Статья
2173 4 ноября 2014 10:38

Порошенко намерен отменить закон об особом статусе Донбасса

Президент Украины Петр Порошенко намерен 4 ноября внести на рассмотрение Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) вопрос об отмене закона об особом статусе в Донбассе. 

«Один из вопросов, который я вынесу на рассмотрение СНБО, — отмена закона об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», — заявил Порошенко в обращении, текст которого размещен на его сайте.

При этом президент подчеркнул, что украинские власти будут готовы принять новый закон — «при возвращении всех сторон к выполнению Минского протокола». «В случае прекращения огня, создания буферной зоны, установления контроля за рубежом», — цитирует президента «КоммерсантЪ»

Петр Порошенко пояснил, что новый закон будет предусматривать четкие границы районов с порядком местного самоуправления согласно Минским договоренностям, а также бюджетную децентрализацию, «которая снимет болезненный вопрос, кто кого кормит». 

«Она (бюджетная децентрализация. — прим. ред.) позволит этим районам самим на основе собственных ресурсов отвечать за свое финансирование. Каждому — по труду»,— заверил глава государства. 

По словам Порошенко, Международный валютный фонд, который будет наполняться в том числе и при участии иностранных партнеров, «в полной мере обеспечит восстановление инфраструктуры Донбасса при условии возобновления там украинской власти, мира, спокойствия и безопасности».

Порошенко пообещал народу преодолеть все трудности и добавил, что «никогда и никому» не даст остановить продвижение Украины в направлении Европы. «Стремление украинцев к ЕС определено самой нашей природой как европейского народа. А бороться с самой природой — совершенно бессмысленно»,— уверен Петр Порошенко.

В свою очередь в ДНР и ЛНР утверждают, что «Киеву придется считаться с мнением народа Донбасса, хочет он этого или нет».

Такое заявление по итогам выборов в ДНР и ЛНР сделали накануне первый заместитель председателя правительства Донецкой народной республики Андрей Пургин и председатель Верховного совета Луганской народной республики Алексей Карякин.

В народных республиках отмечают, что «выборы состоялись». «Они прошли очень успешно. Наш народ сам наделил себя особым статусом», — говорится в заявлении.

«Киеву придется считаться с мнением народа Донбасса, хочет он этого или нет. И никакие политические и юридические трюки здесь не сработают», — утверждают в ДНР и ЛНР.

Как говорится в заявлении, «никакие акты Украины, принятые в одностороннем порядке без согласования с вновь избранными органами власти ДНР и ЛНР, действовать на нашей территории не будут».

«При этом мы открыты для продолжения диалога. Но этот диалог должен быть равноправным», — подчёркивают авторы документа. 

Комментируя заявление украинского президента, один из лидеров движения «Донецкая республика» Денис Пушилин заявил, что инициатива  Порошенко отменить закон об особом статусе Донбасса стала следствием истерики.

«Дело в том, что выборы прошли при высокой явке, и все наблюдатели отметили, что они состоялись. В этой ситуации Киев будет прибегать к разным формам давления. Надеемся, что у киевских политиков хватит благоразумия сесть за стол переговоров с лидерами ДНР, которым народ оказал доверие», — сказал Пушилин агентству ТАСС.

По его словам, властям самопровозглашенной республики стоит в первую очередь заняться внутренними делами (создание рабочих мест, подготовка к зиме), хотя и о выстраивании отношений с Киевом забывать не нужно. 

«Я также выступаю за продолжение торговли углем с Украиной. Это работа наших предприятий, это рабочие места, это, в принципе, не что иное, как внешнеэкономические торговые связи», — заявил представитель Донецкой республики.

Позже вице-премьер ДНР Андрей Пургин заявил, что самопровозглашенная Донецкая народная республика приветствует решение Киева отменить закон о статусе Донбасса, поскольку он прикрывал агрессивные планы украинского руководства и умышленно не вводился в действие.

