Польше нужны записи российских диспетчеров
Дискуссии по поводу официального доклада МАК о причинах Катынской авиакатастрофы рождают новые предложения польской стороны, которая, по всей видимости, не удовлетворена полученными от России данными.
В пятницу из источников польского радио стало известно, что Варшава намерена предложить Москве подготовить новый совместный доклад о расследовании причин авиакатастрофы 10 апреля прошлого года под Смоленском, в результате которой погиб президент Польши Лех Качиньский.
Правительство Польши направит российскому руководству официальное письмо с таким предложением, сообщает «Интерфакс».
По данным радио, компромиссное решение, которое предложит польская сторона, будет заключаться в том, что новый доклад польских и российских экспертов должен дополнять доклад Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и содержать в качестве приложения наряду с другой информацией транскрипцию переговоров российских диспетчеров в день авиакатастрофы.
После публикации доклада польские политики делали различные заявления, например, брат погибшего президента Польши Ярослав Качиньский вообще счел документы МАК оскорбительными для своей страны.
Однако выводы МАК являются окончательными, а Замечания польской стороны были приложены к отчету.
Больше всего польских политиков не устраивает, что комиссия ответственность за случившееся возложила на экипаж, который оказался в трудной ситуации – в условиях плохой видимости и под вероятным давлением со стороны своих высокопоставленных пассажиров.
Эксперты, оценивая действия пилотов, не исключают, что те не были абсолютно самостоятельны в принятии решения садиться под Смоленском.
Так летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев называет причиной катастрофы именно присутствие на борту высокопоставленных польских лиц, которые влияли на экипаж. Летчики, со своей стороны, послушали их, а не заперлись в кабине пилотов и не запретили заходить к себе кому бы то ни было, полагает эксперт.
«Экипаж может быть и хороший. Но налет именно в тяжелых метеоусловиях мог быть недостаточным. Можно же налетать миллион километров при ясном солнце. При подготовке экипажа учитывается количество взлетов-посадок при плохой погоде. Поэтому экипажу квалифицируется личный индекс по налету в минимуме погодных условий. И, видимо, при подборе пилотов президентского самолета этот индекс не был учтен», - отметил летчик-испытатель.
При этом он обращает внимание на главный в деле расследования момент – никакой вины российской стороны здесь нет. «Это я заявляю, как профессионал, не подводя никакой политической оценки», - подчеркнул Магомед Толбоев.
«Решение экипажа проигнорировать запрет диспетчеров на посадку – это политическое решение. Явно, что на экипаж надавили своим политическим авторитетом. А командир экипажа на должен был идти на поводу у пассажиров, вне зависимости от их положения в обществе», - делает вывод эксперт.