Статья
1499 12 января 2011 16:40

Полет был не на высоте

Завершено расследование катастрофы самолета с польской делегацией под Смоленском. Выводы МАК говорят о том, что причины случившегося -  в действиях экипажа.

Существенные недостатки в организации летной работы и подготовке членов экипажа стали системными причинами катастрофы польского борта N 1 под Смоленском, заявила глава Международного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина.

«Системными причинами катастрофы самолета Ту-154М Республики Польша явились существенные недостатки в организации летной работы, подготовке членов экипажа и при обеспечении данного особого важного полета в специальном авиаполку», - сообщила она.

Вместе с тем Анодина отметила, что сопутствующие факторы авиакатастрофы также связаны преимущественно с действиями экипажа. «Среди них - неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами со стороны командира воздушного судна, значительный перерыв в полетах в сложных метеоусловиях у командира корабля, а также его малый опыт в выполнении заходов на посадку по неточным системам», - добавила Татьяна Анодина.

В числе сопутствующих факторов также называется преждевременный переход штурманом экипажа на отсчет высоты по радиовысотомеру в условиях интенсивно меняющегося рельефа подстилающей поверхности. Кроме того, полет выполнялся с включенным автопилотом и автоматом тяги до высот, значительно меньших высоты принятия решения, что не предусмотрено руководством полетной эксплуатации воздушного судна, сообщает «Интерфакс».

По словам Татьяны Анодиной, одним из сопутствующих факторов стало запоздалое начало снижения на посадочной прямой.
Как считает МАК, на принятие решения экипажа о посадке воздушного судна могло повлиять присутствие в кабине главнокомандующего ВВС Польши.

«По заключению технических экспертов, в том числе Польши, присутствие главнокомандующего Республики Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей, оказало психологическое давление на принятие решения командира о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющей доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало», - сказала она.

Обнародование результатов расследования вызвало мгновенную реакцию польской стороны.

Ярослав Качиньский, брат погибшего президента Леха Качиньского, заявил, что в докладе не хватает доказательств. «Доклад возлагает всю вину на польских пилотов без каких-либо доказательств... Доклад – это насмешка над Польшей», – сказал Ярослав Качиньский, лидер оппозиционной партии «Право и справедливость», передаёт Reuters.

Он отверг выводы доклада о том, что его брат мог оказывать психологическое давление на пилотов, чтобы они посадили самолет, несмотря на плохие природные условия. «Мой брат не имел суицидальных наклонностей», – заявил Качиньский.
Он призвал польский парламент отклонить выводы доклада МАК.

В свою очередь, премьер-министр Польши Дональд Туск после публикации причин катастрофы Ту-154 прервал свой отпуск и возвращается в Варшаву. Он проведет консультации по докладу МАК с министром внутренних дел страны Ежи Миллером.

В то же время МВД Польши довольно публикацией доклада Межгосударственного авиационного комитета.  «Замечания польской стороны к докладу Россия приняла», - заявил глава МВД Польши Ежи Миллер. «Необходимо радоваться тому, что этот доклад есть. Это переход к следующему этапу - выяснению обстоятельств, приведших к трагедии», - сказал глава МВД Польши Ежи.Миллер на пресс-конференции в Варшаве.  По его словам, замечания Польши в России поделили на две категории - технические и другие.

«Все замечания были учтены, но не все опубликованы в докладе», - заявил он. Ежи Миллер отметил, что польская комиссия продолжает работу и призвал всех проявить терпение. По его словам, пока неизвестно, когда закончит работу польская комиссия, которая пишет свой доклад по катастрофе. «Обе стороны не вполне были приготовлены к этому рейсу. Посадка самолета Як-40, приземлившегося ранее, могла закончиться совсем иначе», - сказал Ежи Миллер. «Нет главной причины, а несколько причин трагедии. Поэтому это исследование (обстоятельств) идет так долго», - считает министр.

Как сообщали «Актуальные комментарии», cамолет Ту-154, на борту которого находилась делегация из Польши, разбился под Смоленском 10 апреля. Трагедия унесла жизни 96 человек, в том числе президента республики, его супруги и ряда высокопоставленных чиновников. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях.

Комментарии экспертов

Что касается итогов и заключений расследования этой комиссии, то такие данные были уже озвучены практически сразу после авиакатастрофы, спустя несколько месяцев – в принципе здесь ничего нового нет. Вопрос в том, что исключается негативное влияние российского фактора, на чем настаивала именно польская сторона – то есть понятно, что позиция Варшавы отчасти как раз была настроена на то, чтобы найти этот самый российский след. Но комиссия предоставила совершенно обратные данные – что именно польская сторона, именно польское военное командование отчасти виновато в том, что произошло.

Это не согласуется с общей генеральной линией польского руководства, и не только руководства, в том числе и польской оппозиции во главе с Ярославом Качиньским, братом погибшего президента. Я не думаю, что данные эти серьезно отразятся на наших отношениях, потому что есть масса других вопросов, которые сейчас стоят на повестке дня. Повторюсь – эти данные уже в Москве не раз озвучивали и ничего нового здесь нет.

Сейчас есть более глобальные вопросы. По-прежнему важным остается вопрос взаимоотношений России и Польши на протяжении советского периода. Сюда относится и Катынь, и перестроечный период, и вопрос энергопоставок, потому что в Польше найдены запасы сланцевого газа, и это используется уже Варшавой как инструмент контрдавления на Москву, на Газпром для того чтобы снизить цену и уменьшить зависимость от российских энергопоставок. Насколько этот факт действительно имеет место или это инструмент манипуляции, покажет время, покажут геологические изыскания в Польше на территории этих месторождений. Но факт стается фактом – Польша усилила свою позицию по вопросам энергопоставок.

