Статья
2148 2 декабря 2014 15:42

Сначала украинец, потом — министр

Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о предоставлении украинского гражданства трем иностранцам, претендующим на посты в кабинете министров.

Об этом сообщается в президентском твиттере. Указ касается соучредителя компании Horizon Capital Натальи Яресько, партнера инвестиционной компании East Capital Айвариса Абрамовичюса и бывшего министра здравоохранения Грузии Александра Квиташвили.

Ранее сообщалось, что Яресько, имеющая американское гражданство, может возглавить министерство финансов Украины, литовец Абромавичюс — министерство экономики, а  Квиташвили — министерство здравоохранения.

Как отметил пресс-секретарь главы Украины Святослав Цеголко, вопрос предоставления гражданства рассматривала комиссия при президенте, которая признала, что этот шаг представляет государственный интерес, передает «РБК-Украина».

Кроме того, 2 декабря в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в некоторые украинские законы, касающихся привлечения к работе в государственных органах иностранцев. Его авторами являются депутаты от «Блока Петра Порошенко».

Ранее депутат от пропрезидентской партии Владимир Мельниченко заявил, что иностранцы могут занять 4-5 министерских постов в новом правительстве Украины.

2 декабря Верховная Рада восьмого созыва, сформированная по итогам выборов 26 октября, проводит своё второе заседание. На повестке дня — вопрос формирования правительства.

На первом заседании 27 ноября депутаты приняли присягу, сформировали коалицию большинства из 5 партий (в неё вошли представители «Блока Петра Порошенко», «Народного фронта», «Самопомощи», «Радикальной партии» Олега Ляшко и «Батькивщины»), утвердили Арсения Яценюка на должность премьер-министра Украины и избрали депутата от «Блока Петра Порошенко» Владимира Гройсмана спикером Рады.

Выступая в Верховной Раде, украинский президент тогда заявил, что не надо бояться назначать на высокие должности иностранных граждан. Он предложил депутатам внести изменения в законодательство, которые позволят «привлекать иностранцев для работы на руководящих должностях в кабмине». По мнению Порошенко, гражданин другой страны мог бы возглавить Антикоррупционное бюро.

Комментарии экспертов
В государствах по-разному относятся к приглашению зарубежных фигур на государственные посты. Подчёркиваю, мы сейчас говорим не о вообще приглашении иностранных специалистов, а о занятии иностранными специалистами государственных постов, в частности, речь идёт о министрах и заместителях министров — это государственные должности.

У разных государств есть своя политика по поводу привлечения иностранных граждан на государственные должности. И в этом смысле это исключительно дело украинцев. Но есть несколько важных деталей, на которые надо обратить внимание.

Речь идёт о том, что иностранный специалист приглашается не на должности министров, а на должности, которые исполняют функции советников, помощников, консультантов. Если они приглашаются на государственные должности, то здесь есть определённое лукавство со стороны украинского руководства, так как украинское законодательство запрещает двойное гражданство.

Тем не менее, в самом факте приглашения на правительственные посты иностранцев нет ничего особенного. Более того, есть некоторый международный опыт, который говорит о том, что иногда это бывает очень полезно. В качестве примера можно привести Израиль в момент финансового кризиса, который был пять лет назад: тогда руководство Израиля пригласило на пост главы Центробанка Стэнли Фишера — одного из лучших руководителей Международного валютного фонда (на тот момент он уже не занимал этот пост). И оказалось, что это было очень удачным приглашением. И всем мировым финансовым сообществом признано, что именно грамотное поведение и политика Стэнли Фишера помогла Израилю удачно выйти из ситуации всемирного глобального финансового кризиса.

Между тем, в этом вопросе есть и очень серьёзная разница. Дело в том, что Украина не просто не допускает второго гражданства, в отличие от Израиля и других стран, которые приглашают иностранцев на государственные должности. Украина давно уже имеет уголовное наказание за второе гражданство. То есть фактически речь идёт о неком государственном лицемерии.

Отсюда следует, что если приглашается иностранный специалист на государственные должности (к примеру, немец или грузин), то от него требуют фактически предать свою Родину, отказаться от своего гражданства, и принять гражданство Украины.

Все отлично понимают, что если украинская власть принимает такое решение, то либо она лукавит, либо она закрывает глаза на свое собственное законодательство, чем фактически подтверждает свою политику двойных стандартов. Получается, что для простых граждан законы одни, а для приглашённых министров совсем другие.

Хочу подчеркнуть, что на Украине наличие двойного гражданства — это уголовное преступление, в отличие, например, от России. Человек, который имеет второй паспорт, запросто может сесть в тюрьму.

Чтобы устранить это противоречие, Украина должна принять решение о том, что у неё вводится полновесное двойное гражданство, и тогда она может на законных основаниях приглашать иностранных специалистов не только в качестве консультантов, но и в качестве государственных и министерских чиновников.

Если Украина намерена пригласить иностранных кандидатов в свое правительство, ей необходимо будет внести соответствующие поправки в Конституцию. Конституционная реформа, наверное, очевидный для всех рубеж, который надо будет пройти Украине в ближайшее время. Другой вопрос, что надо сначала поменять Конституцию, а потом принимать решение о приглашении иностранных специалистов, а не наоборот. А то возникает ситуация, при которой не основной закон регулирует второстепенные законы, а второстепенные законы меняют основной закон. Так не делается нигде.

Напоминаю, что принятие Конституции — это, на самом деле, отдельная процедура. Конституция — это не просто закон, а основной закон страны. И основной закон страны принимается по отдельной процедуре. Это не закон о дорожном движении или о ветеринарной службе. Но эта процедура никак не прописана и никак не отрегулирована.

