Статья
1040 20 июня 2010 15:01

Подготовка к визиту в США

Президент России Дмитрий Медведев перед визитом в США дал интервью американской газете «The Wall Street Journal».

Президент России заявил, что во время визита в США намерен впервые посетить «Кремниевую долину».

«Я впервые собираюсь посетить «Кремниевую долину», - сказал Дмитрий Медведев.

«Это в значительной степени интересно мне как человеку, и, с другой стороны, мне интересно ознакомиться с теми достижениями, с теми компаниями, которые размещены в «Кремниевой долине» и которые представляют квинтэссенцию научно-технической мысли Соединенных Штатов Америки, и при этом впитывают в себя все лучшие силы, которые приезжают в США из других стран, в том числе - из России», - отметил президент.

При этом он подчеркнул, что «там очень много выходцев из России или же просто наших граждан».

По его словам, задача, которую он ставит перед собой в этой поездке, «проста и сложна, в то же время». «Я хочу посмотреть, как это устроено в «Силиконовой долине.» И нам бы хотелось создать что-то подобное, но, естественно, соответствующее нашим представлениям, в Российской Федерации», - добавил президент РФ.

Дмитрий Медведев напомнил, что «есть такой проект «Сколково», который был уже подготовлен и по которому есть решение».

«Мы хотим создать отдельный инновационный город недалеко от Москвы, куда привлечь частные инвестиции как российские, так и иностранные. Поэтому знакомство с опытом «Кремниевой долины» мне представляется весьма и весьма любопытным», - отметил президент РФ.


Россия готова поддержать европейские страны, испытывающие финансовые трудности, через реализацию совместных проектов, но не путем денежных вливаний, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

«Есть целый ряд проектов, где мы действительно работаем с государствами, у которых сегодня ослабленная экономика. И если рассматривать это сквозь призму наших отношений в этой сфере, по таким проектам, то, наверное, да (готовы помочь). А если говорить о прямых финансовых вливаниях, желательно, чтобы все-таки это делали партнеры по Евросоюзу», - сказал Медведев в интервью «The Wall Street Journal».

По его словам, «от того, насколько хорошо обстоят дела на европейском континенте, в конечном счете, зависит и наше благополучие, поэтому мы очень внимательно наблюдаем за ситуацией».

«У нас есть отдельные отношения со всеми странами и, в том числе с теми, которые сейчас попали в трудную ситуацию, с Грецией и с Испанией и с Португалией. И конечно, мы будем учитывать это в наших отношениях. Но я все-таки считаю, что основные меры поддержки должен предпринять Евросоюз, и они такие решения приняли», - сказал Дмитрий Медведев.

По словам Дмитрия Медведева, его беспокоит проблема, каким образом побудить слабеющие экономики осуществлять жесткую экономическую политику. Иначе, считает президент, возникает угроза второй волны кризиса.

«От того, насколько последовательными будут правительства государств со слабеющей экономикой в реализации этих экономических мер, и зависит успех общей политики по преодолению кризиса, который возник некоторое время назад в экономике Евросоюза. Вообще это все настораживает, потому что, конечно, это может восприниматься и как вторая волна того кризиса, который возник в конце 2008 года, это очевидно», - сказал президент РФ.

Он сообщил, что будет говорить об этом в пятницу на Петербургском экономическом форуме.

Говоря о ситуации в России, Медведев отметил, что «у нас рост умеренный, но неплохой - около 4 процентов сейчас».

«Я считаю, что это уже неплохой показатель, и именно поэтому нам нужно думать о стратегии выхода, конечно, при этом сохранив отдельные стимуляционные меры, нельзя все сразу бросить», - подчеркнул президент.

Он напомнил, что в прошлом году Россия истратила на поддержку собственной экономики около 200 млрд. долларов.


Президент РФ Дмитрий Медведев не преувеличивает угрозу возможного провала единой европейской валюты на фоне слабостей ряда национальных экономик, но и не исключает такой опасности.

По его словам, он пока не опасается такого развития ситуации.

