Статья
1422 20 сентября 2017 9:18

Политические последствия нового календаря праздников

Подготовка к президентской кампании занимает больше всего места среди тем внутренней политики. Через призму выборов рассматриваются все более- менее заметные решения власти. Не стал исключением опубликованный правительством календарь выходных и праздничных дней на 2018-й. Дню голосования, который намечен на 18 марта предшествуют целых четыре дня праздников, связанных с 8 марта. А если учесть еще и январские каникулы, то получается, что в ходе кампании как минимум будут две паузы, которые избиратели будут заполнять кто чем придется. Как именно скажутся эти информационные праздничные паузы на избирательной кампании, окажут ли они воздействие на явку и смогут ли эффективно воспользоваться ими политтехнологи? «Актуальные комментарии» собрали мнение экспертов на этот счет.

Праздники не в счет

Мнение экспертов разделились. Эксперты-алармисты считают, что существует угроза явке избирателей. Но гораздо больше тех, кто отмечает — праздники не окажут никакого влияния на выборы.

Президент РАПК (Российская ассоциация политических консультантов) Игорь Минтусов считает, что влияние «праздничного фактора» — нулевое.

«Новогодние и мартовские праздники никак не повлияют на избирательную кампанию, в том числе на явку. Это четырех- и даже пятистепенный фактор. Также может повлиять плохая погода», — сказал Минтусов «Актуальным комментариям».

Схожего мнения придерживается политтехнолог Андрей Максимов. По его словам, большинство россиян будут отмечать праздники, не думая о политике.

«Праздничная расслабуха» может повлиять только на тех, кто настроен негативно. Негативисты и оппозиционеры на праздниках не отдыхают: копят злобу. Большинство же россиян просто будут отмечать праздники. На явку это никак не повлияет, так как дата 18 марта не накладывается непосредственно на праздники. Люди после праздников придут в себя и начать действовать. Два блока выходных перед выборами не окажут влияния на выборы«, — отметил он.

Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов основным фактором, который повлияет на мобилизацию избирателей, считает годовщину присоединения Крыма — 18 марта.

«Это будет важнейшим мобилизующим фактом в кампании, который обеспечит высокую явку. Что касается январских и мартовских праздников, мне не кажется, что это будет существенным фактором, который как-то повлияет на избирательную кампанию», — казал Орлов.

Возможность повышения явки

Еще одна группа экспертов уверена, что праздники при грамотной ведении кампании, наоборот, могут способствовать повышению явки.

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов также считает, что влияние будет минимальным, и праздники сыграют на повышение явки.

«Учитывая, что кампания будет вестись основными кандидатами через телевизор особо выходные не скажутся. Президентские выборы это кампания „по удаленке“ и на них праздники и выходные не влияют», — считает эксперт.

По его словам, около 20% пришедших принимают решение идти или нет в день голосования исходя из погоды и домашних дел. «Как раз есть шанс, что часть дел переделать успеют и могут прийти», — отметил он.

Политтехнолог Андрей Колядин в свою очередь подчеркивает, что все будет зависеть от того, как будут выстраивать кампанию. «При нормальных мобилизационных процедурах праздники играют на явку, а не против нее. Одно дело, когда люди уезжают на дачи и занимаются сельхозпроизводством, другое дело, когда это январь или март — в это время еще ничего не растет в большей части нашей страны» — отметил эксперт. «Есть возможность через средства массовой информации, через полевые структуры, если они работают, воздействовать на людей, которые не сидят в офисах, а ищут информации и развлечений. Существуют предвыборные механизмы, которые дают возможность удовлетворить внутреннюю потребность в зрелищах. И это играет на кандидатов и на явку», — подчеркнул он.

Колядин при этом высказал мнение, что никто специально может и не предпринимать никаких шагов для того, чтобы активировать политическую жизнь в праздничные дни. «Полагаю, что они пройдут тихо, мирно и незаметно. В обычном режиме люди будут отдыхать и никакой политики в их жизни не будет», — прогнозирует эксперт.

Главная «фишка» в том, что взбодренное политическое общество не только начинает себя проявлять на выборах, но и участвует в различных акциях, проявляет активность в отношении окружающего бытия, чаще высказывает критику. «Запуская определенные политические процессы, нужно понимать, что с обществом нужно работать, вовлекать в деятельность государственных структур. А этого пока никто не предполагает. Все хотят спокойно провести выборы», — отмечает Колядин.

