Статья
1177 29 августа 2011 9:23

Польский сезон

В середине осени 2011 года в Польше резко возрастет динамика политико-электоральных процессов. 9 октября в республике пройдут выборы в верхнюю (Сенат) и нижнюю (Сейм) палаты парламента. Страну ожидает завершение очередного политического сезона, растянувшегося на два года. В отличие от избрания президента (состоявшегося в июне и июле 2010 года) голосование будет плановым. Предшествующие выборы в парламент Речи Посполитой прошли 21 октября 2007 года. Победу по их итогам одержала партия «Гражданская платформа» (ГП). Её основной конкурент, партия «Право и справедливость» (ПиС), занял второе место. В настоящее время ГП вместе с Польской народной партией (ПНП) образует правящую коалицию. Лидер «Гражданской платформы», Дональд Туск, занимает пост премьер-министра.

Предстоящие парламентские выборы связаны с серьезными политическими рисками, стоящими перед правящей «Гражданской платформой». Формально ГП обладает достаточно стабильными позициями на польском электоральном поле. На это указывают рейтинги популярности ведущих партий страны. Согласно ним (последний был обнародован 19 августа), партия Туска занимает первое место. Уровень её поддержки колеблется (по разным подсчетам) в диапазоне от 34 до 48%. Идущая второй ПиС во главе с Ярославом Качиньским может рассчитывать на голоса 25-30% избирателей. Несмотря на это реальные настроения в обществе (особенно в той его части, которая не имеет постоянных политических предпочтений) позволяют усомниться в прочности положения ГП. Прямое влияние на её итоговые показатели может оказать целый кластер рисков, последовательно складывавшийся в ходе работы правительства Туска.

Политика кабинета министров создала правящей партии проблемы, имеющие по своему действию долгосрочный характер. Они охватывают как социально-экономическую сферу, так и область политики, и в равной степени ощущаются всеми категориями польских избирателей. На высокую значимость рисков для ГП указывает процесс определения даты голосования. Президент Речи Посполитой Бронислав Коморовский принял досрочное решение о проведении выборов ещё в начале июля с.г. Причем из всех имевшихся в его распоряжении дат он остановился на самой ранней. В начале августа определенные им сроки голосования были подтверждены официально. Выбор в пользу 9 октября связан с желанием Коморовского, представляющего ГП, обезопасить свою партию от затяжной конкуренции с ПиС. Официально избирательная кампания стартовала в августе. Получается, что в распоряжении всех партий оказалось лишь два месяца на ведение предвыборной борьбы. Предельно динамичная и короткая гонка оставляет мало места для реальных дебатов и взаимной критики. Именно такой режим наиболее выгоден Гражданской платформе, так как позволяет избежать массированного информационного давления со стороны «Права и справедливости». Безусловно, без нападок оппозиции на правящую партию в ходе кампании не обойдется. Однако у команды Качиньского де-факто просто не окажется времени для осуществления продуманной и многоходовой информационной контригры против ГП.

Ключевой риск, стоящий перед «Гражданской платформой», коренится в неубедительной социально-экономической политике, проводившейся правительством. Партия Туска пришла к власти осенью 2007 года с лозунгом: «Сделаем из Польши Ирландию». Он подразумевал, что за счет привлечения инвестиций и технологий из стран Западной Европы, активного развития сферы услуг и повышения уровня социальной ответственности государства перед обществом, Польша сможет добиться экономического роста, сопоставимого с ирландским. Тем не менее, воплотить заявленный лозунг на практике команда Туска не смогла.

