Статья
14 Мая 2009 0:04

Подготовка к саммиту ШОС

<p>Продолжается подготовка к саммиту ШОС, который пройдет в июне в Екатеринбурге. В этом году Россия  председательствует в организации, объединяющей государства Центральной Азии, РФ и Китай. </p>
<p>15 мая в Москве в рамках подготовки к саммиту состоится заседание Совета глав МИД Шанхайской организации сотрудничества. Ожидается, что главы МИД обменяются мнениями по вопросу углубления делового сотрудничества в различных сферах деятельности ШОС, а также по важным международным и региональным проблемам.<br>
</p>
Комментарии экспертов
<p>Проблема ШОС очевидная. Если ЕВРАЗЭС, ОДКБ функционируют по принципу «Россия – остальные», и задача России – уговорить эти страны оказаться в орбите её интересов, всячески заманивая, обещая или деньги, или военную крышу, или еще что-то, то ШОС функционирует не в формате «Россия – остальные». Там есть Китай, что полностью меняет всё дело. Поэтому совершенно очевидно, что интересы России и интересы Китая (например, в регионе Центральная Азия) абсолютно противоположные. У нас там нет общих точек пересечения, мы конкуренты.</p>
<p>Возьмём ситуацию с туркменским газом. Мы пытаемся расширить систему газопроводов, Китай пытается построить газопровод на 40 миллиардов кубов себе. Так какое может быть сотрудничество, если 17 миллиардов кубов официально собираются взять с тех месторождений, которые являются ресурсной базой поставок для России? О каком сотрудничестве тут можно говорить? Строят газопровод из Казахстана, нефтепровод из Казахстана. То есть фактически речь идёт о том, что Китай активно претендует на то, чтобы самостоятельно входить в бизнес Центральной Азии и разворачивать потоки  углеводородов к себе. Мы даже как транзитёры там не нужны. </p>
<p>Поэтому здесь принципиальный вопрос. Совершенно ясно, что в этом главное тормозящее начало ШОС. А что такое ШОС - Россия, Китай и страны Центральной Азии. Страны Центральной Азии, видя, что там есть две большие страны, прекрасно понимают, что в перспективе надо делать какой-то выбор. Сделать выбор они не могут, и поэтому возникает такая иллюзия общей дружбы при отсутствии каких-то решений, что касается экономических и энергетических вопросов. То же самое, когда доходит до решения создать какие-то банки, ещё какие-то экономические структуры, эта проблема здесь всегда возникает. Когда мы говорим про военное сотрудничество, тоже возникает вопрос: а нам нужно с Китаем дружить и определяться? </p>
<p>Короче говоря, проблема ШОС заключается в том, что в России так и не поняли: Китай – это партнёр, конкурент, враг, потенциальный захватчик востока? Что такое для нас Китай? Мы никак с этим не определимся. Есть политики, который считают так, есть, которые считают иначе. Дискуссии идут, но точки мы не поставили. В ситуации с трубопроводами - это очевиднейший пример того, что мы являемся прямыми конкурентами. Кстати, мы выдвигали и идеи энергетического клуба в рамках ШОС. Ничего не сделано, потому что, видимо, ничего там и не нужно. Вот такая проблема, которая никуда не делась.<br>
</p>
<p>Шанхайская организация сотрудничества сейчас, безусловно, является важным военно-политическим фактором на постсоветском пространстве, хотя, конечно, не доминирующим. ШОС – это скорее некая переговорная площадка между Россией и Китаем по поводу вопросов, связанных с Центральной Азией. И если политическая составляющая данной организации в достаточной мере выражена (многие рассматривают ШОС как едва ли не противовес американскому влиянию на постсоветском пространстве), то военная составляющая пока достаточно рыхлая и размытая, несмотря на то, что Россия не так давно заявила о том, что в противовес учениям НАТО в Грузии в 2010 году наша страна готова инициировать проведение учений ШОС в Абхазии и Южной Осетии.</p>
