Статья
1143 29 июля 2011 18:47

Польша признала свою вину за авиакатастрофу Ту-154

Ответственность за катастрофу самолета президента Леха Качиньского 10 апреля 2010 года под Смоленском, жертвами которой стали 96 человек, лежит в основном на польской стороне - таков вывод польской правительственной комиссии, расследовавшей причины трагедии.

Как заявили на пресс-конференции в Варшаве члены польской комиссии, представившие окончательную версию доклада о катастрофе Ту-154, ее причиной было «снижение (самолета) ниже минимальной высоты снижения при чрезмерной скорости в метеорологических условиях, не предполагающих визуальный контакт с землей, а также позднее начало процедуры ухода на второй круг».

Кроме того, согласно выводам комиссии, экипаж лайнера не отреагировал на сигнал системы об опасном сближении с землей: в докладе среди факторов, повлиявших на авиационное происшествие, значится «отсутствие реакции экипажа на предупреждение типа "PULL UP", выдаваемое TAWS».

По оценке комиссии, метеорологическое обеспечение самолета Качиньского осуществлялось ненадлежащим образом. Польские эксперты пришли к выводу, что летчикам Ту-154М не был предоставлен качественный прогноз погоды для аэродрома «Смоленск-Северный», в частности, не было спрогнозировано появление тумана в районе приземления.

Польская комиссия пришла к выводу, что самолет Ту-154 вообще не должен был получить разрешение на полет. «С официальной точки зрения самолет не должен был быть допущен к эксплуатации», - заявлено в Варшаве на пресс-конференции.

Представители комиссии заявили, что число мест в самолете было увеличено до 92 без согласования с производителем судна, а пилоты, которые летели в Смоленск, недостаточно хорошо говорили по-русски, чтобы поддерживать переговоры с российскими диспетчерами.

«Экипаж воздушного суда не был надлежащим образом подготовлен к выполнению задания, учитывая сложность ситуации, в которой ему пришлось выполнять свой последний полет», - говорится в документе.

Глава МВД Польши Ежи Миллер заявил на пресс-конференции, что решения, которые принимались пилотами польского самолета, были правильными, но у них не было достаточного опыта полета и посадки в сложных метеоусловиях. «Мы продолжаем повторять: не было подготовки (полета) в условиях отрицательных метеоусловий на симуляторах», - сказал министр, отметив, что в случившемся есть вина и российской стороны.

«10 апреля видимость не была даже на 100-метровой высоте. Две стороны могли бы исправлять ошибки друг друга. Указания, которые переданы диспетчерам, что они находятся на курсе снижения, были неверными», - сказал Миллер.

По словам главы МВД Польши, экипаж принял «правильное решение попробовать посадку, уйдя на безопасную минимальную высоту, однако при реализации этой процедуры он использовал не тот альтиметр, полагая, что он находится на 100-метровой высоте, а на самом деле высота составляла 49 метров».

В польском отчете между тем говорится, что штурман разбившегося самолета не мог вести радиопереговоры на русском языке в силу слабой языковой подготовки. «Штурман не знал русского языка в степени, позволяющей ему вести радиопереговоры на этом языке», - отмечается в документе.

Польские эксперты также высказали мнение, что командующий ВВС Польши Анджей Бласик, который пришел в кабину пилотов незадолго до момента крушения лайнера, не оказывал давления на членов экипажа: «В кабине пилотов на заключительном этапе полета находился командующий ВВС. Он был пассивным наблюдателем и не оказывал давления на членов экипажа».

В то же время, как говорится в отчете, «следует также признать, что элементом косвенного давления было присутствие главнокомандующего ВВС в кабине экипажа, поскольку в сознании командира воздушного корабля могло появиться опасение относительно оценки качества выполнения им подхода к посадке».

Кроме того, по мнению комиссии, «имело место косвенное давление на экипаж, связанное с рангом полета, присутствием самых важных государственных лиц на борту самолета и значимостью торжественного события в Катынском лесу».

Авторы доклада не удержались от претензий в адрес российской стороны. Так, по их оценке, ответственность за крушение самолета Ту-154 частично несет группа руководства полетами в аэропорту «Смоленск-Северный».

«Обусловленное организационными и служебными факторами уклонение от ответственности, касающееся изменения первоначального плана посадки Ту-154, отсутствие эффективного взаимодействия и надлежащего обучения, чрезмерная перегрузка отдельных лиц возложенными на них обязанностями - это общий знаменатель как для действий экипажа самолета Ту-154, так и персонала группы руководства полетами (ГРП)», - говорится в докладе.

«Аэродром "Смоленск-Северный" не был готов к приему воздушных судов с обеспечением безопасности выполнения воздушных операций», - считают авторы доклада.

Польская комиссия сделала еще один вывод: на аэродроме в Смоленске не была обеспечена безопасность для посадки самолета президента Польши: «Смоленск-Северный" не обеспечил безопасной посадки самолета, особенно в условиях ограниченной видимости».

В то же время в Варшаве признали, что российские диспетчеры действовали в соответствии с правилами, существующим в РФ.

При этом члены комиссии подчеркнули, что российская сторона не препятствовала доступу к вещественным доказательствам по делу о крушении самолета президента Качиньского под Смоленском. «У комиссии был полный доступ. Мы могли фотографировать все элементы, которые оставались на месте крушения», - заявили представители комиссии по расследованию.

Однако в Варшаве считают, что Москва предоставила не все записи наземных служб, касающиеся захода на посадку самолета Качиньского. Российская сторона сообщила об утрате одной из записей. «Это затруднило расследование», - сказал один из участников пресс-конференции.

На пресс-конференции после обнародования итогового доклада Польши о причинах гибели самолета премьер Дональд Туск объявил, что принимает отставку министра обороны страны Богдана Клиха. Туск при этом отметил, что заявление об отставке Клих подал несколько месяцев назад. «Теперь я принимаю его отставку», - сказал премьер.

Реакция Москвы на выводы доклада польской комиссии была сдержанной. «Ничего нового в докладе польской комиссии по сравнению с выводами технического расследования, проведенного ранее Межгосударственным авиационным комитетом, нет», - заявил «Интерфаксу» российский источник, знакомый с ходом расследования.

Официальной реакции на польский доклад от российских органов, Межгосударственного авиационного комитета пока не поступало.

Как писали «Актуальные комментарии», сегодня польская комиссия представила отчет о расследовании авиакатастрофы Ту-154 президента Леха Качиньского под Смоленском.

Напомним, самолет Ту-154, на борту которого находилась делегация из Польши, разбился под Смоленском 10 апреля. Трагедия унесла жизни 96 человек, в том числе президента республики, его супруги и ряда высокопоставленных чиновников. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях.

Итоговый отчет о расследовании катастрофы Ту-154 Межгосударственный авиционный комитет представил 12 января 2011 года.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".