«Но такой опасности исключать нельзя хотя бы потому, что возникла уникальная ситуация. Не так давно у нас был саммит с Евросоюзом. Он регулярно проходит, два раза в год: Россия-Евросоюз. Есть, кстати, и такой же саммит Америка-Евросоюз, если вы знаете. Так вот, на этом саммите мы обсуждали ситуацию. Она действительно выглядит уникально», - заявил Медведев в интервью американской газете «Wall Street Journal».

«Сегодня в Европе есть государства со слабой экономикой и сильной валютой, чего никогда не было в истории человечества, никогда не было во всемирной экономической истории, потому как эта валюта носит наднациональный характер. Но она, в конечном счете, определяется экономической мощью отдельных государств, и некоторые из них - это слабые звенья. И вот как это все «поженить», каким образом это будет работать в относительно дальней перспективе или даже среднесрочной перспективе, - это вопрос». - отметил Медведев.

По его словам, «именно поэтому его так сейчас усиленно и обсуждают».

«И именно поэтому в ряде стран активизировались так называемые «партии национальных валют»: партия немецкой марки, партия французского франка. Это такая, в общем, достаточно серьезная угроза для Евросоюза как единого рынка и как союза между европейскими государствами», - подчеркнул президент РФ.

«Поэтому я не преувеличиваю угрозу, но ее недооценивать нельзя», - сказал он в заключение.

Президент РФ в ходе предстоящего визита в США намерен поднять тему вступления России в ВТО, которую он сравнивает с «застарелой болезнью».

«Есть еще ряд застарелых болезней, таких, например, как наше вступление в ВТО. Американские партнеры обещали нам здесь свою поддержку. Не знаю, как будут развиваться события, но я хотел бы поговорить об этом с моим коллегой и сделать все для того, чтобы вступление РФ в ВТО наконец состоялось. Как принято говорить, шарик здесь на стороне американцев», - сказал Дмитрий Медведев в интервью.

Он также сообщил, что на переговорах с Бараком Обамой «хотел бы сделать упор» на экономическом сотрудничестве между Россией и Соединенными Штатами Америки.

«Мы за последнее время укрепили наше сотрудничество в сфере безопасности, но мы существенно не улучшили контакты в области экономики. Это не значит, что их нет: и инвестиции существуют, и объем торгового оборота измеряется десятками миллиардов долларов, но это все равно не тот уровень, который приличествует России и Америке. Вот об этом я надеюсь поговорить», - отметил президент РФ.

Президент России заявил, что Киргизия отозвала свою просьбу о направлении в страну российских миротворцев.

«Что касается ее обращений к нам по поводу использования российского миротворческого контингента, то пока, во всяком случае, как мне представляется, в этом необходимости нет, и наши киргизские партнеры пока свою просьбу отозвали», - сказал Дмитрий Медведев в интервью «The Wall Street Journal».

По его словам, власти Киргизии «сами должны справиться с этой ситуацией, это внутренняя проблема».

Российский президент также коснулся сценариев развития ситуации в Киргизии, заявив, что самым опасным из них бы легальный приход к власти радикалов и развитие там «афганского сценария периода талибов».

«Я могу сказать, что, конечно, самым опасным был бы следующий сценарий: если порядок не будет наведен, но в то же время возникнет необходимость проводить выборы, политический ландшафт в Киргизии будет сегментирован на целый ряд участков, вначале они будут создавать очень сильное внутреннее напряжение полемику в парламенте, будут возникать какие-то группы, а по той Конституции, которая предлагается к принятию, Киргизия должна превратиться из президентской республики в парламентскую, что, конечно, весьма опасная вещь, имея в виду неустойчивость власти в Киргизии», - сказал он.

«Но самым опасным сценарием был бы приход к власти радикалов, причем абсолютно таким легальным путем, - считает президент РФ. - Когда население разуверится в способности гражданских властей навести порядок и скажут, что есть только одна сила, которая способна это сделать, тогда мы можем получить Киргизию, которая будет развиваться по афганскому сценарию, афганскому сценарию периода талибов, а это было бы, на мой взгляд, весьма и весьма прискорбно и крайне опасно для нашей страны и для других стран Центральной Азии».

