Комментарий
625 15 декабря 2010 11:35

Поколение инноваторов

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков

Молодежный инновационный форум «Россия, вперед!», совмещенный с открытым заседанием Комиссии по модернизации и технологическому развитию России под председательством Дмитрия Медведева, оправдал ожидания. Все выступавшие говорили толково, все сказанное было важно и интересно. Время - летело. Медведеву как модератору работалось явно с удовольствием.

Под конец - награды нашли своих героев. Оказалось, что есть среди нас замечательные инноваторы, способные придумывать и даже капитализировать свои придумки.

Но форум выявил и немало серьезных проблем, стоящих на пути модернизации экономики и наращивания инновационного технологического потенциала страны. Одна из ключевых - «дефицит внутренних компетенций». Так один из участников элегантно обозначил проблему все нарастающего разрыва между поколениями в науке и  особенно в инженерно-технологическом ее секторе.

Выяснилось, что не то что в массовом масштабе, но даже для точечных инновационно-технологических площадок (в регионах - особенно!) не хватает квалифицированных кадров. Что карьера ученого и инженера совершенно не престижна в студенческой среде. Что в остром дефиците у нас «венчурные капиталисты», т.е. профессионалы инвестирования в практически всегда рискованные и не гарантированные инновационные проекты.

Усугубляет ситуацию нарастающая «утечка мозгов». Все мало-мальски талантливое из молодой поросли - да и средне-старшего возраста тоже - ищет места для самореализации за пределами Отечества. А как заверил президент, «железный занавес мы опускать не будем». Обратить этот тренд вспять может только одно - радикальное улучшение условий труда (в разы увеличения зарплаты не в последнюю очередь!), и быта наших талантов в собственной стране.

Прозвучало пожелание начать широкую пропаганду и популяризацию профессий ученого и инженера. На телевидении - Медведев сказал, что подумает о создании федерального научного канала на ВГТРК, и - будете смеяться - с помощью комиксов. Тут Медведев усомнился в возможности размещать комиксы в своем блоге, но саму идею не отмел.

Однако наиболее эффективный способ пропаганды и популяризации науки и инженерного искусства предложил один из победителей конкурса «Учитель года 2010» - учитель математики московской школы № 1060 Михаил Случ. Нужно, чтобы в школы в качестве преподавателей пошли действующие ученые и инженеры. Чтобы была радикально модернизирована образовательная среда - учебное и информационно-коммуникационное оборудование. И чтобы в школе установился режим свободы, без которого ученые и инженеры не смогут производить свой главный «продукт» - мотивированных на научное и инженерное творчество учеников.

И нужно признать: учитель попал в десятку. В средне-долгосрочном плане судьба всей экономической модернизации и научно-технологических инноваций находится именно в руках школьного учителя. И это не должно удивлять!

«Железный канцлер» Бисмарк, создавший Германию, без всякого преувеличения утверждал: «Битву при Садовой выиграл прусский учитель». Недавно процитированный Медведевым  Уинстон Черчилль говорил, что о той власти, которой обладает школьный учитель, премьер-министр может только мечтать. И в сегодняшней России учитель - абсолютно центральная фигура. И для настоящего, и для будущего.

Предложение Михаила Случа, способное решить проблему инновационных мотиваций нынешних школьников, указывает одновременно и на оборотную сторону медали. А именно - на трагически-бесперспективную ситуацию с нашими педагогическими вузами. Известно, что сейчас туда идут те, кто не попал в любые другие вузы. Педагогами становятся по «остаточному принципу». И если даже для предметов естественно-технического цикла требуется фактически полная смена учительского контингента, то, что же говорить о предметах социо-гуманитарных?! А ведь именно тут - мощное подспорье для развития творческого потенциала и креативной интуиции наших детей. А что в реале? Муштра под сдачу ЕГЭ…

Это все на заседании Комиссии пока что не обсуждалось. Но если мы действительно хотим получить поколение инноваторов, а не потерянное поколение, пора начинать хотя бы общественные дебаты. Ведь становится все яснее: камнем преткновения модернизации страны является именно школа. Именно она либо даст России новый старт, либо выпустит в жизнь уже последнее «generation П…..», после которого и в самом деле - «хоть потоп».

Вы, наверное, спросите: «Неужели все так серьезно?» Отвечу: серьезнее не бывает.

Леонид Поляков

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".