие-то вещи, именно высокотехнологические, которые уже внедрены в жизнь. Например, возможность заказать загранпаспорт через интернет и т.д.  Если речь идет об этом, то да, это - серьезная вещь, которую надо продвигать.  И  таких технологий  будет становиться все больше.

Если  же речь идет об обеспечении участия граждан в принятии решений с помощью современных средств связи, то здесь вопрос не столько в средствах связи и не столько в построении технической возможности для этого, сколько в гражданах.  И здесь нужно говорить не о готовности технологий, а о готовности граждан. Технологии-то есть, но граждане вряд ли к этому готовы. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".