Главным препятствием для кабмина стал глобальный финансово-экономический кризис, негативно отразившийся как на финансовом, так и реальном секторе польской экономики. Сказались и просчеты экономической политики, допущенные командой Вальдемара Павляка (в действующем правительстве занимает посты заместителя премьер-министра и министра экономики) и Александра Града (министр финансов). В сложной экономической ситуации кабинет не решился пойти на увеличение налогов, предпочтя компенсировать издержки за счет приватизации государственной собственности и сокращения социальных обязательств. Такой курс был воспринят оппозицией как свидетельство поддержки богатых, а также отказ от уже сложившегося уровня ответственности государства в социальной сфере. На фоне отсутствия тенденций к экономическому росту (что в условиях преодоления последствий кризиса оказалось невозможно) меры правительства были негативно восприняты и населением. Особенно это касается сокращения социальных обязательств. В условиях довольно высокого уровня безработицы подобные действия рассматривались, как фактический отказ кабинета оказывать поддержку малоимущим и бедным слоям населения в достаточно непростой экономической ситуации.

Против правительства играют и периодически возникающие резонансные скандалы. Большая их часть связана с недостаточно компетентной работой исполнительных и судебных органов. Например, в начале августа стало известно, что Генеральная прокуратура удовлетворяла запросы Минска в том что касается предоставления финансовой информации о деятельности белорусских оппозиционеров. В 2011 году Варшава получила от белорусских правоохранительных органов два запроса на предоставление данных о банковских счетах деятелей оппозиции. Один из них остался без ответа. А по второму польская Генпрокуратура передала все необходимые сведения своим белорусским коллегам. Речь идет о банковской информации на главу белорусского правозащитного центра «Весна» Александра (Алеся) Беляцкого. Вскоре после ответа на запрос он был арестован в Минске 4 августа по обвинению в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Получается, что польские власти, неоднократно заявлявшие о необходимости всесторонней поддержки политических и гражданских свобод в Белоруссии, своими собственными руками содействовали росту давления на республиканскую оппозицию.

Скандалы активно используются польской оппозицией для демонстрации слабых мест в функциональном механизме правительства ГП и ПНП. Так, Ярослав Качиньский сделал достаточно развернутое заявление по «делу Беляцкого», сразу после выяснения его обстоятельств. Лидер оппозиции подверг жесткой критике курс кабинета министров в международной плоскости, одновременно подчеркнув несовершенство исполнительной модели, выстроенной командой Туска. По мнению Качиньского, как исполнительная, так и судебная власть (прежде всего, Генеральная прокуратура) нуждаются в основательной реформе. Но сделать это действующему правительству явно не по силам. Тем самым глава «Права и справедливости» дал понять, что только его партия способна укрепить систему управления страной. Туску, находившемуся в заведомо менее выгодной позиции, пришлось реагировать на этот выпад. Назвав ситуацию вокруг передачи данных на белорусского оппозиционера «глупостью», он фактически признал правоту критики ПиС. Схожую позицию занял и спикер Сейма Польши Гжегож Схетына (также представляет «Гражданскую платформу»), призвавший наказать виновных из числа сотрудников Генеральной прокуратуры. В результате в отставку были отправлены глава Департамента международного сотрудничества Кшиштоф Каршницкий и его заместительница. В ходе скандалов «Гражданской платформе» далеко не всегда удается адекватно выступать перед лицом избирателей.

В то же время суммарную значимость скандалов, возникающих вокруг правящей партии и представляющего её правительства, не стоит переоценивать. Большинство инцидентов пока носит сугубо тактический характер и не затрагивает высшее руководство страны. То есть, Туск и его непосредственное окружение избегают прямого удара критиков. В частности, в «деле Беляцкого» в наибольшей степени пострадала репутация генерального прокурора Польши Анджея Серемета. Именно ему пришлось отвечать на все вопросы, связанные с передачей финансовой информации на оппозиционера Минску. Премьер-министр и высшие должностные лица правительства хотя и подверглись нападкам, но формально прямого отношения к эпизоду не имели. Сложившаяся расстановка акцентов позволила «Гражданской платформе» минимизировать потери. Увольнения коснулись лишь непосредственных участников скандала. Сохранить свой пост смог даже их непосредственный начальник Серемет. Схожая ситуация складывалась и в ходе других скандалов, затрагивавших исполнительные органы власти. Вовлеченными в скандал оказывались не видные лица кабинета, а фигуры второго и третьего порядка. Как следствие, снизить накал конфликтной ситуации и отвести удар от «Гражданской платформы» удавалось за счет отставки данных игроков. Следует полагать, что до октября ничего принципиального нового в скандалах, связанных с правительством, не произойдет. Туска и других политиков первого ранга они не затронут.

