Поляков: ситуации с ЕГЭ обусловлена уровнем общей правовой культуры
Скандал вокруг ЕГЭ не утихает. Сегодня появилась информация, что аннулированы результаты ЕГЭ томской школьницы, причастной к утечке заданий в интернет. Напомним, ответы на тесты ЕГЭ появляются регулярно еще до начал экзаменов.
По мнению экспертов, необходимо ужесточить меры по борьбе с нарушителями. Об этом «Актуальным комментариям» сказал заместитель декана факультета политологии ВШЭ Леонид Поляков. Он отметил:
Появление ответов на ЕГЭ в соцсетях связано с новыми технологическими возможностями, которыми учащиеся виртуозно владеют. Сама возможность копирования тестов смартфонами, айфонами и прочими техническими средствами должна быть принципиально исключена. Контроль должен быть ужесточен.
Правовая неопределенность относительно ответственности за подобные поступки влечет и появление ответов на тесты в соцсетях.
У нас пока имеет место «культура правового бесправия», что дает постоянно о себе знать. Общество, в котором, право и закон отсутствовали в течение многих десятилетий, очень трудно привыкает к новым правилам. Нельзя рассчитывать, что появление процедуры, которая влечет какой-то социально значимый результат ( а хорошо сданный ЕГЭ – социально значимый результата, так как дает возможность поступить в хороший вуз), не будет сразу обрастать незаконными действиями.
Причем носители подобных практик свою вину не только не чувствуют, но примеряют на себя роль героев. В этом смысле понятна психология школьников, которые любыми средствами пытаются помочь товарищам, не сознавая, что наносят вред. Это конфликт существующей правовой культуры с процедурами, которые работают только в правовом обществе, где у граждан существуют соответствующие настройки и уважение к закону.
Модернизация общества – процесс очень непростой, упирающийся в выработанную ментальность, антропологические структуры, политически недоработанные механизмы. Нам предстоит длинный путь совершенствования этих процедур.
Я бы призвал из подобных вещей не делать политический скандал, а сделать верные административно-процедурные выводы.
Есть версия, что появление ответов на тесты ЕГЭ обусловлены намерением дискредитировать Министерство образования, которое критикуют со всех сторон. В таком случае, нужно начинать расследование. В любом случае есть возможности выявить, кто и когда выкладывает в интернет материалы и как они появились у конкретных людей.