Статья
27 Мая 2010 7:13

Поездка Путина в Финляндию

Глава правительства РФ Владимир Путин прибыл в аэропорт финского города Лаппеенранта, где встретился с премьер-министром Финляндии Матти Ванханеном.

В здании железнодорожного вокзала Путин и Ванханен осмотрели состав скоростного поезда, который будет совершать рейсы по маршруту Хельсинки - Санкт Петербург.

Вслед за этим главы правительств РФ и Финляндии примут участие в заключительном заседании инновационного форума Россия - ЕС, после чего состоится беседа двух премьеров.

Ожидается также подписание совместных документов.

Премьеры РФ и Финляндии осмотрели скоростной поезд «Аллегро»

Премьер-министры РФ и Финляндии Владимир Путин и Матти Ванханен приняли участие в презентации скоростного поезда «Аллегро», запуск которого по маршруту Хельсинки- Санкт-Петербург состоится в конце этого года.

Максимальная эксплуатационная скорость поезда составит 220 км в час. Планируется, что поезд «Аллегро» будет преодолевать расстояние между Санкт-Петербургом и Хельсинки сначала за три с половиной часа, а впоследствии - за три вместо сегодняшних пяти с половиной.

«Аллегро» состоит из семи вагонов, в каждом из которых 350 посадочных мест. Весь поезд спроектирован как зона для некурящих.

Планируется, что в 2011 году нынешние поезда, которые следуют по данному маршруту – «Сибелиус» и «Репин», будут полностью сняты с эксплуатации, а скоростные «Аллегро» будут ходить три раза в день.

«Этот проект - блестящий пример хорошего, плодотворного сотрудничества между железными дорогами России и Финляндии», - сказал Матти Ванханен. По его словам, все формальности по таможенному оформлению, по пересечению границы будут выполняться в поезде во время движения.

Финский премьер также рассказал российскому коллеге о технических характеристиках поезда.

«Все эти детали, технические на первый взгляд, достаточно долго и подробно прорабатывались, в том числе и в том, что касается пограничных и таможенных формальностей», - сказал Путин. Говоря о сроках, он подчеркнул, что «у нас все получается, мы все сроки выдерживаем».

В свою очередь президент железнодорожного концерна Финляндии VR Микаэль Аро рассказал российскому премьеру, что в скором времени поезд отправится на территорию России для сертификации. «Российская сертификация должна быть готова 9 декабря, 12 декабря должна начаться эксплуатация поезда», - сообщил Микаэль Аро.

По его словам, 1 декабря планируется пустить первый поезд.

«Мы хотели бы пригласить премьеров (России и Финляндии) поучаствовать в этом пуске», - добавил он.

«Покатаемся», - сказал Владимир Путин.

В ходе нынешней презентации поезда главы правительств двух стран прошлись по одному из вагонов, пообщались с проводниками, а также посидели в кабине машиниста.

Ранее пресс-служба правительства РФ сообщала, что проект по организации скоростного сообщения между Россией и Финляндией реализует российско-финское предприятием Oy Karelian Trains Ltd., созданное ОАО «РЖД» и VR Group. Соответствующее соглашение было подписано сторонами в ноябре 2006 года в Хельсинки в присутствии президентов двух стран.

Россия передаст Финляндии в аренду свою часть Сайменского канала

Глава правительства РФ Владимир Путин считает договор о передаче Финляндии в аренду российской части Сайменского канала на 50 лет событием, свидетельствующим об особом характере взаимоотношений двух стран.

«Что касается подписания сегодня документов о продлении аренды Финляндией российской части Сайменского канала, то это событие особого значения. Договор имеет не только экономическое значение, но и общегосударственное, в самом широком смысле этого слова», - заявил Путин в ходе беседы с премьер-министром Финляндии Матти Ванханеном.

Он подчеркнул, что данный договор экономически важен как для России, так и для Финляндии.

«Продление на 50 лет говорит все-таки об особом характере наших отношений, говорит о доверии друг другу и желании сотрудничать и выстраивать сотрудничество на длительной, без всякого преувеличения, исторической перспективе», - сказал Путин.

В Лаппеенранта Владимир Путин и Матти Ванханен подписали договор о передаче в аренду Финляндии российской части Сайменского канала и прилегающей территории.

Этот документ должен заменить заканчивающий свое действие Договор 1962 года об аренде Финляндией советской части канала. Соглашение призвано придать новый импульс транспортному сотрудничеству двух стран.

Общая протяженность Сайменского канала составляет 57,3 км с морским фарватером, из них 23,3 км - на территории Финляндии, 19,6 км - на арендуемой Финляндией российской территории и 14,4 км - на территории России. Канал доступен для прохода речных, озерных и морских судов.

Максимальная проектная пропускная способность канала составляет 11 500 судов в оба направления, грузооборот - 4,6 млн. тонн за навигационный период.

