Статья
501 23 Января 2018 21:36

Политрекламу в Facebook будут уничтожать

Администрация Facebook объявила полномасштабную войну политической рекламе на страницах социальной сети. Кампания проходит на фоне претензий со стороны производителей контента, по мнению которых, именно Facebook виноват в распространении фейковых новостей на своих страницах, от чего в свое время пострадали добросовестные авторы. Что будет происходить с социальной сетью, по каким алгоритмам она будет работать и останется ли место какой-либо политике на страницах соцсети?

«Много демократии — плохо»

Сегодня директор Facebook по гражданским инициативам Самид Чакрабарти заявил, что социальная сеть будет бороться с попытками «влиять на демократический выбор пользователей». Само заявление сделано под политическим давлением, созданным делом о «российском вмешательстве» в выборы президента США: «В 2016 году мы в Facebook слишком медленно признали тот факт, что плохие действующие лица злоупотребляли нашей платформой. Мы прилежно работаем над тем, чтобы нейтрализовать эти риски сейчас», — заявил Чакрабарти.
Он также добавил, что теперь администрация соцсети будет работать над своими алгоритмами, чтобы не допустить повторения ситуации: «Мы как никогда привержены борьбе с негативными влияниями и будем добиваться того, чтобы наша платформа без сомнений была источником демократического добра».

Руководство Facebook не в первый раз говорит о том, что в ближайшее время алгоритмы работы с новостным контентом изменятся. 12 января глава компании Марк Цукерберг объявил о том, что теперь новостная лента пользователей будет формироваться по-новому.

Новые алгоритмы

Теперь приоритет будет отдаваться записям, опубликованным ближайшим окружением пользователя (семья, друзья, знакомые), а не сообществ, на которые он подписан. Таким образом, сообщений от коммерческих структур и СМИ в ленте обычных пользователей станет значительно меньше, а эффективность рекламы в социальной сети снизится.

По словам Цукерберга, делается это для того, чтобы люди тратили меньше времени на просмотры стороннего контента и уделяли внимание близким: «Я хочу уточнить: делая эти изменения, я ожидаю, что затрачиваемое на Фейсбук время снизится вместе с некоторыми показателями вовлечённости. Но я также ожидаю, что потраченное на Фейсбук время будет более ценным. И я считаю, что если мы сделаем всё правильно, в долгосрочной это будет хорошо для нашего сообщества и нашего бизнеса», — заявил глава Facebook.

Позднее, 19 января, Цукерберг заявил, что теперь пользователи сами смогут оценивать достоверность новостных источников: «Мы решили, что если сообщество будет самостоятельно определять, каким ресурсам можно доверять, это будет наиболее объективно. Вот как это будет работать. В ходе регулярных опросов мы теперь будем узнавать у людей, знакомы ли они с источником новостей, и если да, доверяют ли они этому источнику», — написал глава Facebook. Как пользователи, которых уже ввели в заблуждение, могут оценивать достоверность материалов — непонятно, но, по всей видимости, вся акция нацелена на то, чтобы успокоить пользователей и политиков, которые обеспокоены темой «русского следа».

Руководство социальной сети пытается представить ситуацию таким образом, что она якобы закрывает уязвимость, которая была обнаружена на выборах в США. Однако, по заявлениям производителей контента, администрация Facebook сама создала условия, при которых большей популярностью пользовались неправдивые сообщения.

Fake news

Медиамагнат, основатель компаний News Corp и 21st Century Fox Руперт Мердок опубликовал обращение, в котором обвинил Facebook и Google в распространении лжи и предложил корпорации платить производителям качественного контента: «Facebook и Google популяризовали массу лживых новостных источников посредством алгоритмов, которые прибыльны для этих платформ, но при этом абсолютно ненадежны. Пришло время выбрать другой путь. Если Facebook хочет воздать должное „заслуживающим доверия“ издателям, тогда он должен платить этим издателям по аналогии с тем, как платят телеканалам компании кабельного телевидения», — говорится в заявлении бизнесмена.

Скорее всего, администрация Facebook на такую бизнес-модель не пойдет. Все помнят провал функции Instant Articles, созданной соцсетью. Производители контента тогда не получили ни платы, ни трафика. Заявление же самого Мердока нацелено уже не на получение какой-либо компенсации, а на то, чтобы новые алгоритмы Facebook не так сильно ударили по производителям контента, чьи сообщения теперь будут реже показываться подписчикам.

Кокон

Достоверно о работе алгоритма Facebook никто ничего не знает. Медиаменеджеры, наблюдая за ним, смогли сформировать какие-то общие закономерности и правила, однако четкого понимания всех нюансов до сих пор нет.

Сам Facebook не раз подвергался критике за то, что его алгоритмы по сути вмешиваются в личную жизнь человека. Допустим, пользователь подписался на группу, но он не видит ее сообщения в своей ленте. Да, он может поставить приоритетный показ, но мало кто из пользователей сети разбирается в тонкостях настройки своей ленты.

Люди оказываются в информационном коконе. Если вы проанализируете свою ленту, то обнаружите, что уже сейчас вы видите сообщения от 15-20 человек, с которыми постоянно контактируете и от 5-10 сообществ, контент которых вы постоянно лайкате, не более. Если пропустить несколько раз посты от сообщества, на которое вы подписаны, то через некоторые время они будут все реже и реже появляться в вашей ленте.

Итоги

Учитывая все заявления руководства компании, а также политический контекст, связанный с поиском «русского следа» в США, подход «Facebook лучше знает, что вам нужно» в будущем будет распространяться и расширяться.

Реклама в социальной сети станет менее эффективной просто потому, что ее станут реже показывать пользователям. Но сильнее всего пострадает политическая сфера. Администрация социальной сети обожглась на шуме вокруг причастности ее площадки к победе Трампа и теперь будет осторожнее относиться к политическому контенту любого типа: новости, заявления политиков, мнения простых пользователей.

Скорее всего, изменения в меньшей мере коснуться русскоязычный сегмент Facebook, однако борьба с политической рекламой и политическими позициями будет и здесь. Например, многие пользователи жаловались на блокировки своих страниц при упоминании Украины и критике ее властей. Поэтому тематический спектр неугодных тем и позиций может быть легко расширен. Facebook не может полностью отказаться от политической рекламы, потому что это огромные деньги, однако администрация может сделать ее угодной политическому мейнстриму.

Михаил Карягин, политолог
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".