При этом нужно учитывать факт не только энергетический, но и факт предстоящих парламентских выборов, потому что тандем Туск и Комаровский занимает умеренно пророссийскую позицию, но я думаю, что это продлится недолго, т.к. грядут выборы грядут и им нужно, в том числе, мобилизовать электорат, который не согласен с такой политикой на сближение Польши и России, на нормализацию отношений. Поэтому я думаю, что можно ожидать ужесточения риторики именно этого правящего тандема – «Гражданской платформы».

Катыньская катастрофа при этом не уйдет с повестки дня, он будет подниматься в той или иной степени периодичности,  но какого-то серьезного влияния расследование иметь не будет. Потому что если Польше не удастся доказать обратное – то есть свою позицию, то я думаю, что и Москва и Варшава согласятся на выводе том, который сейчас есть, в этом расследовании. В принципе он устраивает как Россию, так и Польшу.

Стоит надеяться, что официальные выводы МАК поставят точку в той череде спекуляций, которые уже на протяжении 9 месяцев сопровождают вторую катынскую трагедию 2010 года. К сожалению, мы увидели, что те надежды, которые появились сразу после трагедии с самолетом польского президента (что никакие силы не будут пытаться на этом спекулировать и что расследование трагедии будет произведено максимально беспристрастно, без внешнего информационного давления, максимально быстро и точно), не оправдались. После месячной паузы в мае-июне сразу появились попытки (как правило, некоторых авантюристов с польской стороны) использовать данную трагедию в узкополитических целях вне зависимости от установления истины.

И до тех пор, пока не будут обнародованы окончательные итоги расследования, будут продолжаться попытки данных спекуляций, хотя, казалось бы, дальше уже некуда – все конспирологические версии выстроили и высказали, косточки всем перемыли. Поэтому остается лишь надеяться, что официальное обнародование итогов расследования поставит точку в этих спекуляциях. С другой стороны, это слишком горячая тема, чтобы тех информационных спекулянтов, которые пытались нажить себе на этом какой-то политический капитал,  остановило даже обнародования окончательного вердикта Международного авиационного комитета.

Нет уверенности, что Польша закроет вопрос с катастрофой под Смоленском, потому что картина была очевидна с самого начала. 90% польских журналистов знали, что там происходит. Эта совершенно очевидная картина, которая подтверждается документально. Понятно, что если бы это устраивало всех, то не надо было бы вообще всю эту возню вести. Мы сами себя загнали в тупик, лебезя перед поляками и ходя с виноватой мордой. Потому что мы в этом случае вообще ни в чем не виноваты и вся тональность польской стороны состоит в том, что мы им должны что-то доказать. Их президент, их политическое руководство из-за своих довольно известных культурно- социальных психологических особенностей, амбиций, ослиного упрямства погубили себя и кучу народа. С самого начала было ясно, что садиться там было нельзя, им нужно было, чтобы установили, что давил на летчиков не лично известный своим упрямством покойный  президент, а пьяный главком ВВС.

Последний  тоже вряд ли бы в присутствии живого президента мог бы такие решения принимать. Исключено, что люди, которые параноидально считают, что «москали слоника замучили»,  согласятся с такой картиной при каких-либо обстоятельствах. То, что в такого рода вопросах личные качества и человеческая адекватность и понимание ситуации не являются решающим фактором, доказывает поведение Дональда Туска, который вынужден с учетом публичных политических моментов изображать какую-то мину.

И это иллюзия считать, что трагедия нас сблизила, что у нас общая беда. Чем она общая?  На самом деле людей жалко. Но общая беда – это совместно пролитая кровь в борьбе с единым врагом. Это, кстати, нас с поляками могло бы сблизить, если бы мы в эту сторону пытались разрешить российско-польские психологические и политические проблемы, во всяком случае пропагандистские. Это было бы гораздо позитивней, потому что сталкивать поляков с восточноевропейскими коллаборационистами, как с постсоветскими, так и с остальными, было бы очень выгодно.

То есть в значительной степени российская политика примирения с кем-то или урегулирование отношений – она связана с самоуничижением. Вот если ты самоуничижаешься, тебя будут уничижать. Я думаю, что мы сейчас увидим яркие цветы по поводу этого дела с польской стороны. То есть ленивый только в нас не плюнет, потому что таким образом мы выстроили общественное мнение.  Польское массовое общественное мнение никак не подготовлено к тому, что они сами во всем виноваты, вот эта концепция их не устраивает категорически.  Если бы мы заявили, что да, диспетчеры вели себя неправильно, то нам бы попеняли, нам бы сказали что, конечно, Россия опять выгораживает своих, но тем не менее это было бы принято со спокойным и сытым удовлетворением.

16 октября 2023 Новости  Польша меняет европейский курс Итоги парламентских выборов в Польше, состоявшихся 15 октября, свидетельствуют о том, что страна отказалась от своей «антидемократической и антиевропейской позиции», а ее проукраинская политика сохранится, отмечают эксперты. Напомним, правящая партия «Право и справедливость» во главе с Матеушем Моравецким получила 36,8% голосов, а оппозиционная «Гражданская коалиция» во главе с Дональдом Туском — 31,6%. 6 октября 2023 Новости  Разжигание конфликта: будут ли США усиливать военное присутствие в Польше и на Украине Польша и Украина вместе с НАТО «будут защищать центр Европы» — для этого Соединенным Штатам следует начать увеличивать свой военный контингент в этих странах, считает старший научный сотрудник RAND Уильям Кортни.  15 октября 2023 Анонс  Парламентские выборы в Польше 15 октября в Польше состоятся очередные парламентские выборы. На них будут избираться 560 членов Национального собрания Республики Польша: 460 депутатов Сейма X созыва и 100 членов Сената XI созыва.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".