По словам Пургина, закон «служил ширмой, прикрывающей агрессивные планы Киева, которые на деле сводятся к продолжению обстрелов мирных городов и экономической блокаде Донбасса».

Председатель Верховного Совета ЛНР Алексей Карякин также сделал заявление, касающееся «Закона об особом статусе регионов Донбасса». Выступая перед журналистами в Луганске Карякин заявил: «Если редакция нового закона Украины об особом статусе регионов Донбасса не будет согласована с Луганской Народной Республикой, он не будет действовать на ее территории».

Напомним, в воскресенье, 2 ноября, в Донецкой и Луганской республиках прошли выборы руководителей и депутатов

По итогам голосования ДНР возглавил премьер-министр Александр Захарченко — он набрал свыше 77% голосов. Явка на выборах составила более миллиона человек.

На выборах главы провозглашенной ЛНР победил Игорь Плотницкий. Он набрал 63,08% голосов. 

Киевские власти ранее назначили местные выборы в Донбассе на 7 декабря, а выборы 2 ноября считают нарушением минских соглашений. Вице-премьер ДНР Андрей Пургин ранее заявил, что на минских переговорах стороны договорились, что выборы в Донбассе пройдут именно 2 ноября. По его словам, говорить о проведении выборов 7 декабря бессмысленно, поскольку они назначены на основании украинского закона об особом статусе Донбасса, который сейчас фактически не действует.

Комментарии экспертов
Порошенко выступил в своем фирменном стиле, пытаясь, как он это часто делает, и удовлетворить "ястребов" в Верховной Раде, и, одновременно, намекнуть ополченцам на стремление к продолжению диалога.

Заявление о намерении принять новый Закон об особом статусе, с указанием четких границ попадающего под его действие региона, является фактическим признанием правоты лидеров ДНР и ЛНР, подчеркивавших ничтожность действующего документа, где эти параметры не определены.  

Впрочем, параллельно украинский президент, судя по всему, планирует снять с себя и ответственность за выполнение одного из ключевых пунктов Минских соглашений - о необходимости принятия программы экономического возрождения Донбасса и восстановления его жизнедеятельности.

В то время, как в существующей версии Закона прописаны хоть какие-то шаги в соответствующем направлении, в следующем варианте Порошенко явно намерен отказаться от данных обязательств, переложив их на некий международный фонд и на сами республики - с формулировкой о "бюджетной децентрализации". В результате, вместо одного несовершенного законодательного акта, пробелы в котором можно было бы устранить с помощью простого принятия поправок, на свет появится документ, не только нивелирующий часть имеющихся озабоченностей, но и создающий новые камни преткновения.

Если, конечно, до этого дойдет дело - и обновление состава Рады, и усиление позиций Арсения Яценюка и его окружения явно не будут способствовать успеху запутанных мирных инициатив президента. Отменив не работавший, но символически важный Закон об особом статусе, глава страны создаст положение неопределенности, при которой перед киевской "партией войны" не будет препятствий для расшатывания и без того нестабильной ситуации.

Успеет ли Порошенко заполнить правовой вакуум, не повторив при этом ошибок, допущенных при принятии первого Закона об особом статусе - вопрос пока что открытый, и ответ на него будет зависеть, по большей части, от готовности украинского лидера проявить политическую волю, которой ему до сих пор нередко не хватало.
Порошенко может подписывать закон об особом статусе Донбасса, отменять закон об особом статусе Донбасса, но это ничего не меняет. Этот закон все равно по большому счету не действовал и вряд ли будет действовать. Как мы знаем, в течение всего так называемого перемирия шли военные действия.

Границы Донбасса, с которым Порошенко вроде как вводил особый статус, а теперь собирается отменять, были не определены. Линия разграничения была проведена условно по линии фронта, но две недели назад Киев отозвал свою подпись под этим соглашением. И до этого оно тоже не выполнялось. А когда что-то не выполняется, то что оно подписано, что отменено — от этого нет никакого толка.

