Статья
765 21 марта 2011 13:16

Попытка кадровой встряски

В середине марта 2011 года появилась информация о серьезных перестановках в центральном аппарате МИД России. По данным, обнародованным близкими к Кремлю СМИ, свои посты в ведомстве на Смоленской Сенной площади уже в ближайшее время могут покинуть сразу два заместителя министра. Речь идет об Александре Салтанове и Алексее Бородавкине. Первый курирует отношения со странами Магриба и Ближнего Востока, второй отвечает за взаимодействие с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Официально сведения о грядущих отставках в МИДе не подтвердили, но и не опровергли.

Потенциальное смещение двух заместителей Сергея Лаврова говорит о том, что в основном внешнеполитическом ведомстве страны будет проведена попытка кадровой встряски. В сжатый временной интервал со своих позиций будут смещены сразу два игрока со второй аппаратной ступени, курирующие важные территориальные направления. Подобные действия для министерства в целом нетипичны, так как традиционно предпочтение отдается точечным отставкам замминистра. В ограниченный период времени своё место покидает, как правило, один заместитель министра. Двойная перестановка в течение весны заметно обновит персональный профиль министерства и позволит пересмотреть его подходы к организации активности на Ближнем Востоке и АТР. Новые заместители Лаврова уже в силу самого факта своего назначения постараются внести «оживление» в активность отечественного внешнеполитического аппарата на курируемых треках.

Основной причиной отставки Салтанова стала его неспособность предугадать развитие ситуации в регионе Магриба и Ближнего Востока. МИД РФ не предполагал, что в течение двух месяцев с начала 2011 года этот регион сотрясет серия революционных волнений, две из которых приведут к смене правящего режима (в Тунисе и Египте), а третья – к гражданской войне низкой интенсивности (в Ливии). Москва готовилась к продолжению диалога с правящими режимами, некоторые из которых уже сошли с политической сцены. Непосредственную ответственность за эту оплошность несет Салтанов и его аппарат. Именно он курировал прямой диалог с лидерами арабских стран. Ему же был доверен контроль над ходом ближневосточного мирного урегулирования. Кроме должности замминистра, Салтанов занимает пост специального представителя президента РФ по Ближнему Востоку. Здесь РФ также не смогла добиться ощутимых прорывов ни как посредник на переговорах между Израилем и его территориальным окружением, ни как страна, претендующая на проведение профильной конференции в Москве. По двум направлениям своей прямой компетенции действия зама Лаврова были недостаточно продуктивными.

Формально для обоснования отставки куратора стран арабского мира будет использован факт достижения им предельного возраста. Салтанов 1946 г.р. В феврале 2011 года ему исполнилось 65 лет. После этого его пребывание в дипломатическом корпусе было возможно только на основе специального разрешения. Желания продлевать срок работы Салтанова у Кремля и Смоленской Сенной не возникло. Данный факт косвенно указывает на то, что поводом к отставке служит недовольство вышестоящего руководства деятельностью замминистра в Магрибе и на Ближнем Востоке. Не случайно, что его увольнение произойдет в период продолжающихся в ряде стран региона революционных событий. Если бы деятельность Салтанова была более эффективной, его «проводы» с госслужбы состоялись только после стабилизации ситуации. В авральном режиме, в котором сейчас действует министерство на ближневосточном и североафриканском направлении, увольнять продуктивно работающего дипломата высшего ранга никто бы не стал. Примечательно, что после ухода из МИДа заместитель Лаврова по арабским странам займет пост вице-президента ОАО «РЖД», курирующего международные проекты. Это также подтверждает вынужденность его увольнения из министерства иностранных дел. Если в «РЖД» возраст Салтанова не стал помехой для занятия ответственного поста, то он смог бы проработать ещё какое-то время на схожей позиции и во внешнеполитическом ведомстве. Видимо, для прекращения его дипломатической карьеры были веские причины, связанные со сферой непосредственной компетенции.

Наиболее вероятным доводом в пользу отставки Бородавкина выступают замедленные темы переориентации российской внешней политики на АТР. Смещение центра мировой политики и экономики в этот регион началось ещё в начале 1990-х годов. Первыми эту тенденцию заметили США. Уже администрация Билла Клинтона провозгласила концентрированное сосредоточение на странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии. Непосредственным архитектором такого шага был Уоррен Кристофер, занимавший пост государственного секретаря с 1993 по 1997 год. Последующие американские правительства подтверждали этот курс. РФ стала проявлять интерес к региону Азии и Тихого океана с заметной задержкой - лишь с середины 2000-х годов. Однако полноценная разработка стратегии на этом направлении началась только в 2010 году. Ответственным за предоставление информации по азиатским странам для Кремля, а также за поддержание канала прямой связи с политико-дипломатическими элитами АТР являлся Бородавкин. Следует полагать, что его деятельность в данном качестве была признана не вполне соответствующей запросам администрации Дмитрия Медведева.

Версию о профессиональных причинах отставки зама Лаврова по азиатским странам подтверждает предполагаемое развитие его дальнейшего карьерного пути. Бородавкин, скорее всего, будет отправлен послом в одну из азиатских стран. Практика перевода заместителя министра в ранг руководителя дипломатической миссии в отдельном государстве встречается достаточно часто. Таким образом, поддерживается принцип ротации дипломатов внутри МИДа. Однако обращает на себя внимание то, что Бородавкин станет послом раньше положенного срока. Он вошел в окружение Лаврова лишь в марте 2008 года. Как правило, средний срок пребывания на посту замминистра составляет 4-5 лет.

Максим Минаев, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".