Статья
25 Июля 2012 19:15

Поляков: сокращение числа вузов в РФ - это правильно

Поляков: сокращение числа вузов в РФ - это правильно
Фото: Shutterstock

<p>Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании Открытого правительства сообщил, что нашумевший законопроект «Об образовании» будет завтра внесен в Госдуму.<br />
<br />
«К любому законопроекту нужно относиться осторожно в том смысле, что написанные на бумаге буквы - это еще только намерения, которые, как правило, очень далеки от воплощения в реальной жизни», - заметил <strong>заместитель декана факультета политологии ВШЭ Леонид Поляков в интервью «Актуальным комментариям»</strong>.<br />
<br />
По его словам, наша двадцатилетняя практика очень хорошо это демонстрирует. «Законов принято много, тем не менее проблем и неудовольствий в нашей жизни еще больше», - констатировал он. <br />
<br />
Поэтому, по мнению Полякова, настала пора относиться к закону только как к первому шагу, в котором хотя бы четко обрисовано положение и намечены какие-то меры.<br />
<br />
«В чем основные проблемы сегодняшнего образования? Реальное положение студентов, учителей средней школы и вузовских преподавателей является очевидным тормозом в развитии всей системы. Когда люди бедны, то им, мягко говоря, не до того, чтобы учиться. Эту главную проблему нужно решать», - заявил он.<br />
<br />
По словам эксперта, в этой ситуации есть лишь один способ решения проблемы, а именно резкое увеличение финансирования. «То, что планируется приравнять стипендию к минимальному размеру оплаты труда, а зарплаты учителей в общеобразовательных школах сделать не ниже средней зарплаты по региону - это давным-давно назревшее решение», - убежден он. «Коль скоро финансы государства позволяют сегодня сделать это - надо это срочно делать», - уверен эксперт.<br />
<br />
«Помимо материальной стороны вопроса существует сторона содержательная - чему и как учить», - считает Поляков. <br />
<br />
По его словам, тут всё зависит от тех, кто учит, потому что никакие программы, стандарты не могут создаваться каким-то сообществом, посторонним самому преподавательскому сообществу. «Программы создаются не чиновниками, а теми, кто преподает, теми, кто учит. И это очень важный момент», - заметил он.<br />
<br />
«Качество преподающих в вузах и школах, с одной стороны, действительно зависит от материального обеспечения, но с другой стороны, оно зависит и от умения встраиваться в современные научные школы. А современные научные школы в открытом мире - это школы, которые не имеют границ», - подчеркнул Поляков.<br />
<br />
В этом смысле, по словам эксперта, закон направлен именно на то, чтобы систему российского образования раскрыть, сделать ее доступной миру и дать возможность глобализировать ее без утраты своей специфики.<br />
<br />
«Мы последние двадцать лет начали попадать в ситуацию научной провинции. Это очень серьезно сказывается на том, как и чему мы учим наших студентов высших учебных заведений и, в меньшей степени, школьников», - считает заместитель декана факультета политологии ВШЭ.<br />
<br />
«Это отставание должно быть ликвидировано», - подчеркнул он. <br />
<br />
По его словам, это можно сделать за счет того, что будет повышено качество преподавателей, за счет приглашения преподавателей из-за рубежа (не важно, из каких стран, главное, чтобы это были мастера, профессионалы в своей отрасли знаний).<br />
<br />
«Что касается доступности образования, то у нас есть конституционные нормы, поэтому беспокоиться насчет того, что все образование превратится в платное, не нужно», - полагает он. «А вот разумные пропорции того, что нужно бесплатно давать, а за что нужно платить - эта задача на повестке дня», - добавил Поляков.<br />
<br />
Говоря о высшем образовании эксперт отметил, что существует иллюзия, будто высшее образование должно быть открыто всем. «Это абсолютно неправильно», - уверен он.<br />
<br />
«Высшее образование действительно должно быть открыто каждому, кто хочет его получить, а вот само по себе желание его получить уже предполагает способность его получать», - пояснил он.<br />
<br />
«Нынешняя ситуация такой "принудительной массовости" высшего образования является патологической. Она совершенно нехарактерна для Западной Европы и Северной Америки, где высшее образование - это элитный уровень», - заметил Поляков. «Там в университеты идет небольшой процент тех, кто заканчивает средние школы, гимназии и так далее. У нас еще ощущается наследие Советского Союза», - полагает он.<br />
<br />
Что касается идеи сокращения количества вузов, идея такой разумной санации системы - правильная, убежден эксперт. «Она позволит, во-первых, уничтожить псевдовузы, которые обеспечивают молодых людей ни к чему неприложимыми бумажками, сертификатами и дипломами, а с другой стороны, высвободит довольно большое количество ресурсов, которые смогут быть направлены на то, чтобы нормально финансировать оставшиеся качественные вузы», - считает Поляков.<br />
<br />
Как сообщали <strong>«Актуальные комментарии»</strong>, Медведев в ходе <a href="http://actualcomment.ru/theme/2393/">совещания с Открытым правительством</a> напомнил, что законопроект об образовании по его поручению был <a href="http://actualcomment.ru/news/20332/">размещен в Интернете для обсуждения</a> еще в декабре 2010 года.</p>
<p>«Рано или поздно все заканчивается. Надо ставить точку», - подчеркнул он.<br />
<br />
«В конечном счете, надеюсь, мы получим хороший документ, во всяком случае, документ, который в гораздо больше степени отражает современное состояние российского образования, нежели все другие документы, в настоящий момент действующие в нашей стране», - добавил Медведев.</p>
<p>Кроме того, в ходе совещания глава правительства заявил о необходимости количества неэффективных вузов. </p>
<p>«Очевидно, что общее количество высших учебных заведений в нашей стране <a href="http://actualcomment.ru/news/45953/">превосходит все разумные рамки</a>. "Карфаген" должен быть разрушен, а значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, должна быть реорганизована или в конечном счете закрыта. Это мое абсолютное глубочайшее убеждение», - сказал он.</p>
<p>Напомним, сейчас в России насчитывается около трех тысяч вузов.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".