Статья
30 Апреля 2009 13:15

Политическое как проблема. Очерки политической философии XX века

Коллективная монография о важнейших политических мыслителях ушедшего столетия.
Комментарии экспертов
<p>Российские книгоиздатели не часто радуют нас книгами по политической
философии. Еще реже в этой области выходят в свет работы, написанные
отечественными исследователями. Сборник "Политическое как проблема",
подготовленный в основном силами сектора истории политической философии
Института философии РАН является одним из примеров того, как сегодня в
России пишут и говорят о политической мысли. Этот сектор интеллектуальной работы является одним
из приоритетных для анализа для всех, кто интересуется политикой.<br>
<br>
Что
представляет из себя сборник? Он объединен единой темой. Его авторы
отвечают на вопрос о том, как понималось политическое у крупнейших
мыслителей XX века, проблематизировавших эту тему. Среди последних, в
частности, Грамши, Шмитт, Арендт, Маркузе, Арон. Стандартный
джентльменский набор. Однако другой книги, посвященной подобному
анализу классиков, на русском языке я что-то не припомню.<br>
<br>
При
ближайшем рассмотрении, впрочем, выясняется, что уровень представленных
в сборнике текстов оставляет желать лучшего. Для примера разберем первую страницу статьи, которая посвящена Ханне Арендт. На большее нас не хватит по объективным причинам, см. ниже.</p>
<p>В самом начале статьи автор описывает Арендт как одну из
"интеллектуальных опор мудрости и разума", причем утверждает, что так ее
якобы назвал Иосиф Бродский. Я сильно сомневаюсь, что Бродский одобрил бы
подобное обращение с русским языком! Которое, как оказывается, для автора является чем-то вроде нормы.<br>
<br>
Дальше автор статьи
достаточно залихватски сообщает нам, что "эта хрупкая женщина
противопоставила себя не только тоталитаризму или массовому обществу,
но самому тренду современного развития цивилизации". Таковым трендом
автор полагает радикальную рационализацию просвещенческого проекта, его
сведения к "большим проектам", подобным сталинизму. Допустим, мы
согласимся с тем, что Арендт была женщиной хрупкой. Но где же автор
увидел в современном развитии цивилизации железную поступь радикального
просвещения? На дворе 2009 год, и проблемы у нас сегодня несколько
иные. Или же автор имел в виду цивилизацию, современную Арендт? Не
понятно.<br>
<br>
В следующем абзаце мы читаем о том, что "многие комментаторы и
исследователи помещают работы Арендт в экзистенциальные проекты
рефлексии XX века". Я вновь и вновь бился над смыслом этой фразы, но
так и не смог понять, зачем же так издеваться над русским языком, как
работы можно поместить в проекты рефлексии, и к чему все же относится
XX век - то ли он является предметом рефлексии, то ли им датируется
проекты, в которые поместили работы. Как бы то ни было, автор статьи
подчеркивает тут, что этот взгляд многих комментаторов и исследователей
все же "избыточно одномерен". И это заявление, конечно, тоже требует
некоторых пояснений. Можно ли быть одномерным без избытка? Что бы
сказал на этот счет Бродский? А хрупкая Арендт? Хватило бы у нее сил
ужаснуться?<br>
<br>
Но читаем дальше. "Если же попытаться отыскать некую устойчивую связь
философии Арендт с иными философиями, то ее следует искать не в
предмете арендтовской мысли, а в способе производства интеллектуальных
явлений". Во-первых, кого - ее? Связь, философию или Арендт? Может
быть, всех троих? Впрочем, какое значение имеют все эти детали перед
сутью данного высказывания, которое состоит в том, что "если попытаться отыскать..., то следует
искать!" От этого изречения веет Солоном, черт возьми! Так веет, что
даже стыдно признаться: я не понимаю, что такое способ производства
интеллектуальных явлений. Фуко об этом не писал! Мы этого не проходили!
Это социальная эпистемология, раненая марксизмом в пяту! Ай!<br>
<br>
Тут же автор рассказывает о глубинной связи философии Арендт с
кантовской мыслью. Он даже называет это "кантовским рефреном", причем
уточняет, что каким бы очевидным он не был, Кант - это все же не
Арендт! Кстати, само наличие рефрена обосновано в статье через историю
любви девочки Арендт к призраку Канта. Знал ли Кант, что тот ребенок,
который в течение пяти лет приходил к нему на могилу, позже будет
включен Бродским в "интеллектуальные опоры разума", - вот о чем хочется
спросить мне. Подозреваю, что не знал!<br>
<br>
А вот читатели русских научных изданий - знают! Уф...</p>
<p><em>Книга предоставлена магазином "Фаланстер".</em><br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".