В любом случае, общий принцип такой: Украина имеет право принимать любое решение, как суверенное государство, в том числе, брать ли иностранцев  на государственные должности или нет — это первое. Второй пункт — в мире есть разная практика, в том числе, есть и удачная практика, кода иностранцы приглашаются на государственные должности. Третье — эта практика никогда не совместима с запретом на второе гражданство. Поэтому либо надо изменить действительно основной закон Украины (разрешающий второе гражданство), и тогда действительно возникает окно возможностей для привлечения иностранцев, либо приходится признать, что Украина занимается государственным лицемерием. Третьего здесь не дано.

Что касается непосредственно кандидатов, то я могу сказать только одно: правительство Грузии действительно обладало хорошей менеджерской репутацией, и действительно являлось хорошей командой управленцев. Это объективная данность. Надо признать, что в сфере борьбы с коррупцией и особенно в сфере правоохранительных органов у Грузии были большие успехи.

Минус заключается только в том, что ни один из этих специалистов не работал в Украине. И в этом смысле в отличие, например, от приведённого мной примера Стэнли Фишера (ведь управление финансами достаточно универсальная процедура), от кандидатов требуется знание страны, но не в такой степени, как например, борьба с коррупцией. Это процесс,  который глубоко укоренён в образ жизни и уклад страны. Могут ли иностранцы справиться с такой задачей, покажет только время.

Могу отметить, что репутация у представленных кандидатов действительно хорошая. Сказать о том, что у кого-то из них она скандальная, я не могу, поскольку не знаю таких случаев. Разве что Саакашвили. Но к счастью, даже у Саакашвили хватило ума дезавуировать эту идею и не ставить себя и Украину в неловкое положение.

В принципе практика работы иностранцев на государственных должностях не является экзотической, она не является чем-то необычным. И, скорее всего, оценивать их будут по результатам работы, а не по тому, что они иностранцы. Поэтому, не думаю, что это удивит кого-нибудь в мировом сообществе. Другой вопрос, как украинское общество будет воспринимать это правительство?

Дело в том, что уже сегодня оппозиция  вполне законно обвиняет правящую коалицию в том, что она объявляла народу о готовности программы реформ, и о том, что она знает, каким образом изменить положение на Украине. Между тем, украинская власть знает это только на бумаге.

Даже приведённый мной пример Стэнли Фишера в Израиле — это был пример, когда в кабинет вошёл действительно крупномасштабный специалист в своей области, пусть и гражданин другой страны. Но Израиль, обладающий колоссальным кадровым потенциалом во всём мире, не приглашал к себе целый штат иностранных специалистов.  

Иными словами, приглашение руководством Украины такого большого числа иностранцев означает, что, как минимум, у нее имеются проблемы с кадровым потенциалом. То есть, она фактически признает беспомощность своей политической команды.
Президент Украины Петр Порошенко нарушил украинское законодательство, потому что оно не предусматривает двойного гражданства. Я не слышал, чтобы кто-то из иностранцев от своего родного гражданства отказывался для работы в украинском кабмине. Впрочем, возможно, они такие заявления и написали, но и в таком случае, они не стали сразу гражданами только Украины.

Что касается причин решения Порошенко привлечь иностранных специалистов для работы в правительстве Украины, то это ни как не связано не столько с тем, какими выдающимися специалистами они являются или не являются. Любой самый выдающийся специалист, не владеющий особенностями местной системы, не проросший в неё, в общем-то будет испытывать очень серьёзные трудности при реализации любых проектов.

Решение Порошенко связано с его попыткой обыграть Яценюка в борьбе за кабмин. Дело в том, что в случае, если бы Порошенко, который хочет контролировать кабмин, ключевые министерства, в том числе, связанные не только с силовым блоком, но и с финансовыми потоками, предложил любого милого и приятного ему украинского политика, то Яценюк бы воспротивился, сказал бы, что это не дело Порошенко вмешиваться в этот процесс, что у него есть свои кандидатуры. Когда Порошенко говорит, что у нас все украинцы — коррупционеры, поэтому мы их не можем назначать, тем более, что работать-то не умеют, лучше назначим иностранцев, Яценюку возразить нечего, потому что он последние полгода сам хвастался тем, сколько у него иностранных консультантов работает в министерствах. В каждом консультируют иностранцы. Порошенко просто доводит эту идею уже до абсурда. Возразить против этих кандидатур Яценюк не может. Общество это воспринимает нормально: сейчас придут варяги, научат жить. Поэтому Порошенко может совершенно спокойно провести своих людей на ключевые должности.

В данном случае Порошенко решает свою политическую задачу PR-методами. Пока что решает ее эффективно. Но Украина находится в таком состоянии, что любые политические решения не являются окончательными, потому что сейчас на Украине власть рождает винтовка.
Порошенко дал гражданство иностранцам, имеющим опыт успешных административных реформ (Грузия), предполагая, что они могут быть использованы на коррупциногенных должностях в кабинете министров Украины, где отсутствие «укорененности» в украинской почве — достоинство, а не недостаток. В то же самое время привлечение иностранцев свидетельствует о низком качестве украинской элиты, которая не может найти среди себя хотя бы «двух праведников».

В ситуации на Украине «пришелец» вполне может помочь. Проблема в том, примут ли его подчиненные и получит ли он поддержку президента, когда будет выстраивать в своем ведомстве новую бюрократическую вертикаль.

Сегодня однозначно сказать о будущем этой акции ничего нельзя. Если это будут отдельные мероприятия вне широкой административной реформы, то, скорее всего, они провалятся. А если украинская власть начнет создавать эффективную бюрократию, то подобные назначения весьма полезны. В прямом виде обычно иностранцев не назначают, обычно их используют в качестве советников. Кстати, так было и в России 90-х годов. Как это получится у Украины — покажет время.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".