Власти Узбекистана заняли аккуратную и сбалансированную позицию по ситуации в Киргизии, считает Дмитрий Медведев.

«Я поговорил с президентом Узбекистана, как раз когда все это начиналось. Мы, кстати, сначала были с ним на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте, когда обострение произошло, а потом еще мы созванивались. Но, на мой взгляд, сейчас руководство Узбекистана занимает очень аккуратную, взвешенную позицию по этому поводу - принимает беженцев, в то же время не нагнетает, что называется, там каких-то страстей», - сказал Медведев.

Президент РФ считает, что «вот такая сбалансированная позиция способна помочь решению проблемы».

«Я говорил об этом и с другими партнерами, говорил об этом неоднократно с президентом Казахстана. И здесь в целом у нас очень близкое понимание источников этой проблемы и возможного развития, возможного сценария по Киргизии», - отметил он.

Американская база в Киргизии должна рано или поздно прекратить свое существование, считает президент РФ Дмитрий Медведев.

«Очевидно, что эта база, - и это моя позиция, я ее открыто говорю, - она не должна существовать вечно, она должна, на мой взгляд, решить конкретные задачи и завершить свою работу», - заявил он.

Он добавил, что «этот вопрос, наверное, и является самым дискуссионным: надо ли еще что-то делать или не надо что-то делать».

«В любом случае, мы с Соединенными Штатами Америки сотрудничаем по Афганистану. Вы отлично знаете, мы разрешили транзит и невоенный, и военный. И с нашей точки зрения, мы оказываем максимальную поддержку в выполнении Америкой и некоторыми другими странами той миссии по наведению порядка в Афганистане, которая сегодня проходит», - заметил президент РФ.

Он подчеркнул, что «вопрос (иностранных) баз не входит в компетенцию российского руководства». «Но если Вам угодно знать мое мнение, то я еще раз подчеркиваю, такого рода объекты, они не должны иметь постоянного применения, а должны завершать свою работу после выполнения соответствующих операций», - заявил Медведев.

Президент подчеркнул, что «никогда не был против базы американцев, потому что эта база - на территории Киргизии».

«Я же не президент Киргизии, я - президент России. У нас нет американской базы, и она нам не нужна. Если киргизское руководство в какой-то момент посчитало, что эта база им нужна, это их решение», - заметил он.

Президент РФ напомнил, что решение о базе принималось в начале этого десятилетия и согласовывалось на самом верхнем уровне. «Когда началась кампания в Афганистане и потребовалась помощь нашим американским партнерам. Россия тогда поддержала эту идею, сказав, что если это нужно, если это для борьбы с терроризмом, если это для наведения порядка, пожалуйста», - рассказал он..

«Судьба этой базы в руках руководства Киргизии. Пусть решают», - заключил Дмитрий Медведев.

Президент России не уверен, что иранская ядерная программа носит исключительно мирный характер и обеспокоен возможностью распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке.

«Мне бы, конечно, очень хотелось, чтобы иранская ядерная программа (а они на нее имеют право) была исключительно мирной. Но я вполне могу допустить, что у этой программы есть разные измерения, особенно принимая во внимание то, с какой настойчивостью они добиваются ряда целей», - сказал Дмитрий Медведев в интервью «The Wall Street Journal» в преддверие визита в США.

По его словам, «если все-таки, в конце концов, здесь возникнет угроза создания ядерного оружия, это будет очень большой проблемой для Ближнего Востока».

«Когда я посещал некоторые страны Африки, страны Ближнего Востока, то мне прямо было сказано, что наличие ядерного оружия у Ирана спровоцирует волну создания ядерного оружия, атомных бомб у целого ряда государств, которые расположены там. Ну а если оно появится в таком количестве, вот это будет очень страшная угроза. Потому что когда в таком взрывоопасном регионе, как Ближний Восток, такая концентрация ядерного оружия, вероятность его применения возрастает в сто крат, возрастает очень серьезно» - подчеркнул президент РФ.