<p>Но, тем не менее, создание таких объединённых вооружённых сил – это очень сложный многогранный процесс, особенно с учётом того, что и Россия, и Китай претендуют на статус сверхдержав, и согласовать оборонную политику им будет очень непросто. В этом плане у России, на мой взгляд, если брать военно-политическую составляющую, больше шансов «раскрутить» ОДКБ и в большей степени сделать ставку на неё в плане военно-политической интеграции постсоветского пространства, и прежде всего ресурсоёмких стран Центральной Азии. </p>
<p>Как бы то ни было, Шанхайская организация сотрудничества важна именно в плане коммуникации с Китаем, который в настоящий момент нельзя не учитывать, проводя активную внешнюю оборонную политику на территории Евразии.</p>
<p>Между Китаем и РФ сегодня есть ряд противоречий как на постсоветском пространстве, так и в мире в целом. Обе страны заинтересованы в том, чтобы как бы конкурировать с США и реализовывать политику тактического сотрудничества.</p>
<p>И поэтому сотрудничество в рамках ШОС, которое можно только привествовать, всё равно будет вестись с определённой опаской, с серьёзными оговорками. Поэтому ШОС в военном и отчасти в политическом отношении я считаю пока относительно рыхлой организацией, участники которой создали некий тактический альянс и пока не знают, как его преобразовать в стратегический. <br>
</p>
<p>ШОС превратилась в очень влиятельную организацию, прежде всего по причине того, что любая региональная организация, в которую входит Китай и Россия, конечно, сразу привлекает внимание. Других региональных форматов такого рода там сейчас нет. А учитывая, что происходящее вокруг в Центральной и Южной Азии, включая Афганистан и Пакистан, перемещается в центр мирового внимания (и американского, и европейского), конечно, такая организация с потенциалом для расширения своей деятельности очень важна. </p>
<p>Существуют некоторые разночтения в трактовке, поскольку Китай видит прежде всего экономическую составляющую, чтобы в экономической сфере продвигать сотрудничество, что для России не очень выгодно, потому что Китай просто намного мощнее нас. Россия больше хотела бы сделать упор на геополитическую составляющую для того, чтобы обозначить своё присутствие и присутствие региональных держав как ключевое, как быть дать понять другим силам, прежде всего США, что в этом регионе командуют и определяют правила игры не они. </p>
<p>Китай крайне осторожен. С одной стороны, он поддерживает эту цель. С другой стороны, не стремится к излишним шагам, которые могут вызвать недовольство Америки, поскольку с США Китай связывает глубочайшая экономическая взаимозависимость. </p>
<p>Как бы то ни было, я думаю, ШОС будет расти в значении. И с неизбежностью западным странам - и США, и Европе, придётся принимать во внимание ШОС как партнёра, потому что по мере осложнения ситуации в Афганистане и Пакистане (мало кто сомневается, что она будет осложняться), без участия Китая и России ничего решить невозможно. </p>
<p>Поэтому то предубеждение, которое изначально было к ШОС, например, у Америки, наверное, им придётся преодолевать, придётся смотреть не на фактор соперничества в регионе, который, конечно, имеет место, а на то, как совместными усилиями, вместе с ШОС, можно было бы решать проблемы, которые там складываются.<br>
</p>
25 Ноября 2016 Украина и Донбасс  МИД РФ обвинил Киев в саботаже Минска-2 Украина продолжает тянуть время и саботировать реализацию минских соглашений. Россия призывает Запад воздействовать на Киев для выполнения обязательств в рамках минского процесса. Об этом говорится в комментарии МИД РФ.  24 Ноября 2016 Украина и Донбасс  Лавров готов к встрече «четверки» По «дорожной карте» украинского урегулирования вряд ли удастся договориться до 29 ноября, когда предложено собрать встречу глав МИД «нормандской четверки», заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. В то же время он подчеркнул, что готов посетить это мероприятие. 8 Ноября 2016 Главное  Намеренное ухудшение Администрация США за несколько лет до президентских выборов 2016 года начала намеренно ухудшать отношения с Россией, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Эксперты отмечают, что в основе ухудшения отношений лежит несколько причин, в том числе субъективные.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".