Комментарий
558 13 июля 2011 0:52

Подытоживание задач

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков

Как обычно в конце весенней сессии, президент встретился с лидерами четырех думских фракций. О чем конкретно шел разговор и с чем к президенту пришла каждая фракция - об этом мы еще будем узнавать от участников встречи. Но, даже судя по краткому вступительному слову Дмитрия Медведева, размещенному на президентском сайте, понятно, что разговор должен был получиться отнюдь не ритуальным.

Обращает на себя внимание, что по поводу сделанного президент ограничился весьма сдержанным эпитетом - «неплохо». Неплохо было то, что президентские законопроекты по реформе политической и избирательной системы вызвали в парламенте «жесткую», но «в то же время содержательную дискуссию». Неплохо, считает президент, и то, что политическая система в целом после «фазы покоя» пришла в «определенное движение». Однако, почему бы не сказать прямо, что это - хорошо?

Представляется, что такая осторожность президента в выборе оценочных терминов вызвана не только и не столько особенностями личного стиля. Скорее всего, сыграло свою роль видение перспективы. Отчетливое понимание того, что политическая модернизация делает лишь самые первые, предварительные шаги. И что впереди, на самом деле, предстоит тяжелейшая работа по переделке всей многовековой матрицы отечественной политической традиции.

Тут президент выделил три основных задачи: одну - для решения уже в ближайшие полгода, и две - на длительную перспективу.

Задача краткосрочная - это, понятно, декабрьские выборы. В Госдуму, а также региональные и муниципальные выборы в тридцати семи субъектах федерации. Президент ждет от парламентских партий открытой и честной избирательной кампании. А как следствие - справедливых выборов. Смысл этого запроса - не в том, чтобы кому-то и чему-то «соответствовать», а в том, чтобы сформировать современный и ответственный парламент. Можно добавить - и легитимный парламент, что исключительно важно, поскольку ему предстоит решать «огромное количество задач, стоящих перед страной».

Из этого огромного количества задач особо выделяются две собственно политические - «децентрализация управления» и дальнейшая корректировка «межбюджетных отношений».

Децентрализация управления или, по-европейски говоря - деволюция властных полномочий, - труд неподъемный. Это только кажется, что легко толкнуть «камень полномочий» с верха властной иерархии на нижние этажи, мол под гору «сама пойдет». В реальности задачка скорее напоминает «Сизифов труд»: «катить» придется явно в гору, преодолевая сопротивление множества бюрократических инстанций буквально на каждом шагу. Присутствие в регионах до тысячи подразделений различных федеральных ведомств говорит само за себя!

Вплотную к этой задаче примыкает и замысел корректировки межбюджетных отношений. И в особенности в пользу муниципалитетов. Тут ведь вот какой фокус. По конституции местное самоуправление в систему государственной власти не входит. Оно - как бы независимо. Но в реальности получается, что при действующей системе распределения налогов и сборов муниципальные бюджеты формируются по остаточному принципу. То есть получают крохи на решение самых острых и наиболее насущных для граждан проблем.

И в результате от независимости местного самоуправления не остается даже видимости - все муниципалы должны идти на поклон к своему губернатору. А тот, в свою очередь, прочно встроен в единую систему исполнительной власти и наделяется властными полномочиями в весьма централизованном порядке. Вот и получается, что проблемы, скажем, деревеньки Сагра при нынешнем уровне централизации управления решаются чуть ли не непосредственно в Кремле. То есть, по определению, не решаются или решаются в режиме форс-мажора.

На Петербургском экономическом форуме президент сообщил о своем намерении создать рабочую группу высшего уровня для подготовки первых реформаторских шагов в этом стратегическом направлении. Персональный состав группы пока неизвестен, но, думается, что руководители думских партийных фракций в этом деле поучаствовать должны.

Так что, судя по всему, у партийцев после встречи с Медведевым настроение должно быть отнюдь не каникулярное. Скорее всего, они получили серьезное «задание на лето».

Леонид ПОЛЯКОВ

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".