Как отметил Медведев» «хватит уже того, что соответствующее оружие имеют соседи Ирана, и, кстати, там тоже есть вопросы о том, каким образом они этим оружием будут пользоваться».

Президент подчеркнул, что «уже то плохо, что наш ядерный клуб имеет формальных членов и, надеюсь, ответственных членов, таких как Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, соответственно, Франция, Великобритания, Китайская Народная Республика, и есть неформальные члены этого клуба, которые в клуб входят, но у которых нет никаких полномочий».

«Все знают прекрасно, что эти страны ядерные, и что за их президентами или премьер-министрами носят ядерный чемодан. Уже это очень большая опасность для мира. И чем больше будет таких стран, тем эта опасность будет выше», - предупредил он.

Президент РФ считает, что при договоренностях о коллективных санкциях в отношении Ирана, они не должны носить односторонний характер, нужно действовать коллегиально.

«Если мы с Вами сейчас договорились, мы с Соединенными Штатами договорились о том, что эти санкции носят коллективный характер, то односторонние санкции, будь то санкции Соединенных Штатов Америки, Евросоюза, каких-либо других стран, они будут ухудшать ситуацию, потому что они ни с кем не согласованы», - заявил Дмитрий Медведев в интервью «The Wall Street Journal».

«Но в то же время они будут наносить ущерб и нашим договоренностям, потому что, в конечном счете, под эти санкции могут попасть другие государства, а, что называется, мы об этом не договаривались, когда планировали совместную резолюцию и когда принимали ее в Совете Безопасности ООН», - добавил он.

«Поэтому, на мой взгляд, ситуация должна быть такой: да, с Ираном нужно выстраивать диалог, в необходимых случаях - давить и призывать к конструктивной позиции, ни в коем случае не создавать проблем для гражданского населения и действовать коллегиально, действовать коллективно», - подчеркнул он.

По его словам, именно такой подход позволит добиться результата. «Вот если мы будем так ответственно себя вести, я уверен, что, в конце концов, мы добьемся результатов», - сказал президент.

Президент РФ Дмитрий Медведев в интервью «The Wall Street Journal» заявил, что его отношения с премьер-министром страны Владимиром Путиным никак не изменились.

«С формальной точки зрения, они, конечно, изменились, потому что я работаю президентом, а он стал премьер-министром. И этим все сказано», - сказал Медведев.

«Если же говорить о персональном факторе, то, наверное, они никак не изменились. У нас добрые и товарищеские отношения. Мы с ним общаемся, регулярно встречаемся, обсуждаем самые разные вопросы, а их достаточно. То есть, с формальной точки зрения, изменились очень сильно, с личной точки зрения, надеюсь, не изменились почти никак», - добавил президент РФ.

Он отметил, что «неоднократно об этом говорил, потому что президент - это президент, по Конституции - это глава государства и верховный главнокомандующий. Премьер-министр занимается экономикой».

Дмитрий Медведев подчеркнул, что «в этом смысле у нас несколько иная система, отличная от Соединенных Штатов Америки. Она ближе к французской, наверное. Хотя в значительной мере уникальная, потому что это российская система».

Комментарии экспертов

Заявление Медведева – это такие программные тезисы, которые определяют общее видение Москвой дальнейшего развития отношений с США. Здесь речь идёт скорее о демонстрации намерений, которые могут частично получить воплощение в результате визита.

Заявления Медведева не подразумевают обязательную реализацию, но, тем не менее, определённый вектор отношений они определяют. Во всяком случае, в том виде, в каком их видит Москва. Нужно обратить внимание, что с той позиции, которую Москва озвучила, Москва и будет строить переговоры с американской стороной. И та повестка дня, которую российский президент обозначил в интервью The Wall Street Journal, будет в большей степени соблюдаться и выполняться.

Другое дело, что стремление России следовать озвученной повестке дня не означает того, что встречное желание будет продемонстрировано и американской стороной. В любом случае, получится какой-то единый контент, который и будет рассматривать в ходе двусторонних консультаций.

