Статья
832 18 июня 2010 15:00

Польский выбор

20 июня 2010 года в Польше пройдут досрочные выборы президента страны. Второй тур, в случае необходимости, должен состояться 4 июля. Основными претендентами на пост главы государства являются Маршал Сейма и и.о. президента Бронислав Коморовский, представляющий партию «Гражданская платформа», и лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский. Согласно опросам общественного мнения, Коморовского поддерживает порядка 42% граждан Польши, в то время как в пользу Качиньского готовы проголосовать 29% избирателей. На третьем месте с заметным отставанием находится лидер «Демократического левого альянса» Гжегож Наперальский. По прогнозам он может рассчитывать на поддержку 11% поляков, имеющих право голоса. Подобная электоральная картина делает весьма вероятным необходимость проведения второго тура выборов. Он состоится в том случае, если 20 июня ни один из кандидатов не наберёт более 50% голосов избирателей.

Польский выбор 20 июня и, по всей видимости, 4 июля открывает новый электорально-политический цикл в жизни Речи Посполитой. Избрание президента республики станет прелюдией к началу кампании по выборам в парламент. Именно они определят новый баланс сил на политической сцене страны. Избрание нового сейма состоится в октябре 2011 года. С лета 2010 Польша будет жить в условиях последовательного нарастания межпартийной борьбы, решающая стадия которой придется на август-сентябрь следующего года. В этом контексте определение нового президента предоставляет ведущим партиям республики возможность для проверки своего политического потенциала и апробации электоральных технологий, которые могут быть ими использованы в период предвыборной кампании-2011.

Наибольшие шансы на то, чтобы одержать победу по итогам президентского голосования, имеет Коморовский. Спикер нижней палаты Национальной Ассамблеи достаточно уверенно лидирует в предвыборной гонке с ощутимым отрывом от остальных кандидатов. Причем как в случае проведения первого, так и возможного второго раунда голосования. 20 июня он может рассчитывать на получение 40-45% голосов. А 4 июля уже 53-55%. Последние цифры позволяют ему стать новым президентом Речи Посполитой. На этом фоне максимальный уровень поддержки Качиньского пока не превышает 35-37% (даже в случае проведения второго тура). Подобный уровень доверия избирателей не позволяет лидеру «Права и справедливости» рассчитывать на успех.

Основной причиной относительно стабильной позиции Коморовского в ходе президентской гонки является уверенная работа правительства страны, возглавляемого лидером «Гражданской платформы» Дональдом Туском. Находящийся у власти с 2007 года кабинет Туска проводит достаточно сбалансированную внешнюю и внутреннюю политику, лишенную резких и опрометчивых шагов. При действующем правительстве Польша смогла упрочить позиции «главного лица» Новой Европы в ЕС. С мнением Варшавы вынуждены считаться не только в Брюсселе, но и в Берлине и Париже - столицах, которые реально «делают» европейскую политику. Благодаря усилиям Туска Речь Посполитая начала процесс налаживания конструктивных политико-экономических контактов с Россией. При этом были не только не утрачены, но и заметно расширены связи Польши с США, которые всё более явно эволюционируют в сторону «особых», по примеру американо-британских, отношений. Прочные позиции Варшава занимает и в НАТО. На внутренней арене кабинет Туска, в отличие от целого ряда других стран Восточной и Юго-Восточной Европы, смог минимизировать негативное воздействие на экономику страны последствий глобального финансового кризиса. Нельзя сказать, что Польша совсем не испытывала экономических проблем. Однако эти проблемы оказались несопоставимыми с теми трудностями, которые перенесли Греция, Венгрия и Прибалтика. Уровень доверия к команде Туска в польском обществе остается достаточно высоким. А так как Коморовский напрямую ассоциируется в глазах избирателей с «Гражданской платформой», результаты работы правительство благоприятно сказываются на его личном рейтинге.

Ещё одним условием, косвенно содействующим прочности потенциала маршала сейма, является вынужденное ослабление лидерского потенциала партии «Право и справедливость». После гибели президента Польши Леха Качиньского, планировавшего выдвинуть свою кандидатуру на выборах, руководству партии пришлось сделать главным игроком предвыборной гонки Ярослава. Однако в отличие от брата, он является менее харизматичным политиком. Весьма показательно, что досрочные парламентские выборы, состоявшиеся в октябре 2007 года, «Гражданская платформа» выиграла, в том числе, за счёт лидерских качеств Туска. На фоне межпартийного столкновения он сумел переиграть Ярослава Качиньского и в личной заочной схватке. И это несмотря на то, что на стороне тогдашнего премьер-министра страны был брат-президент и весомые административные ресурсы. В текущих условиях аналогичным структурно-функциональным бэкграундом руководитель партии «Право и справедливость» не располагает. Они находятся в распоряжении оппонентов. Данный факт заметно ограничивает его возможности для качественной активизации в персональном противостоянии со ставленником Туска Коморовским.

Русский интерес на польском треке заключается в скорейшем определении нового президента Речи Посполитой. Для Москвы в настоящее время не имеет принципиального значения, какой из двух основных кандидатов одержит победу по итогам голосования. Кремлю важно то, когда он сможет приступить к исполнению своих обязанностей. Объясняется такая позиция тем, что основной вектор двустороннего взаимодействия уже намечен и вряд ли претерпит серьезные изменения до осени 2011 года. А участие в его предметном формировании принимал не президент, а премьер-министр Польши Туск. В настоящее время именно кабинет министров, а не аппарат президента, в силу своих исполнительных полномочий поддерживает основную линию прямой связи с Кремлем. В этой ситуации новому польскому президенту предстоит лишь «завизировать» сложившуюся конструкцию российско-польских связей. Решающего влияния на двусторонний диалог его голос иметь не будет.

Фактором, содействующим некоторой «отстраненности» интереса РФ к результатам президентских выборов в республике является то, что зависимость межгосударственных отношений от польской политической конъюнктуры в последнее время  заметно ослабла. И Коморовский и Качиньский выступают за сохранение тренда на нормализацию диалога с Россией. Это не значит, что Польша намерена переориентироваться на Восток. Приоритетность связей с США остается для Варшавы неизменной. Однако на русском треке польские элиты заинтересованы в выстраивании более позитивной модели отношений. Не случайно, что такой традиционно скептически относящийся к России политик, как Качиньский заявил о своём намерении в случае избрания на пост главы государства посетить РФ в одном из первых зарубежных визитов. Россия может оказаться в его шорт-листе на третьем (после США и ЕС) или даже на втором месте (после США). Причем лидер партии «Право и справедливость» особо подчеркивает необходимость трансформации контактов между Москвой и Варшавой в «фазу взаимовыгодных отношений». Не менее благожелательно настроен к России и представитель «Гражданской платформы» Коморовский.

Главным условием для роста позитивного настроя польского истеблишмента к РФ стало снижение уровня противоречий по «сложным вопросам» истории межгосударственного взаимодействия. Благодаря «жестам доброй воли» Кремля в деле повышения транспарентности изучения «проблемы Катыни» и других тем, Варшава получила четкий сигнал, говорящий о том, что Россия готова отказаться от однобокой политики на направлении в советском стиле. Конфронтации и одностороннему навязыванию своей точки зрения Москва все более явно предпочитает двусторонний подход. В результате оба субъекта получили дополнительную платформу для «выпрямления» отношений. Причем как в сфере политики, так и экономики. Следует полагать, что движение в сторону отказа от рудиментов коммунистического прошлого позволит РФ добиться выстраивания с Польшей диверсифицированного и стабильного взаимодействия на системной основе.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".