Статья
29 Апреля 2009 11:15

Похвала красоте спорта

Что в спорте заставляет нас всегда сопереживать ему, делает нас восторженными зрителями спортивных состязаний?
Комментарии экспертов
<p align="justify">Гумбрехт отчего-то очень полюбился издательству НЛО, так что серия
"Интеллектуальная история" чуть ли не наполовину состоит из его работ.
"Похвала красоте спорта" - уже третья по счету. Собственно, жанр книги
можно определить как прикладная антропология. Гумбрехт анализирует
связи, возникающие между телом спортсмена и его репрезентацией в глазах
зрителя. И задается несколькими вопросами.<br>
<br>
Во-первых, почему,
собственно, мы получаем удовольствие от восхваления спортсменов и их
рекордов? За такой формой заботы о спорте и "своей команде",
подчеркивает автор, стоит огромная культурная традиция, нашедшая свое
отражение еще у Гомера. Это ставит под сомнение традиционный тезис о
том, что спорт - это изобретение модерна.<br>
<br>
Частным случаем этой проблемы становится другое рассуждение. Почему во
времена античности спорт и высокая культура жили дружно, так что первые
поэты Аттики на полном серьезе восхваляли спортсменов, а сегодня их
пути разошлись? Почему университетский профессор может обсуждать спорт
разве что как милое хобби, а скорее даже как форму порабощения
индивидов, как это сделал, например, Норберт Элиас?<br>
<br>
Ответ Гумбрехта состоит здесь в том, что мы являемся заложниками
критического мышления, доставшегося нам от эпохи Просвещения, в рамках
которого мы вынуждены быть постоянно настороже, всюду видеть подвох и
на все смотреть скептически. В этом смысле в спорте гораздо проще
увидеть объект для критики, чем ее орудие. Например, пишет Гумбрехт, в
качестве объекта часто рассматривают Олимпиаду 1936 года в Берлине,
которая использовалась для прославления нацистской власти, забывая о
том, что победы чернокожих спортсменов произвели весьма неприятное
впечатление на Гитлера.<br>
<br>
Гумбрехт пишет о том, что созерцание красоты спорта делает нас
причастными к этой физической красоте тел спортсменов, которые на
какой-то момент времени могут стать нашим общим телом, в котором
соединяется субъект и объект эстетического переживания.<br>
<br>
И дальше он делает очень интересное замечание: в конце XIX века
европейцы потеряли доверие к одам и хвалебным речам, поэтому наиболее
адекватной формой похвалы сегодня является аналитическая речь,
разбирающая произведения искусства или футбольный матч на элементарные
составляющие, показывающие, как возникает данная конкретная форма
красоты из первоначальных простых элементов.<br>
<br>
<em>Книга предоставлена магазином "Фаланстер".</em> <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".