Но уже сейчас ясно, что Москва намеревается активизировать экономический сегмент отношений с США. Неслучайно, что визит пройдёт сразу после окончания международного экономического форума в Петербурге, где присутствовала достаточно большая американская делегация. С апреля, то есть с момента подписания договора об СНВ, Кремль не скрывает желания активизировать экономический сегмент взаимодействия с США. Другое дело, что пока встречного желания эти усилия не вызывают.

Можно отметить, что публикация в The Wall Street Journal совпала с выходом программного заявления государственного департамента США, которое было озвучено помощником государственного секретаря по делам Европы и Евразии Филиппом Гордоном и касалось исключительно отношений с Россией.

Если говорить о перспективах вступления России в ВТО, то, по мнению американской стороны, далеко не все требования, необходимые для завершения этого процесса, Москва сейчас выполнила. Есть некоторые разночтения относительно того, по каким направлениям экономики будет строиться диалог в двустороннем формате. Какое-то концентрированное внимание к экономическому сегменту отношений переговоры не продемонстрируют. Скорее будет попытка развивать только те направления в рамках этого трека, которые будут для США интересны. А комплексного многостороннего обновления и оптимизации экономического сегмента отношений, скорее всего, не состоится.

Что касается совпадения и несовпадения позиций по международным проблемам, то здесь позиции России и США априори не могут совпадать, потому что каждая из сторон диалога претендует на статус ведущих мировых лидеров. Это значит, что Россия и США стремятся проводить свою самостоятельную политику, не зависящую друг от друга. В этом контексте речь может быть скорее о каком-то тактическом совпадении, но о стратегическом единстве мнений речи идти не должно.

В общем-то, это демонстрирует и ситуация по Ирану. Хотя Россия поддержала санкции, принятые Совбезом ООН, тем не менее, Москва выступает против расширения самого режима санкций, которые сейчас в двустороннем порядке пытаются провести США и ЕС.

Нет ясности относительно того, как Россия и США будут разграничивать полномочия на постсоветском пространстве. Неслучайно, что Америка достаточно ограниченно и даже скептически отреагировала на возможность совместного проведения гуманитарных операций в Киргизии. Для Вашингтона такая инициатива пока представляется не очень отвечающей американским национальным интересам.

Нет единства позиций по вопросу ближневосточного урегулирования. Москва здесь старается играть в свою игру, а у Вашингтона существует несколько другой вектор. Более того, Москва сейчас претендует на статус самостоятельного субъекта, а для Вашингтона такая позиция неприемлема, потому что они хотят монопольно контролировать процесс ближневосточных переговоров.

Я думаю, что ощутимые сегменты, по которым две страны находятся близко – это обеспечение глобальной безопасности, укрепление режима нераспространения ядерного оружия. Вторая тема – это поиск путей преодоления негативных последствий экономического кризиса. Даже здесь, в экономическом направлении американцы стараются проводить свою программу, когда как российский взгляд на проблему отличается от американского. Также нужно отметить борьбу с терроризмом. Тем не менее, системного единства позиций нет и не будет, пока оба государства будут претендовать на статус мировых лидеров.

Интервью, которое традиционно даёт президент одной из газет страны, в которую осуществляется официальный визит, как правило, вызывает некоторый интерес. Естественно, что у России и США есть широкое совпадающее поле международных проблем и есть расходящиеся поля. Россия и США занимают общую позицию по вопросу нераспространения оружия массового поражения, по вопросам борьбы с международным терроризмом, по укреплению мировой финансово-экономической системы, по урегулированию ближневосточной проблемы и т.д.

В то же время, естественно, есть сфера расходящихся интересов. Америка, как известно, выступает за гораздо более жёсткие санкции в отношении Ирана или Северной Кореи, нежели Российская Федерация. Мы по-разному смотрим на то, что происходит в Афганистане, особенно с точки зрения наркотрафика и производства наркотиков в этой стране. У нас несимметричные отношения с Евросоюзом, со странами бывшего Советского Союза. Американцы создают систему противоракетной обороны, которая вызывает вопросы России.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".