Статья
17 Июля 2012 13:53

Подготовка к Фарнборо

<p>Основным трендом недели стала подготовка российских компаний к Фарнборо. РФ в рамках мероприятия интересен сегмент гражданской авиации, где представлены флагманские проекты Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) – SSJ и МС-21. На Фарнборо основными конкурентами российских разработок станут Embraer и Boeing. Бразильская авиастроительная компания представит новую модель - макет находящегося в разработке самолета бизнес-класса Legacy 500 (конкурент SSJ). А американская Boeing покажет чертежи окончательного варианта перспективной модели Boeing 737MAX (конкурент МС-21), которая должна выйти на авиалинии в 2017 году.</p>
<p>Предполагается, что Фарнборо будет менее успешным по контрактам. Тем не менее, мероприятие серьезно укрепит экспортные позиции российских компаний, которые последние годы испытывали финансовые сложности. Экономический кризис привел к росту кредитной задолженности в капиталоемких отраслях с длинными производственными цепочками. Не стал исключением и российский авиапром. Самолетостроительные компании, несмотря на значительные объемы госфинансирования на пике первой кризисной волны (весна 2009 года) аккумулировали высокий процент долговых обязательств (120 миллиардов рублей). Причем, 64 миллиарда рублей составляла необеспеченная задолженность, с которой компании самостоятельно справиться не могли.</p>
<p>При этом основная масса «плохих долгов» пришлась на лидера отрасли - «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК).</p>
<p>Финансовые трудности негативно отразились на реализации целого ряда ее стратегических проектов. Для того, чтобы поддержать гражданское и боевое авиастроение, правительство открыло госфинансирование ОАК. Однако на этот раз денежные средства шли не напрямую, а под жестким контролем профильных ведомств – Минобороны, Минпромторговли и Минфина.</p>
<p>Вторым направлением поддержки стали заказы со стороны госкомпаний и госкорпораций. На ключевые проекты отечественного автопрома подписались основные авиаоператоры как публичные, так и корпоративные. А базовыми заказчиками стали «Аэрофлот» и «Ростехнологии». Усилиями правительства и бизнес-структур финансовые показатели ОАК с кризисного 2009 года пошли вверх.</p>
<p>Так, выручка корпорации по итогам 2011 года превысила160 миллиардов рублей, а в этом году должна перевалить 200 миллиардов рублей.</p>
<p>Денежные средства пошли на развитие двух базовых проектов ОАК – SSJ и МС-21. Региональный лайнер SSJ до аварии в Индонезии оставался главной надеждой гражданского авиапрома РФ. Самолет уже получил крупный портфель твердых контрактов и продолжает наращивать их, несмотря на майскую трагедию. <br />
Экономические перспективы второго проекта ОАК - МС-21, до последнего времени оставались туманными, однако правительство продолжило финансировать и его. Для того, чтобы поддержать стратегический проект гражданского авиапрома, Кабмин открыл отдельный финансовый канал по линии ВЭБа. Госбанк подписал соглашение о стратегическом сотрудничестве в области гражданской авиации с ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Документ предполагал развитие долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества сторон в области гражданского авиастроения. В соответствии с соглашением, компании договорились сотрудничать в рамках организации финансирования перспективных инвестиционных программ ЗАО «ГСС» («Гражданские самолеты Сухого»), расширения финансирования программы Sukhoi Superjet 100 и создания современного конкурентоспособного механизма финансирования продаж самолета Sukhoi Superjet 100 на внутреннем и внешнем рынках с использованием различных финансовых инструментов (лизинга, экспортного финансирования и др.). Аналогичный механизм поддержки ВЭБ разработал и для проекта МС-21.</p>
<p>Параллельно крупный контракт на поставку МС-21 подписала «дочка» «Ростехнологий». В соответствии с условиями договора, корпорация «Иркут» в 2022-2025 годах поставит ООО «Авиакапитал-Сервис» 35 самолетов МС-21, в том числе 18 МС-21-200 и 17 МС-21-300, каждый из которых может перевозить по 150 и 181 пассажиру, соответственно. Суммарная стоимость контракта по каталожным ценам – $2,32 млрд. Контрактом предусмотрено, что самолеты МС-21 будут оснащаться двигателями ПД-14 ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация». Предполагается, что эксплуатантами самолетов будут преимущественно государственные заказчики.</p>
<p>Напомним, что опцион на поставку 35 самолетов МС-21 был заключен 17 августа 2011 года на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011. Тогда же корпорация «Иркут» обязалась в период с 2017 года по 2022 год поставить ООО «Авиакапитал-Сервис» 50 самолетов МС-21, в том числе 35 МС-21-300 и 15 МС-21-200, общей стоимостью $3,8 млрд. Параллельно «Ростехнологии» заключили рамочное соглашение по операционному лизингу 50 самолетов МС-21 с ОАО «Аэрофлот». Предполагаемый срок лизинга – 10 лет с возможностью продления.</p>
<p>Поддержка со стороны государства оказалась крайне своевременной. Финансирование позволило запустить новый этап разработки и форсировать выход МС-21 на европейский рынок. Кроме того, наличие якорных заказчиков серьезно усилило позиции ОАК. Корпорации стало проще вести переговоры на внешнем контуре.<br />
Тем не менее, несмотря на поддержку со стороны правительства, оба проекта остаются заложниками внутрироссийского спроса. Более того, самолеты столкнулись с технологическими проблемами: SSJ – на стадии сертификации, а МС-21 в ключевых технологических узлах. Презентация проектов на Фарнборо расширит возможности по их продвижению.</p>
<p><strong>Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".