Комментарий
8 Января 2015 15:47

Политика мультикультурализма в Европе давно дала трещину

Георгий Мирский политологГеоргий Мирский

Георгий Мирский
политологГеоргий Мирский
Утром 7 января, в среду, террористами в масках были убиты сотрудники французского сатирического журнала «Шарли Эбдо». Расстреляны 12 человек, в том числе руководство журнала и его основатели. Еще 11 человек ранены. Среди погибших — четверо самых известных французских карикатуристов: Кабю, Шарб, Волински и Тинью.

Подробнее — в материале «"Шарли эбдо": шок и скорбь»

Политолог, главный научный сотрудник института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский в интервью «Актуальным комментариям» рассказал о реакции мусульманского общества на карикатуры пророка Мухаммеда и будущем политики мультикультурализма в Европе.

«Светское общество, которое основано на таких понятиях, как полная свобода слова и свобода самовыражения, — это то, что ислам категорически отвергает и не приемлет. То, что в христианстве есть «богу богово, а кесарю — кесарево», в исламе невозможно. Поэтому, безусловно, карикатура на пророка Мухаммеда задела мусульманский мир за живое.

Дело в том, что Пророк наряду со священной книгой Коран — это те две наиглавнейшие вещи в исламе, которые нельзя трогать. Можно нарисовать карикатуры на любого мусульманского короля, президента и другого деятеля, и могу с уверенностью сказать, что этот факт не оскорбит религиозных чувств большинства верующих. Но Пророк и Коран, с точки зрения самого обычного мусульманина (вовсе никакого не кровожадного, не испытывающего никакой ненависти к Западу, к христианству), — это святое, то, что трогать нельзя.

Хочу отметить, что этот еженедельник в свое время опубликовал массу карикатур, в том числе на Римского папу, но заметьте, что никогда не было карикатуры, скажем, на Будду. Карикатуры на мусульманского пророка  в данном случае, естественно, воспринимаются как действие, направленное против исламской религии и всего исламского сообщества. И самое главное заключается в том, что это как раз на руку исламистам.

Вся беда заключается в том, что у нас никто почти не понимает разницу между двумя терминами: «ислам» и «исламизм», «мусульмане» и «исламисты». Для исламистов, как для обширного течения радикального политического ислама, карикатура на Пророка — просто подарок. Каждая карикатура, начиная с карикатуры в датской газете, включая то, что потом пошло, — это то, чего они как раз и добивались, потому что это дает им возможность сказать обыкновенным мусульманам, в которых нет никакой ненависти к Западу: «Вы питаете какие-то иллюзии, вы не верите бен Ладану, вы не верите тем людям, которые говорят, что Запад всегда был, есть и будет нашим врагом, но посмотрите, как они издеваются над пророком Мухаммедом!».

Иными словами, подобного рода карикатуры весьма выгодны для исламистов, которые хотят разжечь войну цивилизаций. Это дает им возможность каждый раз сказать: «Не верьте, не будьте такими наивными, Запад — враг, с которым надо бороться».

Я помню, когда была опубликована карикатура в датской газете, ее редакция потом сказала, что они никак не ожидали подобной реакции мусульманского мира. Напомню, что после этой карикатуры в Афганистане были убиты несколько европейцев. Но проблема заключается в том, что большинство граждан европейских стран не видят разницы между мусульманами, обычными верующими людьми и этими человеконенавистниками, этой чумой 21 века («Исламским государством», «Аль-Каидой», «Талибаном»).  Для исламистов — это явная провокация, на которую они с удовольствием откликаются.

В итоге от этих провокаций и последовавших за ними трагических событий  всем без исключения стало только хуже. Сейчас отношение французов (и вообще европейцев) к мусульманам, которые живут в Европе, резко ухудшится. В Германии можно также наблюдатель тенденцию к недоверию и недоброжелательному отношению к мусульманам. Я полагаю, что такие настроения могут захлестнуть всю Европу.