Я считаю, что можно ставить крест на минских соглашениях также, как, собственно, и на самой Украине. Это можно было сделать уже  давным-давно, независимо от того, были минские соглашения или их не было. Потому что нацистское государство на границах России существовать не может по определению, следовательно, оно будет ликвидировано тем или другим способом.

Все это время Киев к возобновлению полномасштабных военных действий подталкивала сама ситуация. В принципе, начало возобновления военных действий — это единственный выход для Украины. Очевидно, что украинская сторона проигрывает, поэтому военный переворот в Киеве неизбежен. В любом случае ожидается некая гражданская война всех против всех. И уже даже не Киева с юго-востоком, а тех властей, которые сидят в Киеве, друг с другом, независимо от того, возобновят они боевые действия или не возобновят. Но возобновление боевых действий — это их активная жизненная позиция. А не возобновление боевых действий — это пассивное ожидание ими своей смерти.

Как правило, люди всегда выбирают все-таки активную позицию, поэтому Киев должен был возобновить боевые действия, и должен был сделать это уже давно. Проблема для Киева заключается только в том, что изменился баланс сил в пользу ополчения. Украинские власти прекрасно понимают, что если они потерпели поражение в августе, то сейчас они потерпят еще более сокрушительное поражение, и ополчение может остановиться где-нибудь во Львове или на западной границе Украины. Поэтому Киев оттягивает начало боевых действий, просто-напросто боясь абсолютного разгрома. Но так или иначе военные события еще только предстоят, так что в данном случае у Киева просто нет другого выхода.

Между тем на Западе тоже работают неглупые люди, которые прекрасно понимают ситуацию на Украине. Они прекрасно понимают, что рано или поздно (причем, скорее, раньше, чем позже) такого государства, как Украина, не будет, не будет и этих киевских властей. Полагаю, они уже сейчас думают о том, как, с кем и зачем они будут работать уже после Украины. Другое дело, что Запад тоже неоднороден, у него разные интересы, соответственно, и разный подход к власти. Допустим, Соединенным Штатам выгодно, чтобы состояние гражданской войны на Украине (даже гражданской войны, захватывающей не только Донбасс, а всю Украину) продолжалось как можно дольше. А Европе выгоднее, чтобы это закончилось как можно быстрее, чтобы там был наведен порядок. Но поскольку на Украине сейчас уже начинает более активно играть Европа нежели Соединенные Штаты, то все-таки более вероятен второй вариант. Этот вариант подразумевает то, что порядок будет наведен относительно быстро совместными усилиями Европейского союза и Российской Федерации. Но все эти проблемы никак не отражаются на реакции Запада на Порошенко.

После того, как Запад, Европа и Соединенные Штаты легитимировали Порошенко, признали его президентом, они уже не могут от него отказаться. Поэтому они будут поддерживать любые его действия или в лучшем случае не замечать. Но при этом в Европе и в Соединенных Штатах прекрасно понимают то, что чем быстрее будет свергнут Порошенко, тем раньше у них будут развязаны руки по отношению к Украине.

Я считаю, что в этой сложной ситуации просто нет компромиссного решения. Потому что за все это время погибли уже десятки тысяч людей как минимум, возможно, даже больше. За гибель людей и за разрушение городов кто-то должен отвечать. В гражданской войне ответственность несет проигравший. То есть кто-то должен победить в войне, а кто-то должен сесть в тюрьму.

Я полагаю, после отмены Петром Порошенко закона об особом статусе Донбасса могут последовать две вещи.

Первый вариант заключается в том, что в случае отмены закона Украина встает на путь конфронтации с юго-востоком, и не исключается нарушение минских соглашений о перемирии и возобновлении военных действий на юго-востоке.