Наиболее значительные объемы перевозок приходятся на сырьевую древесину и пиломатериалы, бумагу и целлюлозу, сырьевые минералы, а также пассажирские перевозки, в том числе проход маломерных судов. Перевозки финскими и российскими судами сопоставимы по объему.

Трудности, с которыми в последнее время столкнулась европейская экономика, носят временный характер, и ЕС с ними справится, уверен премьер-министр РФ Владимир Путин.

«Я лично считаю, что, конечно, нашим партнерам удастся справиться. У меня никаких сомнений нет, вопрос только в цене. А это уже зависит от конкретных шагов руководства ЕС», - сказал он на пресс-конференции.

При этом российский премьер-министр предположил, что для разрешения экономических трудностей придется «пойти на жертвы», но европейские правительства, по его словам, «делают это достаточно решительно».

Одновременно Путин отметил и положительные стороны нынешней экономической ситуации в ЕС, упомянув такой фактор, как ослабление евро.

«Ослабление евро, как известно, создает более благоприятные условия для экспорта, а экономика еврозоны в основном - это экспорто-ориентированная экономика. Так что здесь есть и плюсы, и минусы», - сказал Путин.

«Мы очень заинтересованы, чтобы у наших основных партнеров, а на ЕС приходится 50 с лишним процентов нашего внешнеторгового оборота, все было нормально, не было никаких кризисов и катаклизмов», - добавил он.

Премьер также отметил, что не все решения регуляторов, которые на первом этапе вызывают негативную реакцию рынка, на самом деле ухудшают ситуацию. «Рынки по-разному реагируют. Иногда и негативно реагируют, как в случае с решением по «шортам» в ФРГ (запрет на необеспеченные короткие продажи ряда ценных бумаг - ИФ). Я не уверен, что это неправильное решение, если посмотреть на среднесрочную перспективу. Если были опасения, что против евро выработана какая-то спекулятивная стратегия, то эти действия вполне обоснованы», - сказал Путин.

Премьер-министр РФ Владимир Путин убежден, что Россия и Евросоюз в последние годы доказали умение плодотворно сотрудничать в разных областях.


«Сразу скажу: мы, разумеется, приветствуем активизацию диалога с европейскими партнерами по вопросам инноваций и научных разработок. Мы заинтересованы в повышении качества нашего взаимодействия, в увеличении его интеллектуальной и технологической составляющей», - сказал Владимир Путин, выступая на первом инновационном форуме «Россия-ЕС», проходящем в Финляндии.

«За последние годы Россия и Евросоюз доказали, что могут плодотворно сотрудничать в самых разных областях. Мы значительно укрепили торговые связи, вместе участвуем в реализации крупных инфраструктурных и энергетических проектов», - сказал глава правительства РФ.

По его мнению, «все более очевидной становится взаимозависимость» России и Евросоюза. «Необходимость работать рука об руку. И в России, и в Евросоюзе ширится понимание того, что такая работа делает для всех нас позитивного, и есть полное понимание того, что она делает нас сильнее», - отметил он.

По словам Путина, в результате такой работы открываются новые возможности как перед отдельными гражданами, так и перед бизнесом.

