Комментарий
7 Сентября 2012 0:23

ПОНТЫ и ХАЛЯВА

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

На ММКВЯ в очередной раз говорят о спасении традиционного книгоиздания, которому, якобы, угрожает повсеместное распространение электронной книги, и повторяют как мантру десятилетней давности девиз двух полузагнувшихся за это время серьезных петербургских издательств «Читать модно». Читать, может, и модно (а может, и нет; соответствующие данные отсутствуют), а вот покупать книги – как не было модно, так и не стало. Напротив, отечественный книжный рынок сужается год за годом, - да и то, что на нем все еще продается, никак не радует (за редчайшими исключениями). Есть всемирная тенденция в целом негативного свойства, а есть сугубо отечественная – и она еще хуже.

Беды отечественного книгоиздания общеизвестны. Это монополизация как издательской деятельности, так и, в особенности, распространения, ставшая начиная с этого года (после фактического слияния АСТа с ЭКСМО) супермонополизацией. Это дороговизна книг и низкая платежеспособность населения. Это нищенские гонорары (или полное отсутствие таковых) подавляющему большинству авторов, исчисляемые от отпускной цены, плюс сумасшедшая наценка в торговых сетях. Это, вместе с тем, кризис перепроизводства, когда всеми правдами и неправдами на рынок выбрасывают огромное число никому не нужных книг, а институт экспертной оценки (рецензирование) отсутствует или насквозь коррумпирован. Это вытеснение книги на периферию общественного сознания.

Электронная книга – непременно дешевая и повсеместно доступная «на бескрайних просторах» - могла бы в этом смысле спасти положение, хотя бы частично. Однако на практике происходит прямо противоположное. Электронная книга сегодня в пять раз дороже, чем ей надлежало бы, - и происходит это отнюдь не только из-за никуда меж тем не девшейся алчности издателей. По сути дела, каждый покупатель электронной книги платит за себя и за того парня (а точнее, за себя и за пять других парней). За того парня, который скачивает ту же книгу бесплатно, пиратским образом. И, оглядевшись по сторонам, наш легалист рано или поздно следует примеру всех остальных.

Аналогичный процесс разворачивается в киноиндустрии, причем даже с опережением.  Не столько пустые залы и скверный прокат убивают ее – и уж подавно не DVD (лицензионные или, опять-таки, пиратские), а пиратская скачка. Видеопрокат (прямой аналог библиотек) пал первым, продажа DVD – вслед за ним. Причем связь (порочная связь) тут обратная: раз выпуска фильма на DVD продажами не «отбить», то стоит ли его на DVD выпускать? А если многих фильмов на DVD просто-напросто не найти, то их волей-неволей приходится скачивать. А если ты успешно (причем без потерь в качестве) скачиваешь их, то почему бы тебе заодно не скачать и другие – те, что на DVD выпущены? Тем более, что за ними нужно еще куда-то ехать (причем с каждым годом всё дальше, ведь магазинов все меньше), а компьютер у тебя всегда под рукой – включи и качай!

Разруха, как водится, не в клозетах, а в головах. Мы отнюдь не самая воровская страна в мире – и ничем не отличаемся от стран первого мира, допустим, по числу краж в супермаркетах. Просто в нашем сознании традиционно различаются воровство и халява. Воровать стыдно, а получать что-нибудь на халяву не стыдно. Хуже того, считается, что если наличествует возможность получить что-нибудь на халяву, то упустить ее – просто-напросто грех. Ну, а пиратское скачивание фильмов, сериалов, музыкальных клипов и. разумеется, книг проходит по ведомству не воровства, а халявы. Вот почему развитие электронного книгоиздания (бурно инициируемое сейчас, например, обновленным «Лениздатом») – путь, на мой взгляд, тупиковый. Как выпуск фильмов на DVD. И традиционной «бумажной» книге с этой стороны ровным счетом ничего не грозит.

Однако еще одной особенностью национального потребления (наряду с любовью к халяве) является неистребимое желание колотить понты. И этим желанием бизнесу грех не воспользоваться. И он уже пользуется. В области кино – выпуском проигрывателей и носителей класса blue ray. В книгоиздании – выпуском роскошных изданий по цене от трех до тридцати тысяч рублей за экземпляр. Причем речь не об альбомах по живописи и не о каких-то заведомых раритетах, а о вполне обычных, только богато изданных, книгах. На чем специализируется, например, петербургское издательство «Вита Нова».

Оно, конечно, подавляющему большинству любителей кино всё равно, в каком формате смотреть фильмы - blue ray или DVD. Всё, что лучше «тряпки», уже годится; а на худой конец – сойдет и оцифрованная «тряпка». А роскошно изданную книгу читать не только страшнее (попортишь, испачкаешь), но и просто неудобнее, чем «нормальную». Лишь бы не был слепым шрифт, да сама книга не разваливалась в процессе чтения. С детства помню, как глубоки и болезненны бывают порезы от страниц богато изданных книг… Но понты, понты!.. И вот ты смотришь копеечную комедию какого-нибудь Эйрамджана в формате  blue ray, и нежно поглаживаешь сафьяновый переплет очередного опуса Дарьи Донцовой или Бориса Акунина. Их-то обоих в сафьян пока, положим, не переплетают, но еще не вечер – доживем и до этого!

Итак, море разливанное электронной халявы  с одной стороны – и крутые понты с другой. Ну, а что посередке? А посередке – горе! И никаким «Читать модно» (или «Смотреть модно» или «Слушать модно») этого горя не избудешь, а главное, не отменишь.

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".