Второй вариант - будет корректировка этого закона, поскольку нынешняя редакция закона очень размыта. Там не указаны ни границы,  ни конкретные сроки, ни конкретная помощь, которая будет оказываться. Поэтому, если это будет детализация закона с наполнением его конкретикой, тогда можно будет рассчитывать на какой-то позитивный результат.

Но очевидно, что дальнейшую судьбу этого закона и то, как он будет применяться на практике знает, пожалуй, только сам господин Порошенко.

Есть определенная вероятность того, что за отменой данного закона может быть отменено и условное перемирие. Пока еще трудно судить о степени готовности Киева к возобновлению военных действий, но абсолютно точно, что возобновление войны чревато самыми тяжкими последствиями для обеих сторон – и для жителей Донецкого и Луганского регионов, и для самого Киева.

Если взята пауза для улучшения подготовки украинской армии, для повышения ее боеготовности, то это говорит о том, что Киев готовится силой вернуть себе Новороссию. Я думаю, что это невозможно. Мы видели как проходило голосование, и люди, которых почему-то на Западе называют террористами, стояли в огромных очередях, чтобы получить бюллетени и проголосовать за своих руководителей и за нынешние власти Новороссии. То есть в случае возобновления военной операции украинская армия может натолкнуться на серьезное сопротивление в лице не только вооруженных ополченцев, но и самих жителей Донецкой и Луганской республик.

Я убежден, что боевые действия в любом случае кончатся катастрофой для всей Украины. Они только ускорят ее раскол на несколько частей. Совершенно понятно, что модель устройства Украины как унитарного государства, к сожалению, не будет работать, ведь в стране слишком много противоречий на различных уровнях, в том числе языковых, обычаях, ментальности и т.д.

Хотелось бы верить, что кто-то остановит эти горячие головы, «партию войны», и боевые действия не восстановятся. Ведь нельзя забывать о том, что Донбасс стоит накануне надвигающейся зимы со всеми вытекающими отсюда проблемами. Поэтому будем надеяться, что все-таки здравый смысл возобладает.

Гораздо интереснее в этом смысле понаблюдать за реакцией Запада на это заявление Порошенко, ведь минские соглашения во многом были достигнуты их стараниями. Пока что Запад молчит, впрочем в этом есть некая инерционность. Порошенко по привычке делает заявления поздно вечером. Мне кажется, западные политики пока еще не успели проанализировать этот шаг и не подготовили соответствующий ответ на него. Но я надеюсь, что союзники Порошенко на Западе остановят его от резких шагов, призовут к благоразумию, потому что боевые действия в центре Европы чреваты разрастанием в большой конфликт. Надеемся, что этого не произойдет. 

В целом ситуация складывается довольно тревожная. С одной стороны, мировое сообщество отказывается признавать результаты выборов в Новороссии. В связи с этим возникает вопрос: а что должно произойти, чтобы Запад их признал? Кого они хотели видеть на избирательных участках, кого хотели видеть в помещениях для голосования? Ведь понятно, что выборы были абсолютно демократическими. 

Мы видели цивилизованную картину, как люди шли на эти выборы. Но их мнение, к сожалению, никто не хочет учитывать только потому, что эти люди не признали Порошенко своим президентом и не хотят признать верховную власть в Киеве. Естественно, у этих людей  есть серьезные претензии к украинской власти, которые особенно сильно проявились после того, как мирные города и сёла Донецкой и Луганской областей были подвергнуты жесточайшим бомбардировкам, артиллерийским обстрелам, уничтожению людей. И я считаю, эти претензии вполне обоснованы. 

Но это вовсе не означает, что нужно аннулировать минские соглашения и пускать ситуацию на самотек. Я думаю, что Европа должна вместе с нами, вместе с нашими партнерами за океаном, я имею в виду Соединенные Штаты, садиться срочно за стол переговоров с тем же Порошенко и выбирать мирные пути выхода из кризиса, другого пути нет. Если Украина станет очагом начала нового военного конфликта мирового масштаба, то это будет трагедия для всего мира, а не только для Украины и России.
8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".