Поляков: образование - ключевой вопрос будущего РФ
Проблематичность ситуации состоит в том, что, действительно, структура подготовки кадров с высшим образованием инерционна и практически идет еще из советского периода. Такое мнение высказал «Актуальным комментариям» заместитель декана факультета политологии ВШЭ Леонид Поляков.
«Все, что говорится Путиным по проблеме образования в последнее время, носит ключевой характер. Еще в своей первой статье он заявил, что мы вступили в новую социальную реальность, которая называется «эпоха послеобразовательной революции», - сказал Поляков.
Он напомнил, что количество людей с дипломами вузов среди молодежи превышает 50%, а в будущем этот показатель в РФ достигнет и 80%.
«То есть, мы какое-то постсоветское время занимались производством людей с высоким образовательным стандартом. А проблема оказалась в том, что структура экономики и вся социальная структура этого постсоветского общества, которое еще только ищет себя, абсолютно не подготовлена к такому наплыву дипломированных специалистов. Вот в этом и есть суть проблемы», - обрисовал суть проблемы эксперт.
Он подчеркнул, что вопрос о том, в каком состоянии сегодня образование и что с ним надо делать завтра - один из ключевых для всей стратегии государственного развития России.
По мнению Полякова, пока направленность вузов остается советской в том смысле, что система образования абсолютно не развернута на реальные потребности современного рынка.
Однако, по словам эксперта, есть и другие проблемы.
«Но здесь еще одна беда: современный рынок в России перекошен. Пока у нас сложилась экономика сырьевого государства. В ней совершенно не востребованы люди креативные, мыслящие на перспективу, инновационного склада ума. Им просто нет приложения», - отметил Поляков.
Он подчеркнул, что инновационных и венчурных предприятий практически нет, а те, что есть, легко покрываются людьми, которых производит все еще наша образовательная система.
Поэтому, по словам эксперта, дипломированные специалисты растворяются в этом рынке, идут работать не по специальности, а в результате возникает чувство неудовлетворенности, ощущение того, что человек со своими профессиональными знаниями не востребован.
«Это такой большой порочный круг, в котором одна проблема вызывает другую, и целая цепь нерешенных проблем загоняет общество в какой-то глубокий нерешенный тупик – за что не схватишься, все не так. Экономика плоха, потому что она сырьевая, а сырьевая она, потому что в ней нет инноваций, но инноваций нет, потому что нет спроса, но его нет потому что …. и т.д.», - сказал Поляков.
Он отметил, что в связи с обозначенными проблемами есть и несколько разноплановых задач. С одной стороны, нужно сделать некий аудит вузов для того, чтобы сфокусировать образование на потребностях рынка. С другой стороны, по словам эксперта, нужно создавать спрос на профессии, которые продолжают еще производить вузы России.
Он считает, что разговор об изменениях в сфере образования только начался.
Напомним, премьер-министр России Владимир Путин сегодня проведет встречу с ректорами российских вузов.
Как ожидается, в ходе беседы премьер затронет вопросы развития системы высшего профессионального образования, подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.
Проблемы в сфере образования последние дни в фокусе внимания руководства страны.
Как уже писали «Актуальные комментарии», в опубликованной 13 февраля статье Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» говорится о повышении качества высшего образования, совершенствовании системы приема в вузы, повышении престижа прикладных компетенций.
В этих целях, в частности, планируется с 1 сентября 2012 года повысить уровень оплаты преподавателей государственных вузов до средней по региону. В течение 2013-2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей в системе высшего образования должна быть повышена еще в два раза - до уровня 200% от средней по экономике. При этом предусмотрена система стимулов для конкурентоспособных преподавателей - тех, кто имеет научные результаты и пользуется авторитетом среди студентов. Цель - добиться того, чтобы зарплата определялась не принадлежностью к какому-либо учреждению, а реальным вкладом в образование и науку.