Теневые, но от этого не менее опасные риски для правительства содержит достаточно запутанная ситуация с внешней политикой. Успехи здесь перемежаются с проблемными ситуациями, выход из которых действующий кабинет министров находит далеко не всегда. Учитывая повышенное внимание оппозиции к слабостям в работе правительства, проблемные моменты внешнеполитического характера могут стать главными темами информационной кампании против «Гражданской платформы».

Действия правительства завели внешнюю политику Речи Посполитой в тупик по целому ряду направлений. Так, не была выработана адекватная формула взаимодействия с Белоруссией. Сначала команда Туска старалась нормализовать связи с президентом республики Александром Лукашенко. Предполагалось, что такой курс позволит расширить политико-экономические контакты с постсоветскими государствами. Но после президентских выборов в Белоруссии (19 декабря 2010 года), исход которых был ясен заранее (у Лукашенко просто не оказалось достойных оппонентов из числа представителей оппозиции), Варшава сделала выбор в пользу твёрдой линии. Выборы были признаны «мошенническими», а режим Лукашенко подвергнут жесткой критике как «недемократический». В настоящее время следование данному курсу сохраняется. Контакты между странами в сфере политики практически заморожены. Стороны обмениваются взаимными упреками. Такой характер отношений не только говорит о явной непоследовательности в действиях внешнеполитического пула кабинета Туска (его возглавляет глава МИД страны Радослав Сикорский), но и препятствует расширению политико-экономического влияния Речи Посполитой на территории бывшего СССР. Варшава не имеет возможностей для поддержания стабильных контактов со своим непосредственным восточным соседом, а через него – с остальными постсоветскими государствами.

В частности, очень медленно развивается взаимодействие с Украиной. Формально Варшава и Киев декларируют прочность двусторонних контактов (свидетельством чему станет совместное проведение Чемпионата Европы по футболу 2012). Но на практике каждый ведет свою игру. Так, Украина предпочитает строить отношения на европейском направлении напрямую с Брюсселем, демонстративно минуя Речь Посполитую. В свою очередь для Польши основным контрагентом на территории бывшего Советского союза является Россия. Именно с РФ у Польши сложились тесные связи в торгово-экономической плоскости. Такая ситуация вызывает открытое недовольство партии Качиньского. В понимании «Права и справедливости» Украина должна стать стратегическим партнером Польши на восточном треке. Особенно в том, что касается продвижения демократии на постсоветском пространстве. Добиться интенсификации связей с Киевом команда Сикорского пока не может.

Достаточно сомнительное содержание имеют и контакты с Литвой. Камнем преткновения здесь является ситуация с польской общиной, проживающей на литовской территории. Литовские поляки борются за реприватизацию земли в Виленском крае, а также право использовать двуязычное написание фамилий и имен на уличных указателях и в личных документах. Литовское законодательство запрещает это, несмотря на то, что европейское право гарантирует соблюдение прав нацменьшинств. Более того Вильнюс начал реформу образования, в результате которой обучение в школах для нацменьшинств будет переведено на литовский язык. Она полностью противоречит правовым нормам, действующим в Евросоюзе. Найти адекватные меры воздействия на правительство Андрюса Кубилюса кабинет Туска оказался не в состоянии. Всё свелось к информационному давлению и пропагандистской активности без предметных инициатив.

Максим МИНАЕВ

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".