Мусульмане в свою очередь под общественным давлением решат, что начинается кампания против мусульман в целом: они будут готовиться к репрессиям, преследованиям и гонениям. Следовательно, отношение мусульман к коренным европейцам, французам, англичанам, немцам тоже существенно ухудшится.

В этой ситуации, бесспорно, нет победителей, а есть только проигравшие. Мне могут возразить и сказать: «Зато выиграл принцип свободы слова и печати!». Но я убежден, что борьба между свободой слова в Европе и радикальным исламом еще не закончена.

Если издание напечатает карикатуру на Римского папу, то во всем мире не найдется ни одного католика, который (как бы ему ни было неприятно) взял бы в руки автомат и пошел убивать. Но если речь идет о мусульманах, то такие люди найдутся, и, более того, они цинично будут эксплуатировать этот повод, чтобы настроить все мировое мусульманское сообщество против Запада, поскольку в этом и заключается их главная цель.

Вспомним, что говорил бен Ладан: «Убивать американцев где только можно, во всем мире, убивать евреев». Он создал не только «Аль-Каиду», он создал всемирный исламский фронт борьбы против евреев и крестоносцев. Многие люди за ним пойдут, тем более, если они будут видеть, что эти «крестоносцы» и сионисты издеваются над исламом, над самым святым, что у них есть.

Я ни в коем случае не пытаюсь оправдать терроризм, но хочу подчеркнуть, что нельзя трогать вещи, которые люди (правильно или неправильно) считают для себя священными. Нельзя пытаться как-то оправдать Сталина, который депортировал чеченов, ингушей, крымских татар. Нельзя  издеваться над «Холокостом», нельзя издеваться над поляками, которые потеряли 20 тысяч офицеров в Катыни, расстрелянных по приказу Сталина и его политбюро. Эти темы всегда были и будут очень болезненными для людей, поэтому, я считаю, что лучше воздержаться от подобных проявлений свободы слова.

Французы опубликовали карикатуры на Пророка. В ответ они получили ультиматум от мусульман, в котором им четко дали понять, что они не приемлют подобного отношения к своей святыне, к Пророку. Дальше началась кампания в прессе и в социальных сетях, где продолжают публиковаться оскорбительные для мусульман карикатуры. Но к чему приведет это противостояние? Понятно, что Запад пытается отстоять свое право на свободу слова, но он забывает, что и во Франции, и в Германии, и в Англии, останется еще очень много мусульман, которые не просто никуда не денутся, но их будет все больше и больше. И новое поколение европейских мусульман будет расти в атмосфере все большего ожесточения, что таит в себе огромную угрозу.  

Для того, чтобы выгнать мусульман из Европы обратно в их страны, нужен новый Гитлер или новый Сталин, которых уже нет и не будет. Сами мусульмане возвращаться к себе на родину не собираются, пусть даже отношения между этими религиозными сообществами продолжат ухудшаться.

Вообще политика мультикультурализма и толерантности в Европе давно дала трещину. Об этом относительно недавно говорила Ангела Меркель. Она считает, что мультикультурализм провалился. Эту же тенденцию можно проследить по результатам выборов в Европарламент, на которых стали побеждать праворадикальные политические силы. Все это говорит о том, что политика толерантности сошла на нет, и даже больше: она сменила вектор на диаметрально противоположенный.

То, что сейчас в разных газетах будут опубликованы эти карикатуры, вполне естественно, так как долг каждого журналиста показать свою солидарность с редакцией «Шарли Эбдо», в том числе таким путем — нарочно опубликовать такие провокационные материалы с тем, чтобы показать — «Нас не запугаешь!».

Между тем, я убежден, что ни к чему хорошему это не приведет. Исламисты будут счастливы, открывая  эти газеты на разных языках, где публикуются карикатуры на идолов ислама. Тем самым они имеют возможность сказать своей пастве, обыкновенным простым мусульманам (99% из которых не террористы), что во всем мире сейчас оскорбляют Пророка, и делает это главный враг ислама — Запад».

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".