Комментарии экспертов
<p>Стремление к инновациям, конечно, свойственно всем государствам. И существует много теорий, которые объясняют, что из себя представляет современное информационное, постиндустриальное общество. То есть целые социальные, гуманитарные концепции строятся вокруг того, что современное развитое общество – это, прежде всего, общество знаний, а значит общество людей, ими обладающих и умеющих их применять, и, соответственно, это общество инноваторов.<br />
<br />
Другое дело, что есть государства, у которых шансов создать постиндустриальную экономику практически нет. Многие государства Азии и африканские страны никогда не догонят страны Европы, США и наиболее развитые страны Азии (такие, как Япония и Корея). У них даже нет шансов на это развитие. Они в реальности обречены. У них нет потенциала. Многие обладают хорошими запасами сырья, но они даже неспособны это сырьё самостоятельно добывать. То есть они владеют запасами, но полностью обеспечить добычу не могут.<br />
<br />
В этом плане у России, при её огромном отставании, есть хоть какие-то надежды, потому что в ряде сегментов высокотехнологичной экономики у нас есть советский запас, который мы уже хоть и проели, но другие страны в силу целого ряда причин не успели добежать до тех высот, которые мы заняли ещё в советское время. Это, например, атомная промышленность, частично - ВПК. Человечество после краха Советского Союза стало медленнее развиваться. У него потеряно чувство опасности, и поэтому инноваций также становится меньше. В последние несколько лет каких-то серьёзных инноваций, которые радикально нашу жизнь перепахали, очень мало. Такого, как сотовые телефоны или интернет, уже не происходит.<br />
<br />
У нас есть хотя бы возможности. Понятно, что погоня за инновациями – это общий тренд, но нам нужно не просто за ними гнаться. Мы отстали, и мы должны пробегать эти расстояния. Другие страны, страны Запада и Северной Америки, наиболее развитые страны Азии постепенно идут вперёд по проторенной дорожке, а мы за ними пытаемся успеть и как-то до них добежать. У огромного числа стран Азии и Африки нет никаких шансов. Если вы бежите марафон и находитесь на 41-ом километре, а ваши конкуренты – на 2-ом километре, то они вас уже не догонят.<br />
<br />
Что касается визита в Финляндию, то у Финляндии тоже есть несколько уникальных моментов с точки зрения инноваций. Казалось бы, северная страна с небольшим населением, и (в отличие от соседней Норвегии) лишённая серьёзных полезных ископаемых. Но, тем не менее, мы прекрасно знаем структуру финского ВВП: там есть компания Nokia, которая носит достаточно серьёзный вклад в ВВП Финляндии.<br />
<br />
Второй момент. В Финляндии есть уникальный опыт приполярного университета, который является инкубатором инноваторов. Это достаточно уникальная штука с точки зрения того, что мы привыкли, что у нас две трети страны в таком климате, что там инноваторы жить-то не могут просто по физиологическим соображениям. Тем не менее, в Финляндии есть заполярный университет – и университет, и бизнес-инкубатор в одном флаконе.<br />
<br />
По крайней мере, два этих момента уже делают Финляндию любопытной с точки зрения инноваций. Нужно сказать, что там в последнее время к гуманитарной сфере очень неплохо подтягиваются люди, по энергетике и не только делаются любопытные исследования. Финны начинают развивать и новые направления, потому что инновации не стоит понимать только как новые железки. Вопрос инноваций - в том числе вопрос и социальной модернизации страны. Значит, нужны и гуманитарные инновации.<br />
<br />
Пожалуй, вот три момента, на которые интересно обратить внимание в финских инновациях: опыт Nokia, как основной высокотехнологичной компании, которая вносит вклад в ВВП, опыт заполярных университетов и опыт догоняния страны, которая никогда не отличалась в гуманитарных науках и, тем не менее, в последнее время достаточно неплохо развивается в этом направлении.</p>
<p>Российская тяга к инновационному развитию обнаруживает проблемы, имеющие  место в нашей стране. Даже не столько экономические и технологические (хотя они, безусловно, очевидны), сколько социальные.</p>
<p>Дело в том, что  инновации и потребность делать жизнь лучше характерны для общества, у  которого есть внятные запросы на будущее и внятное понимание картины  будущего. А российское общественное мнение ищет свой идеал чаще в  прошлом. Например, в таких фрагментах, как празднование Дня Победы и других  исторических дат, значимость которых постепенно, конечно, снижается, а не  повышается. Поэтому пока российское общественное мнение думает не про  завтра, а про виртуальное вчера, инновационный настрой страны будет  ниже, чем следовало бы.</p>
<p>В Европе, как правило, инновации не приобретают такого характера национального увлечения, как у нас. В этот сектор вкладывается много, но вкладывается в основном крупными корпорациями, банками и инвестиционными фондами. <br />
 <br />
В США, напротив, инновации подчинены рыночным законам и, как правило, финансируются через привлечение денег на биржи, то есть через создание публичных компаний, стартапов, венчурных фондов и т.д. Поэтому в США на единицу инноваций объективно приходится гораздо больше экономической суеты. Складывается впечатление, что в США самая инновационная экономика, потому что вокруг инноваций идёт намного больше разговоров и финансовой активности, и публичность этого процесса гораздо выше по той простой причине, что именно через публичность достигается финансирование большинства проектов. <br />
 <br />
В Европе, как правило, огромное количество весьма инновационных компаний развивается гораздо спокойнее и тише, чем в США. Если мы посмотрим на германскую экономику, то пример, который для американцев и даже для россиян звучит дико: среди 500 крупнейших компаний Германии по производству продукции 80% никогда не выходили на биржу, в то время как среди американских публичными компаниями, то есть торгующимися на бирже, являются больше 90%.<br />
<br />
Таким образом, в Европе очень много инноваций, там очень сильно развита фармацевтика, очень хорошо развиты науки о жизни, медицина, микробиология, инженерные инновации. В США больший упор сделан скорее на социализацию этих инноваций: на интернет, информационные технологии, системы передачи данных и т.п. В Европе всё-таки больше инноваций, которые применимы не только к социальной сфере, сколько непосредственно для производства более совершенных индустриальных товаров. Я бы так назвал отличия между европейской и американской моделью.  <br />
 <br />
Нам сейчас необходимо развивать свою промышленность. И поэтому опыт европейцев, безусловно, для нас очень важен. Опыт европейцев в области инноваций – это опыт органического роста, без спекулятивных пузырей. Мы не видели в Европе того пузыря, который был на рынке NASDAQ в начале 2000-х годов. Это территория, где инновации развиваются по мере потребностей промышленности и в целом достаточно успешно. Та же Финляндия – это страна, которая в прошлом рейтинге конкурентоспособности заняла первое место. Страна, где существует самая крупнейшая фирма мобильной связи – Nokia. Это, в действительности, вполне инновационная экономика.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".