Основатель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов также считает, что все будет зависеть от того, кто и как будет проводить избирательную кампанию.

«Я не сторонник такого детерминизма: праздник — больше или меньше явки. Это превращает людей в какие-то погодно-гендерные механизмы. Можно провести кампанию так, что праздник будет работать на повышение явки или оставаться нейтральным, можно так, что люди предпочтут накупить тюльпанов и уйти в свои личные игры. Март — это ведь не тот месяц, когда огородно-полевые работы мешают думать о большой политике», — сказал Фирсов.

Приверженцы мнения о том, что праздники могут сработать на повышение явки, в качестве примера приводят международный опыт. Неоднократно приходилось наблюдать, какие толпы поклонников собирают губернаторы в США, Франции и т.д. Они приезжают на крупные мероприятия, митинги и т.д. Такие мероприятия проще провести в нерабочий день, если люди политически активны. На таких мероприятиях выступают звезды, известные политики и т.д.

Сторонники такой позиции уверены, что в праздники можно сделать ряд мероприятий, куда будут ходить люди — встречаться с кандидатами, доверенными лицами. В таком случае шансы на то, что они пойдут на выборы будут выше, чем в ситуации, когда праздники пустили на «политический самотек». Организовать мероприятия можно, но пока не очень понятно, пойдут ли на это политики и политтехнологи.

Либералы в проигрыше?

Есть еще одна группа экспертов, которая убеждена в том, что праздники будут способствовать понижению явки.

«Кандидат от демократов недосчитается какого-то количества своих голосов. Его избиратели могут организовать себе из неожиданно-обнаружившихся выходных небольшие каникулы и уехать за границу. В первую очередь это коснётся жителей Москвы. А поскольку именно она является для Путина самой проблемной зоной, то понижение явки в столице сработает именно на него», — отметил политолог Аббас Галлямов.

Сторонники такой позиции убеждены, что «длинные праздники» не в пользу кандидатов от либералов.

Ожидается падение явки в Москве и Петербурге, которое ударит по демократам — многие их сторонники уедут кататься, купаться, гулять.

 Политик Борис Надеждин иронизирует, что, судя по результатам либеральных партий в последние годы либералы уже давно совсем уехали. Комментируя вопрос о возможной явке он отметил, что она больше зависит от списка кандидатов. «В прошлый раз довольно много пришли „за Прохорова“. Если вдруг будет Навальный — тоже многие придут. Увы, Явлинский много не приведет», — сказал он. Надеждин убежден, что в этом и есть главная проблема, а не в большом количестве праздников перед выборами.

Политолог Дмитрий Орешкин высказал отличную от всех точку зрения. По его словам, праздники — это тоже своего рода предвыборный «подарок» для электората. Речь идет о том, чтобы максимально задобрить избирателей перед ответственным днем голосования. Говоря о явке, он подчеркнул, что в любом случае нельзя делать прогноз применительно ко всей стране в целом.

«Явка складывается как минимум из двух территориальных кластеров. Первый — это электоральные „султанаты“, где явка вообще не зависит от поведения избирателей — какую явку „нарисуют“, такая и будет. Неважно, есть праздники, нет праздников, есть социальная программа, нет социальных программ — в электоральных „султанатах“ явка зависит только от лояльности местных властей. Второй вид явки — это т.н. „открытые“ конкурентные кластеры. Это 60 регионов», — отметил эксперт.

По словам эксперта, в Кремле хорошо понимают, что города-миллионники и столичные города настроены, скорее, критически — и там для властей «было бы хорошо, чтобы явка была поменьше».

«Непонятно, как поведут себя города. Так как у нас страна урбанизированная, и в городах-миллионниках живет четверть избирателей — не факт, что их выгодно вытаскивать на выборы. В этом смысле идея о том, что явка должна составить 70%, уже не актуальна. Поскольку электоральные „султанаты“ контролируют только 12 миллионов избирателей, города могут внести разброд в красивую картинку. Властям, скорее, выгодно, чтобы города день выборов проспали, и тогда получится тот результат, который нужен, за счет управляемой электоральной периферии», — считает Орешкин. Он считает, что в городах люди будут явку сушить.

Какие прогнозы экспертов оправдаются — покажет время. Социологи пока не проводили исследования относительно того, как праздничные циклы влияют на избирательную кампанию. Об этом «Актуальным комментариям» заявили в ФОМе и «Левада-центре». Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".